Особенности конституции Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 18:54, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование изучением общественного стоя и особенностей конституции Италии. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить основные положения конституции Италии;
2. Показать роль и значение отрасли права Италии;
3. Изучить конституционно-правовой статус личности

Содержание

Ведение………………………………………………………………………..…3
Глава I Общая характеристика конституции Италии……………………5
1.1 Характеристика конституции………………………….…..…….….5
1.2 Конституционно-правовой статус личности……………..……….10
Глава II Правовая система Италии……….……………………......………13
3.1 Общая характеристика……………………………..….....…..……13
3.2 Судебная система ………………………………………………….16
3.3 Уголовное право…………………….…………………….………..18
Заключение……………………………………………………………….……21
Список литературы.......…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Основы конституции Италии.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

    Предусматривается серьезная реформа судебной системы. Высший совет магистратуры — автономный самоуправляемый орган, возглавляющий независимую гильдию магистратов, разделяется на две части: Совет по вопросам судоустройства и Совет по прокурорскому надзору. Вводится особый "Суд правосудия" с функциями дисциплинарного контроля в отношении всего судейского и прокурорского корпуса.

    Значительно расширяются функции Конституционного суда, а его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции, представляющие парламентское меньшинство, коммуны и провинции приобретают право прямого обращения в Конституционный суд.

    В проекте нового конституционного устройства сохранена ныне действующая сложная мажоритарно-пропорциональная избирательная система.

   В случае одобрения Парламентом, законопроект должен быть

вынесен на общенациональный референдум. Предполагаемая дата

начала конституционной реформы — лето 2000 года.

 

1.2 Конституционно-правовой  статус личности.

    Действующая Конституция  Италии относится к числу самых демократических. Закрепляя широкий перечень основных прав и свобод, в ч. 2 ст. 3 провозглашает главную задачу Республики: «...устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

    К числу основных  конституционных начал отнесены  принципы равноправия и свободы. Причем принцип свободы рассматривается  в качестве обязательного условия  самовыражения личности. В соответствии со ст. 3 Конституции «все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, вероисповедания, политических убеждений, личного и общественного положения». Гарантиями равноправия выступают базовые положения о равенстве всех граждан перед законом, равном пользовании личными

и публичными правами, равных возможностях судебной защиты, одинаковые для всех граждан повинности и имущественные обложения в пользу государства.

    Более трети  статей конституционного текста непосредственно касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Конституция открывается частью первой под названием «Права и обязанности граждан», в которой получили закрепление наиболее важные личные, политические и социально-экономические права и свободы.

    Среди личных  прав и свобод закреплены неприкосновенность  личности и жилища. Выдача гражданина  иному государству возможна только  в случаях, предусмотренных международными  соглашениями, причем за политические  преступления выдача не допускается. Ограничение свободы и тайны переписки возможно только на основании судебного решения. Также

провозглашаются свобода передвижения, свобода вероисповедания.

Конституционные нормы фиксируют широкий спектр политических прав и свобод: свобода мысли и печати, избирательные права, которыми наделяются все граждане независимо от пола. Особое место среди них занимает свобода объединений, включая право на политические объединения. При этом допускается ограничение права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей (ч. 3 ст. 98).5

    Право петиций  предусматривает возможность обращения  в итальянский Парламент с  требованием принятия или отмены  законодательных актов или с изложением социальных проблем. Право на доступ к государственной службе получает развитие в конституционных положениях, устанавливающих равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51), возможность приема на службу лиц итальянской

национальности, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. 51), конкурсный порядок замещения должностей в публичной администрации (ч. 3 ст. 97).

     При рассмотрении  социально-экономических прав и свобод, закрепленных во второй главе «Этико-социальные отношения» и в третьей главе «Экономические отношения», следует учитывать социальную ориентацию Конституции в целом: провозглашение Италии демократической республикой, особая роль труда и трудовой деятельности. Установлены право на труд, право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда,  право на отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска, на

социальное обеспечение, право на забастовку, на участие в деятельности профсоюзных организаций. Особо оговаривается равенство прав трудящихся.

     В качестве  основных обязанностей граждан  предусмотрены: защита   Отечества, участие в государственных расходах, соблюдение Конституции, дисциплинированное и достойное выполнение государственных функций теми, кому они доверены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Правовая система Италии.

2. 1 Судебная система.

    Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.

    В сложной системе юридических органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

    Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией.

    Мафия и коррумпированные структуры власти были тесно связаны между собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с коррупцией в общественных и экономических структурах, развернувшаяся в 80-90-х гг., позволила одновременно нанести существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться самим. Этим в определенном плане можно объяснить успехи полиции в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах власти.

    По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции <Чистые руки>. В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945). По этой причине, кстати, в ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший многим политикам уклоняться от ответственности в тех случаях, когда обычным гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении закона парламентария, обыскивать его квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.6

    <Судебная революция> вышибла из насиженных кресел  вчерашних премьеров, министров, руководителей  политических партий, без которых  последние десятилетия казалась  немыслимой политическая жизнь страны. Попали за решетку многие банкиры и предприниматели. Ушли в отставку мэры Рима, Неаполя, Милана и многих других городов. В итоге <судебной революции> без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.7

 

2.2 Уголовное право и процесс.

    Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой, так и некоторые концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным "социально опасными". Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.

     После свержения фашистского режима и принятия Конституции 1947 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения (последние изменения 1984, 1986 гг. и др.).8

     В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение тенденция к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.

    С 1947 г. началась подготовка проекта нового УПК: был издан Специальный закон, поручавший Правительству издать текст нового Кодекса и сформулировавший те критерии и принципы, которым должны были следовать его составители. Созданная Правительством комиссия на протяжении нескольких десятилетий подготовила последовательно несколько проектов кодекса. Наконец, в 1988 г. был издан новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии. Принятие его потребовало внести изменения в законодательство по вопросам судоустройства. В УПК 1988 г. подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим в нем было упрощено решение некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируются правовой статус участников судебного процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также процессуальная регламентация исполнения наказаний и мер безопасности.9

2.3 Гражданское право.

    Гражданский кодекс 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из 6 книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). (Они принимались раздельно в 1938-1941 гг.) При подготовке Кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное, в нем были выражены концепции самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового Гражданского кодекса, главным образом в книги об обязательствах (IV) и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д.

Информация о работе Особенности конституции Италии