Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

В годы пятой пятилетки (1951 —1955 годы) завершился переход ко всеобщему 7-летнему и расширено среднее образование. По мере роста количества молодых людей, оканчивающих среднюю школу, к середине 50-х годов остро встала проблема подготовки молодежи не только к обучению в высшей школе, но и к общественно-полезному труду в народном хозяйстве. Это потребовало реформы общеобразовательной школы, которая стала проводиться с конца 50-х годов. Реформа предусматривала введение всеобщего 8-летнего обучения, преобразование средних школ с 10-летним обучением в средние 11-летние (с 1964 года вновь совершили на 10-летнии срок обучения). Расширялась сеть вечерних и заочных школ. Изменялись учебные пианы, программы, учебники. Больше внимания стадо уделяться трудовому воспитанию, подготовке школьников к жизни и работе на производстве.

Вложенные файлы: 1 файл

история готовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

В этот период развивалось музыкальное искусство. Были написаны и поставлены оперы Ю. Семеняки «Калючая ружа», «Новая зямля» и др., Г.Вагнера «Сцежкаю жыцця», Д. Смольского «Францыск Скарына» и др. В песенном жанре активно работали И. Лученок, Э. Ханок, Л. Захлевный и др.

Большую работу по популяризации стародавних народных песен и песен белорусских композиторов проводил вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный в 1969 г. Уже в 1970 г. высокий профессиональный уровень коллектива был отмечен второй премией Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В дальнейшем ансамбль завоевывал звание лауреата Всесоюзного конкур исполнителей советской песни (1973 г.), X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973 г.), международного фестиваля песни «Золотой лев» (1973 г.) и др. В 1989 г. В. Мулявину было присвоено звание народного артиста СССР

В 1974 г. был создан вокально-инструментальный ансамбль «Сябры». Его художественным руководителем и ведущим солистом является А.Ярмоленко. Репертуар ансамбля состоит из народных песен, песен белорусских композиторов.

Танцевальные и инструментальные группы, исполнителей народных песен объединял белорусский фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки», созданный в 1974 г. В репертуаре ансамбля широко представлены народные танцы, вокально-хореографические композиции. В музыкальной сопровождении используются белорусские народные инструменты - цимбалы, лиры, жалейки и др.

В этот период успешно развивалось киноискусство. Студия «Белорусьфильм» каждый год выпускала на экран до 70 художественных, документальных и научно-популярных фильмов. На киностудии художественного объединения были созданы хронико-документальные научно-популярные, телевизионные и мультипликационные студии.

Политика русификации наложила отпечаток на развитие театрального искусства. Хотя количество театров увеличилось с 11 в 1960 г. до 17 в 1985 г., но только три театральных коллектива являлись белорусоязычными. В сер. 50-х годов в репертуаре театров было мало постановок из жизни белорусского народа. Увеличению пьес белорусских авторов в репертуаре театров должен был способствовать конкурс на лучшее драматическое произведение.

В этот период продолжалось сотрудничество литераторов с театром. Постепенно входит в белорусскую драматургию новое поколение драматургов, среди которых А. Макабнок, М. Матуковский, А. Петрашкевич, А. Дударев. С именем А. Макабнка связывают начало нового этапа в развитии белорусской сатирической комедии. Он также выступал и в новом для белорусской драматургии жанре - трагикомедии. Одна из первых его пьес - «Зацюканы апостал». Широкую известность в театральных кругах БССР имели комедии «Таблетку пад язык», «Святая прастата».

Белорусская драматургия в рассматриваемый период создала немало пьес, которые стали классикой. Например, значительную популярность в республике и за её пределами получили пьесы М. Матуковского «Амжстыя», «Наследны прынц», «Апошняя станцыя». В них поднимаются проблемы жизни современного села, ответственности перед детьми за их воспитание, морального улучшения человека.

Особенно тесно сотрудничали с белорусскими драматургами Белорусский государственный академический театр им. Я. Купалы и Белорусский государственный театр им. Я. Коласа. В 1977 г. Белорусскому государственному театру им. Я. Коласа было присвоено звание академического. Наиболее значительными работами купаловцев являются спектакли «Трыбунал», «Таблетку пад язык», «Зацюканы апостал» и др.

