Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

В годы пятой пятилетки (1951 —1955 годы) завершился переход ко всеобщему 7-летнему и расширено среднее образование. По мере роста количества молодых людей, оканчивающих среднюю школу, к середине 50-х годов остро встала проблема подготовки молодежи не только к обучению в высшей школе, но и к общественно-полезному труду в народном хозяйстве. Это потребовало реформы общеобразовательной школы, которая стала проводиться с конца 50-х годов. Реформа предусматривала введение всеобщего 8-летнего обучения, преобразование средних школ с 10-летним обучением в средние 11-летние (с 1964 года вновь совершили на 10-летнии срок обучения). Расширялась сеть вечерних и заочных школ. Изменялись учебные пианы, программы, учебники. Больше внимания стадо уделяться трудовому воспитанию, подготовке школьников к жизни и работе на производстве.

Вложенные файлы: 1 файл

история готовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Развивается жанр монументально-декоративной скульптуры, связанный с формированием современной городской среды, где современность соседствует с историческими и фольклорными реминисценциями (фонтаны «Юность» А.Аникейчика, 1978; «Весна. Зов весны» А.Шатерника, 1982; «Купалье» А.Аникейчика, Л.Гумилевского и А.Заспицкого, 1972; «Осень. Праздник урожая» Ю.Полякова, 1982; «Зима. Коляды» В.Занковича, 1982;скульптуры Л.Зильбера в Государственном театре музыкальной комедии и др.). Важное значение приобрёл синтез архитектуры и скульптуры. Совр. прочтение традиционных классических символов демонстрируют в своих декоративных скульптурах В.Занкович и Б.Марков. Концентрация внимания на пси¬хологических, моральных и гуманистических аспектах монументальной пластики, отступление от пропагандистской заданности присущи работам А.Аникейчика (памятник Я.Купале в г. Минск и в д. Левки Оршанского р-на), А Глебова (памятник Ф.Скорины в Полоцке), А.Заспицкого, Н.Рыженкова и И.Миско (памятник М.Горькому в Минске), С.Горбуновой (Памятник С.Будному в Несвиже) и др. В станковой скульптуре развивается тенденция историко-романтического отражения прошлого, связанного с нац. спецификой: работы В.Теребуна («Летописец», 1981), С.Ларченко («Франтишек Богушевич», 1983), Ю.Платонова («В.Дунин-Марцинкевич», 1982), А.Шатерника («Вечное», 1984) и др.

В период истории с 1946 по 1985 гг. был тяжелым для Беларуси, недавно закончилась вторая мировая  война, приходилось восстанавливать  промышленность, сельское хозяйство, экономику  страны, а также поддерживать и  налаживать новые экономические  отношения, но хоть Беларусь и входила  в состав СССР и не могла свободно сотрудничать с мировым сообществом  в глобальных вопросах. Все же она сделала немаловажный вклад в развитие мировых отношений. Входя в состав ООН, внесла и поддержало множество предложений в защиту мира, защите стран и народов мира от дискриминации. Вела работу в области расширения и углубления экономического и культурного сотрудничества и укреплению экономических и духовных связей между народами. Входила в состав многочисленных мировых организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС и др.), где также активно работала укрепляя и расширяя свои связи с мировым сообществом. Деятели науки, культуры, политики имели тесную связь зарубежными странами, вели обмен опытом и предложениями по самым разнообразным вопросам. Безусловно, что за этот период была проделана гигантская и результативная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изобразить  направления национально-освободительного  движения в Западной Беларуси  на схеме. Какие политические  партии соответствовали этим  направлениям? Указать их программы  и цели.

Направления национально-освободительное  движение в Западной Беларуси:

Национально-демократическое направление

(БТШ БНР депутаты-белорусы избранные в польский сейм)

Методы:

  • культурно - просветительская работа,
  • митинги,
  • демонстрации

Цели:  выступали за парламентские формы борьбы и. в перспективе, за создание белорусского государства в границах этнической территории проживания белорусов.

Революционно-освободительное  направление

(КПЗБ КСМЗБ Белорусская революционная организация)

Методы:

  • активное партизанское движение, направленное против Польши.
  • Партизаны громили полицейские  участки, жгли помещичьи имения, осадницкие хутора.

