Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 18:54, реферат
Целью работы является исследование изучением общественного стоя и особенностей конституции Италии. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить основные положения конституции Италии;
2. Показать роль и значение отрасли права Италии;
3. Изучить конституционно-правовой статус личности
Ведение………………………………………………………………………..…3
Глава I Общая характеристика конституции Италии……………………5
1.1 Характеристика конституции………………………….…..…….….5
1.2 Конституционно-правовой статус личности……………..……….10
Глава II Правовая система Италии……….……………………......………13
3.1 Общая характеристика……………………………..….....…..……13
3.2 Судебная система ………………………………………………….16
3.3 Уголовное право…………………….…………………….………..18
Заключение……………………………………………………………….……21
Список литературы.......…………………………
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Юридический факультет
кафедра: «_____________________________
Реферат
«Конституционное права зарубежных стран»
на тему:
«Особенности конституции Италии»
Проверил Доцент, к.и.н.:
Топкорян
Орел – 2012 г.
План.
Ведение……………………………………………………………
Глава I Общая характеристика конституции Италии……………………5
1.1 Характеристика конституции………………………….…..…….….
1.2 Конституционно-правовой статус личности……………..……….10
Глава II Правовая система Италии……….……………………......………13
3.1 Общая характеристика…………………………
3.2 Судебная система ………………………………………………….16
3.3 Уголовное право…………………….…………………….………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы.......…………………………………
Ведение.
Италия является одним из двух европейских регионалистских государств. Уже одно то, что вся территория Италии делилась на области, обладающие политической автономией, т. е. имеющие право принимать по ряду вопросов законодательные акты и располагающие административными органами, способными самостоятельно реализовывать положения этих законодательных актов, определяло специфику государственного устройства страны. А в конце XX в. назрела необходимость территориальной организации осуществления власти. Был разработан план перехода к федерации, который претворялся в жизнь путем подготовки и принятия конституционных поправок в 2001--2003 гг. Таким образом, в настоящее время Италия существенно продвинулась на пути превращения из регионалистского государства в федеративное.
Полномочия областей установлены в соответствии со ст. 117 Конституции и включают следующие вопросы: организация собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование деятельности местной полиции, ярмарок и рынков, благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы, ремесленного и профессионального обучения, музеев и библиотек местного значения, градостроительства, туризма и гостиничного дела, охоты и других вопросов, указанных конституционными законами. По вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями по сравнению с областями с общим статусом.1
Актуальность темы не вызывает ни каких сомнений так как на формировании правовой системы Италии почти полвека действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы конституционных общественных отношений.
Объектом работы являются правовая структура «Особенности конституции Италии».
Предметом – является «Особенности конституции Италии».
Целью работы является исследование изучением общественного стоя и особенностей конституции Италии. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить основные положения конституции Италии;
2. Показать роль и значение отрасли права Италии;
3. Изучить конституционно-правовой статус личности
Глава I Общая характеристика конституции Италии.
1.1 Характеристика конституции.
Итальянская Конституция — это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать в итальянской конституционной доктрине, повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.
Конституция состоит из вводного раздела "Основные принципы", двух главных частей "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики" и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей). Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого "конституционного большинства". Жесткость Конституции дополнительно усиливают и особые полномочия Конституционного суда, который вправе по упрощенной процедуре контролировать конституционность практически всех принимаемых Парламентом законов или других, обладающих силой закона актов.
В итальянском
конституционном праве
Своеобразно решается
в итальянской Конституции
В итальянской
Конституции, хотя она и не
содержит отдельного
Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и Католической церковью. В значительной степени это объясняется не только католическими традициями Италии, но и тем, что на итальянской территории, в2
Риме, расположен Ватикан — религиозный и административный центр Католической церкви, а римский первосвященник — Папа по традиции является римским епископом.
Еще в 1929 году между итальянским Государством и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским Государством, Ватиканом (точнее Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.
При этом итальянская Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий. В окончательный текст Конституции не вошла ст. 1 Альбертинского статута, которой "католическая апостольская римская религия" объявлялась единственной государственной религией. Позднее, уже в 1984 году, эта формула была также исключена из пересмотренного текста Конкордата.
О конституционной реформе.
С момента принятия нынешней Конституции в Италии произошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия по праву закрепилась среди наиболее развитых промышленных стран мира. Значительно увеличился средний класс, который сейчас составляет более половины активного населения. Сократилась численность работающих в промышленности. Этот процесс сопровождался серьезным падением влияния в стране радикальных сил, как правого, так и левого толка.