Архитектура развивались под влиянием направления функционализма на основе традиционных решений и новаторских идей. Многие нац. традиции градостроительной деятельности нашли продолжение в планировочной структуре городов и их застройке, архитекторы придерживались исторически сложившихся принципов и приёмов организации пространства, стремились в переосмысленном виде возродить лучшие достижения. В формировании планировочной структуры городов основное значение имел природно-ландшафтный фактор. Композиционной осью крупных городов стал водно-зелёный диаметр (территории около рек Свислочь в Минске, Сож в Гомеле, Дубровенка и Дебра в Могилёве, Западная Двина в Витебске, Нёман в Гродно), в непосредственной близости от которого находятся парковые территории (парки «Подниколье» в Могилёве, «Пышки» в Гродно и др.). Постепенное расширение городской черты вызвало необходимость дальнейшей организации транспортных коммуникаций. В 1986 сдана в эксплуатацию линия первой очереди Минского метрополитена. Интенсивными темпами осуществлялась застройка новых территорий. Создавались архит. ансамбли, в решениях которых наибольшее развитие получили принципы выявления акцентов и доминант композиции, синтез архит. и природной среды, архитектуры и монументально-декоративного искусства, колористика.

Структурная организация городов характеризуется активным строительством микрорайонов. Застройка новых районов осуществлялась с учётом природно-ландшафгных условий и системы транспортных коммуникаций, регламентируюпшх порядок размещения построек (жилые районы Зелёный Луг, Восток, Чижовка, Серебрянка в Минске, Форты, Пересёлки в Гродно, Юго-Запад в Бресте, Юг в Витебске и др.). Она формировалась по принципу создания открытых и закрытых пространств с учётом панорамного раскрытия композиции. В основе планировки малых городов лежала моноцентрическая компактная композиция общественного центра, больших и крупных — полицентрическая линейно-осевая композиция с продолжением на перспективу в звёздчатой (Минск, Витебск, Гомель) или веерной (Брест, Бобруйск) структуре центров планировочных районов.

В связи с насыщенностью городских центров транспортом и исторической застройкой (пл. Свободы и Троицкое предместье в Минске, пл. Свободы в Витебске, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и др.) в 1980-е гг. возникла проблема организации новых пешеходных зон и преобразования автотранспортных дорог в пешеходные, что способствовало сохранению исторической застройки. В реорганизации историко-культурного района выделились три направления: трактовка его как полифункционального образования (Гродно, Гомель, Витебск, Брест, Пинск, Мстиславль и др.), использование застройки исторического района в культурно-просветительных целях (Минск, Могилёв), создание на территории исторического района специализированного центра регионального значения, который может выполнять культурно-просветительную, учебную, туристско-рекреационную и др. функции (Мир, Ружаны, Несвиж, Новогрудок). Активно велось строительство общественных и жилых зданий. В 1960—70-е гг. возведены крупные объекты пром. архитектуры: «Азот» в Гродно, «Беларуськалий» в Солигорске, «Гидроавтоматика» в Гомеле, «Химволокно» в Могилёве и др. С 1980-х гг. в городах и деревнях проводили реконструкцию и рестав¬рацию памятников культового зодчества, строили новые храмы.

