Основы конституционного права Французской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Проведена классификацию действующей Конституции Франции в соответствии с основными характеристиками.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат МОЙ!!!!!.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

Комиссар республики (префект, супрефект) теперь не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности.

  1. Статус Президента и Правительства во Франции

Система органов власти Франции  основана на принципе разделения властей. Франция сегодня — это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и Правительство. Вместе они образуют центральную исполнительную власть. Институт сильного президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г. Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором туре. Интересно отметить, что ни Конституция Франции, ни законодательство о выборах, напрямую не устанавливают минимального возраста для кандидатов на пост Президента. Однако косвенно этот возраст все-таки можно определить. Дело в том, что Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Депутатами Национального собрания могут быть французские граждане, достигшие 23 лет, а членами  Сената - 35 лет. Таким образом, кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший именно 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти.

Для предоставления кандидатуры  на пост президента Республики необходимо собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые должны быть представлены в Конституционный Совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в президенты страны должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся граждан публикуются.

Кандидаты на пост Президента страны должны представить в Конституционный Совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны. Для кандидатов на должность Президента Французской Республики установлен залог приблизительно в 2000 евро.

Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента - Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются. Президент наделен так называемыми собственными единоличными полномочиями, которые может осуществлять самостоятельно. Так, например, он вправе распустить нижнюю палату Парламента, однако только после консультаций с Премьер- министром и председателями палат Парламента.

Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной  целостности страны. Ему принадлежат  широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном  порядке, другие полномочия требуют  контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент  издает важнейшие регламентарные акты - ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования. Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может инспирировать политический кризис.

Правительство несет ограниченную парламентскую ответственность  перед нижней палатой, которая реализуется  путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия). Правительство  является коллегиальным органом Структура правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового правительства либо при его реорганизации. Решающая роль в формировании правительства принадлежит главе Французской Республики. Правительство в полном составе именуется Советом министров, так как его председателем является Президент. Правительство может собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Кабинетом министров. Премьер-министр обладает достаточными полномочиями. На него возложена ответственность за национальную оборону, исполнение законов, взаимодействие с Парламентом. Акты правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулирования.

  1. Парламент Франции: структура, полномочия

Высшим представительным и законодательным органом Франции  является бикамеральный Парламент. Нижняя палата - Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенационального представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты. Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст. Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции. Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

  1. Конституционный контроль

Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным советом. Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. 3 члена Совета назначаются Президентом, 3 - председателем Сената и 3 - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, то вправе его отменить. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов Парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

7 Судебная власть

Судебная система Франции  регламентируется в VIII разделе Конституции  «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается  органическим законом, а сами судьи - несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление  правосудия при рассмотрении гражданских  и административных дел возлагаются  на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед  правосудием и нейтральность  судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и  возможность кассационного обжалования.

Судебная система Франции  многоступенчата, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибуналы большой инстанции – рассматривают большую часть уголовных и гражданских дел. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Страшун Б. А. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие.- М.: Издательство Юрайт; 2011.-795 с;
  2. Ларин А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций.- М: Книжный мир, 2008.-180 с.;
  3. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран - М: Издательство Юрайт, 2011.-403 с.

Информация о работе Основы конституционного права Французской республики