Завершился процесс социал-демократизации итальянской компартии, которая закрепилась в лагере реформистских левоцентристских сил. Эволюцию в направлении классического консерватизма проделало и неофашистское Итальянское социальное движение.
По сути дела перестали существовать в прежнем виде все ведущие исторические партии послевоенной Италии — христианско-демократическая, социалистическая и коммунистическая.
С другой стороны, принятие в 1993 году нового избирательного законодательства, основанного на принципах одномандатности и частично вводившего мажоритарную систему, привело к сокращению общего числа партий, представленных в Парламенте.
Все это объективно создавало условия для проведения глубокой конституционной реформы, направленной, прежде всего, на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии, которая строилась на сращивании и взаимном проникновении правящих партий и государственных структур. Серьезный удар по прежней системе власти, сложившейся в "Первой Республике" нанесла крупномасштабная судебно-прокурорская операция по борьбе с государственной коррупцией, получившей название "чистые руки".
В 1994 году на парламентских выборах победил левоцентристский блок, главной политической установкой которого стало проведение глубокой конституционной реформы. Была создана специальная парламентская комиссия в составе 35 депутатов и 35 сенаторов, представляющих как правящую левоцентристскую коалицию "Оливковое дерево", так и правоцентристскую консервативную оппозицию "Полюс свободы", а также незначительную группу "Коммунистическое возрождение" и сепаратистов из "Лиги Севера".
В ноябре 1997 года комиссия одобрила законопроект "О федеральном устройстве Италии". В случае его одобрения. в Парламенте предполагается внести законопроект на общенациональный референдум с тем, чтобы завершить весь процесс конституционной реформы к середине 1999 года.3
Конституционная реформа предполагает полную замену части II "Устройство Республики" нынешней Конституции. В то же время вводные "Основные принципы" и часть I "Права и обязанности граждан" остаются без изменений. Тем самым полностью сохранены как социальная направленность итальянской Конституции, так и широкие конституционные гарантии соблюдения прав и свобод граждан.
Конституционная реформа в первую очередь нацелена на коренное изменение государственного устройства страны и системы ее управления. Согласно законопроекту Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна теперь становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (их, как и сейчас, 20) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступления в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области. Они, наряду с областями, в частности, могут самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза.
В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган. Однако вопросы внешней политики и безопасности остаются в ведении центральных властей.
Статьи законопроекта о федерализации страны составлены с несомненным прицелом на ускорение интеграции Италии в структуры ЕС. Решается и другая задача — новая федеральная структура призвана окончательно преодолеть историческое противостояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом, а с другой стороны — смягчить сепаратистские настроения в северных областях, население которых требует большей политической и экономической самостоятельности.
Столь же принципиальный характер имеет и другое новшество — введение в Италии президентской (или, во всяком случае, полупрезидентской) формы правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. По конституционному проекту президент Италии должен быть не моложе 40 лет и избираться на шестилетний срок с возможностью одноразового переизбрания. В отличие от нынешнего положения в исключительные полномочия президента войдут внешняя политика, оборона и безопасность. Президент возглавит вновь создаваемый орган — Высший Совет по внешней политике и безопасности.
Президент назначает председателя Совета министров, однако в отличие, к примеру, от Франции, он не председательствует на заседаниях правительства. Впервые глава государства наделяется правом роспуска Палаты депутатов Парламента в случае отставки правительства. По своей инициативе он может также поставить перед Парламентом вопрос о голосовании вотума доверия правительству.
Функции и полномочия Парламента в основном остаются прежними, однако серьезно меняется порядок его формирования. Проект реформы предусматривает, в частности, сокращение числа депутатов и сенаторов, снижение возрастного ценза сенаторов с 40 до 35 лет. Верхняя палата Парламента — Сенат наполовину состоит из сенаторов, представляющих отдельныерегионы. Палата депутатов сохраняет свои законодательные функции и, в несколько сокращенном виде, полномочия по контролю за
деятельностью исполнительной власти. Только Палата депутатов будет обладать правом рассматривать вопрос о внесении вотума доверия правительству. Сенат в соответствии с законопроектом такого права лишается. Однако усиливается его роль как гаранта конституционного процесса. Кроме того, именно Сенат избирает из состава Парламента членов
Конституционного суда и избираемых членов Высшего Совета магистратуры. Нововведением является лишение Парламента права отказывать в доверии отдельному члену правительства.4