В архитектуре общественных зданий получили воплощение исторические традиции, которые стали необходимым условием продолжения контекста существующей застройки. Художественный облик адм. зданий формировался под влиянием функционализма и конструктивизма — здания обкомов КЛБ в Бресте (арх. Р.Шилай, Б.Школьников), Гомеле (арх. В.Комар, Г.Тихов), горкома КПБ в Минске (арх. Л.Левин, А.Тылевич, А.Брегман), горкома КЛБ и горисполкома в Бобруйске (арх. Ю.Шпит, К.Алексеев), Дома политпросвещения в Гомеле (арх. И.Бурлака, Л.Тамков, О.Тихова). С конца 1980-х гг. в решениях объёмно-пространственной композиции общественных зданий использовали стилистические черты классицизма, отдельные детали барокко и модерна; применялись традиционные декоративные средства выразительности — монументальная живопись, скульптура, колористика, пластическая отделка архит. элементов. В архитектуре 1960— 80-х гг. функциональное начало преобладало над декоративным. С активным введением цвета на фасадах зданий в 1970-е гг. постепенно преодолевалась проблема однотипности массовой застройки, характерная для предыдущего периода (жилые дома в микрорайоне Серова 1 в Минске, на бульваре Космонавтов в Бресте). Широко применялась мозаика, которая включалась преимущественно в торцовые части зданий и выделяла их. Многие мозаичные композиции выполнены в нац. трактовке: учебно-лабораторный корпус Минского радиотехнического института по ул. П.Бровки (арх. П.Беляев), гостиница «Турист» (арх. Л.Погорелов), дом быта в Новополоцке (арх. В.Сухорослов), комплексы жилых зданий в районе Восток 1 в Минске (арх. Г.Сысоев, И.Журавлёв, И.Попова), на набережной р. Западная Двина в Новополоцке (арх. Л.Кравчиня). Пластические элементы декора получили воплощение в отделке панелей, балконов, лоджий: здание гостиницы «Планета» (арх. Г.Бенедиктов, В.Начаров, Т.Романовская, С.Федченко), жилые дома по ул. Асаналиева (арх. Г. Горина, Э.Афанасьева, С.Аникин) в Минске, жилой дом с учреждениями обслуживания по ул. Первомайской в Могилёве (арх. И.Фролов, Г. Ворохов, Ю.Абрамович) и др. Синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства подчёркивал нац. характер бел. зодчества.

В республике создавались мемориальные сооружения: монумент «Минск — город-герой» на проспекте Победителей (1985, арх. В.Крамаренко и др., скульптор В.Занкович), комплексы Хатынь в Логойском р-не (1968, арх. Ю.Градов, Л Левин, В.Занкович, скульптор С.Селиханов), «Брестская крепость-герой» (1971, арх. В.Король, В.Занкович, В.Волчек, Ю.Казаков, Г.Сысоев, скульпторы А.Бембель, В. Бобыль, А Кибальников), «Буйничское поле» возле д. Буйничи Могилёвского р-на (1990-е гг.) и др.

С 1970-х гг. возросло внимание к сельской архитектуре. При формировании планировочной структуры посёлка наибольшее значение имела система транспортных коммуникаций, определившая выбор схемы размещения селитебных и производственных зон (деревни Вертелишки (арх. В.Емельянов, Г.Заборский) Гродненского, Ленино (арх. Г.Беганская, А.Калниньш) Горецкого, пос. Октябрьский (арх. Т.Пипкина) Чашникского р-нов и др.). Традиционным принципом планировки населённых пунктов стало формирование архит. пространства с постепенным раскрытием перспектив. Для достижения художественного единства архитектуры применялись её синтез с монументально-декоративным искусством (комбинат бытового обслуживания, школа в пос. Октябрьский (арх. Т.Пипкина) Чашникского, жилые дома в пос. Жемчужный (арх. И.Некрашевич, А Корбут, В.Шпаковский) Барановичского р-нов, включение в композицию застройки архитектуры малых форм, памятников истории и культуры. Одним из средств художественной выразительности стала колористика (Дом культуры в д. Заширье Ельского, усадебный дом в пос. Невеличи Минского р-нов). Центральным звеном в формировании застройки посёлков стал общественный центр, который отразил в концентрированном виде архит. специфику населённого пункта. Размещали его, как правило, на озеленённой территории или около водоёма. Общественные и жилые здания центра находили стилистическое продолжение в компактной застройке прилегающих территорий с несложной архит.-пространственной композицией, связанной с естественной средой. При строительстве домов широко применяли традиционные материалы: дерево, природный камень, кирпич. В декоративной отделке фасадов использовали мотивы традиционного орнамента (деревни Вертелишки Гродненского, Мышковичи Кировского, Снов Несвижского р-нов).