Цели: выступали за вооруженное восстание и свершение социалистической революции в Польше, за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу крестьянам земли, за вхождение Западной Беларуси в состав БССР.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как  понять следующее выражение: «указать  князю путь» полоцким вече? Привести пример.

В IX-XII веках основная масса белорусских государств-княжеств по форме правления были ограниченными монархиями, так как власть переходила по наследству, но не была безграничной. Так, система органов государственной власти в государствах-княжествах на территории древней Беларуси представляла собой совокупность трех основных институтов: князь, совет (рада) и вече (сойм).

Князь являлся главой государств и главным должностным лицом во всей системе управления, ему предоставлялось право решать все текущие вопросы государственного управления, осуществлять правосудие, представлять княжество во внешних отношениях. От его имени заключались торговые договоры с другими городами и скреплялись княжеской печатью. В пользу князя поступали судовые сборы, подати, дань. В распоряжении князя имелась небольшая дружина, состоящая зачастую из наемников-иностранцев.

Вече было старее князя. Изначальна города и волости («сласти») управлялись  вечами и вече старшего города управляло не только городом, но и всею его волостью. Рядом с этими вечами, на которых правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, но князья не упразднили веча, а правили землею иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего.

Власть принадлежала вече, которое собиралось в главнейшем городе волости княжества. Вече приглашало князя, а когда князь нарушал поставленные ему условия, оно «показывало князю путь», иначе говоря отнимало у князя власть. Также вече выдавало различные постановления для населения волости, назначало служащих на должности. Также вече объявляло войны и договаривалось о союзах с соседями.

Политическое значение вече зависело от силы князя: при сильном князе -понижалось, и, наоборот, усиливалось  при слабом. Кроме того, в больших  городах оно имело большее  политическое значение, чем в малых.

Так, при Ярославе и его  сыновьях вече далеко не имело той  силы, как при его внуках и правнуках. Когда власть князей усилилась и  определилась, вече от политической деятельности перешло к хозяйственной - стало заниматься делами внутреннего быта города. Но когда род Рюриковичей размножился и наследственные счеты запутались, - городские веча стремились возвратить себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе того князя, которого хотели, и заключали с ним «ряды». Мало-помалу вече почувствовало себя настолько сильным, что решалось спорить с князем: случалось, что князь стоял за одно, а вече за другое, и тогда вече зачастую «указывает князю путь», т. е. изгоняет его.

Из всех волостей наисильнейшим было вече в Полоцке. Тут оно существовало с незапамятных времен и вело свою законодательную деятельность до конца XV века (1498 года), когда городу было даровано Магдебургское право.

 

Примеры изгнания:

 В 1128 г. Под влиянием военных неудач и в угоду Киеву, вече изгнало Давида Всеславича, но в 1129 г. после смерти своего преемника Рогволода, Давид с согласия Ярославичей снова стал князем полоцким.

 

Святополк в 1132 году, был князем в Полоцке. Святополка там оставил брат — Изяслав, отправляясь в Переяславль. Но вскоре полочане изгнали Святополка, вероятно, они были недовольны отъездом Изяслава.

 

В 1132 году изгнан Всеволод Мстиславович из Новгорода восстанием горожан, занял переяславский княжеский стол, в том же году вернулся в Новгород и княжил в нем до 1136 года, когда был вновь изгнан горожанами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. История белорусской культуры: учеб.-метод. Пособие для студентов всех специальностей / Н.А.Рябцева; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ 2011. -189 с.
  2. История Беларуси: полный курс: учебн. Пособие / А.Г.Кохановский [и др.]. – Минск: Юнипресс, 2010. – 512 с.
  3. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. / История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. – 592 с.
  4. Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. Т. 1 / Редкол.: Г.П.Пашков и др. – Мн.: БелЭн, 2005. – 1040с.
  5. Беларусь: Народ. Государство. Время / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории; редкол.: А.А.Коваления [и др.]. – Минск: Беларус. Навука, 2009. – 879 с.

 


Информация о работе Особенности и условия развития науки и культуры Беларуси в 70-80-е гг. XX в