Со 2-й половины 1970-х гг. заметны изменения в развитии бел. графики. Общественный пафос 1960-х гг., эпичность мироощущения сменяются лиризмом, индивидуализацией восприятия и отражения жизни. Всё больше внимания уделяется техническому мастерству, утончённости графического языка, совершенствованию художественно-пластической формы, композиции. Монтажные принципы построения композиции, элементы сюрреализма и др. художественных течений 20 в. находят воплощение в работах В.Савича, Н.Селещука, Г.Скрипниченко, В.Слаука. По-прежнему успешно развивается и этнографическая тенденция. Обращение к народным корням помогает В.Басалыге, Н.Купаве, А.Лапицкой, Г.Ситнице полнее выявить нац. стилевые особенности. В графических произведениях заметна «деревенская» направленность. Художники отходят от суеты города в тихий патриархальный быт провинции с её живописными пейзажами, людским бытием, неотделимым от природы и наполненным значимостью и смыслом (серии Г. Поплавского «Лён Браславхцины», Л.Асецкого «Припятские мелодии», акварели В.Савича «Старый тракт», «Аздамичи. Пора мёда», работы Н.Поплавской «Дорога на Слободку», Л.Лапицкой «Звучат над Полесьем старинные песни», А.Последович «Новое село»). Получила развитие и традиционная для бел. искусства тема войны (Л.Асецкого «Баллада о Лавском бое», серия Г.Поплавского «Время длинных ножей», иллюстрации Ю.Герасименко-Жизневского к повести В.Быкова «Знак беды», А.Кашкуревича к книге А.Адамовича «Каратели»).

В книжной графике расширяется диапазон технических средств, совершенствуется техника исполнения. Типичными становятся применение смешанной техники, монтаж, аппликация. Под влиянием европейского книжного дизайна графический язык и художественная структура изданий становятся более динамичными. В области книжной графики работали Б.Заборов, А.Кашкуревич, Е.Кулик, Г.Поплавский, В.Шарангович и др.

На рубеже 1970—80-х гг. в бел. книжную графику пришла новая генерация художников — Т.Березенская, В.Клименко, Н.Козлов, И.Лобан и др. К наиболее значительным достижениям в области книжной графики можно отнести работы А.Кашкуревича (иллюстрации к трагедии В.Гёте «Фауст»), В.Шаранговича (иллюстрации к поэмам Я.Купалы и А.Мицкевича), Г.Поплавского (иллюстрации к поэме Я.Купалы «Она и я»), В.Слаука (иллюстрации к бел. народным сказкам). Достигнуты успехи в оформлении детской литературы. Изменились эстетика и подход к иллюстрированию. Эксперименты с композицией, пространством, цветом, сознательный отход от былой повествовательности позволяют графикам выйти на новый уровень художественной трактовки литературного текста. Одно из направлений в иллюстрировании связано с ассоциативным подходом, со свободным полётом фантазии художника, когда изобразительный ряд не рассчитан на непосредственное соответствие тексту, а является побудительным толчком для его образного осмысления (иллюстрации М.Селещука к сборнику бел. народных сказок «Отцов дар», сказки «Жадный богач»). Другое направление связано с традиционным пересказом ключевых моментов сюжета, с разделением текста и его художественной интерпретацией (В.Слаук, В.Шарангович). Для 1970—середины 80-х гг. характерны пристальное внимание и интерес художников-графиков к нац. традициям, но не по пути цитирования отдельных элементов народного искусства, а на более высоком уровне его творческого переосмысления. Значительно повысился профессиональный уровень художников, владение различными техниками и секретами графического искусства. Широко используются достижения др. видов искусства: кино, фотографии, сценографии.

Бел. скульптура в 1960—80-е гг. также переживает качественные изменения. Вместе с мастерами старшего поколения З.Азгуром, А.Бембелем, С.Селихановым успешно работают молодые скульпторы — А.Аниксйчик, С.Вакар, Л.Гумилевский, Н.Рыженков, А.Шатерник и др. Главное направление связано с i развитием монументальных форм скульптуры. Создаются комплексы, имеющие многоплановую пространственную композицию, где специфика различных видов искусства используется для реализации значительных гражданских идей: «Хатынь» (1969, скульптор С.Селиханов, арх. ЛЛевин, Ю.Градов), «Курган Славы», «Брестская крепость-герой» (1971), (1969, скульпторы А.Бембель, В.Бобыль, А.Кибальников, арх. В.Волчек, В.Занкович, Ю.Казаков, В.Король, А.Стахович, Г.Сысоев) и др. В конце 1960-х — 70-е гг. при возведении Курганов Славы и Памяти использовали выразительные возможности ландшафта, включали и дополнительные архитектурно-пластические объёмы. Примером такой композиции является Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси (1969, скульпторы А.Бембель, А.Артимович, арх. Л.Мицкевич, АСтахович). Конструктивность становится важнейшим компонентом образной выразительности в произведениях монументальной пластики. 

Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в