Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:23, лекция
1. Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова.
2. Основные черты права Новгородской и Псковской феодальных республик.
Новгородское
вече проходило на Ярославовом
Функции веча были весьма разнообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа, решало вопросы призвания князей, оно же и “указывало им путь”, вершило суд, рассматривало основные внутри- и внешнеполитические мероприятия, принимало законы. Для ведения дел имелась вечевая администрация -вечевые дьяки, вечевая изба, вечевые грамоты скреплялись печатью “Господина Великого Новгорода”.
Вече не было систематически созывавшимся органом. Оно собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету - “осподе”. В Осподу, или Совет господ в Новгороде и Господу во Пскове входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, “старые” (т.е. бывшие) посадники и тысяцкие, канчанские старосты, соцкие. Возглавлял Совет “владыка” - архиепископ Софийского собора, Его мог заменять архимандрит - настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. В Пскове в Совет бояр входил и князь. Если учитывать, что боярство и духовенство держали в своих руках не только землю, но и ключевые позиции в торговле, ремесле, занимались ростовщичеством, а “владыка” имел даже свое воинское формирование, то можно сделать вывод, что все это способствовало реальному усилению влияния боярского Совета.
Боярский Совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики. И как бы то там ни было, именно готовившие повестку дня и проекты решений вече высшие должностные лица во многом предрешали, что “приговорит” вече. Решения, которые готовил Совет господ для веча, как правило, принимались. Так образом Совет проводил политику, угодную боярству.
Ученые считают, что если на начальной стадии существования Новгородской республики вече не только представляло все слои городской общины и защищало их интересы, но и проводило политику на ограничение княжеской власти, то уже к ХV в. оно становится не только менее представительным, но и уже превращается в орган, через который боярская олигархия проводит свои решения. Используя то, что на вече решения принимались единогласно, боярство умудрялось отвергать неугодные ему решения и добивалось, используя различные методы (конечно, прежде всего экономические), для проведение через вече своей политики.
На псковском вече обстановка была иной. Отсутствие крупного боярского землевладения в республике не позволяло боярству сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Военная же опасность, постоянно угрожавшая Пскову, усиливала роль князя, что также ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове значительно в большей степени учитывало интересы городской общины.
Большую роль в управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же 10 сотен не набиралось. Четко разграничить обязанности посадника и тысяцкого трудно: посадник выполнял многое из того, что входило в обязанности тысяцкого. Немцы, правда, в своих документах посадника именовали бургграфом, т.е. начальником города, а тысяцкого - герцогом, подчеркивая тем самым его принадлежность к военной администрации.
Посадник избирался из знатных боярских фамилий. Конечно, по существу его избрание предрешалось на заседании боярского Совета. Пока он занимал свою должность, он назывался степенным (т.е. сидевшим на “степени” - трибуне во время веча). Когда избирали нового посадника, прежнего именовали старым, но он продолжал входить в состав боярского Совета. Посадник обычно служил “пока люб”. Смена посадников вызывалась, как правило, распрями между боярскими родами. Будучи, по сути дела, главой республики, посадник председательствовал на вече, вел международные переговоры, а также участвовал в суде, контролировал князя, в военное время возглавлял полки.
Тысяцкий также
избирался на вече из знатнейших и
аристократических фамилий. Эта
должность встречается в
Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Он избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Новгородцы добились, чтобы он не назначался митрополитом, а избирался на вече. Точнее, вече избирало трех кандидатов, жребий же решал, кто именно из них будет “владыкой”. Митрополит лишь утверждал волю новгородцев. Владыка осуществлял не только управление новгородской епархией и церковным судом. Он выполнял и светские обязанности: хранил казну и архив, возглавлял дипломатические переговоры. При Софийском храме содержался специальный “владычный” полк - постоянная вооруженная сила новгородского боярства.
Установление феодальной республики тем не менее не упразднило окончательно князя как политическую фигуру в Новгороде. Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на “осподе”. Затем кандидатура предлагалась вечевому собранию. Князь, согласившийся княжить в Новгороде, должен был подписать договорную грамоту, в которой подробно регламентировались его права и обязанности.
1) По договорам князь прежде всего не имел права приобретать землю и раздавать ее своим приближенным. Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создавали своего домена в республике.
2) Князь не мог отнимать земли у их владельцев по своему произволу, не мог судить без посадника (тяжбы по торговым делам между боярами и купцами были изъяты из княжеской юрисдикции).
3) Князь не имел права ставить “белые” слободы и места для сбора мыта (торговой пошлины).
4) Князья не могли торговать с иностранцами без посредничества новгородских купцов, не имели права издавать законы и по своей инициативе объявлять войну или заключать мир.
5) Ограничивались князья и в
таком существенном при
6)Не могли князья и принимать жалобы на “осподу” от городского люда и холопов (боярство не хотело допускать непосредственных контактов князя с горожанами).
Тем не менее князь был важной фигурой в Новгороде, одним из его высших должностных лиц. Организация защиты республики от внешних врагов - главнейшая цель приглашения князей в Новгород. Князья были военными специалистами, обладали обширными знаниями. Особенно большое значение имели функции князей в период борьбы с агрессией ливонских рыцарей и шведов. В это время, как известно, новгородцы пригласили княжить выдающегося полководца и дипломата князя Александра Ярославича Невского. Князь возглавлял собственную дружину, жившую, как и он, вне города, на Городище, и стоял (но вместе с посадником и тысяцким) во главе всех вооруженных сил новгородцев.
Вместе с посадником князь выполнял и другие важные функции - судебную, административную (назначение местной администрации, контроль за ней). От имени князя и посадника (и всего Новгорода) заключались договоры с иноземными государствами.
За свою деятельность князья получали доходы: “дар” с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода; часть судебных и проезжих (за право проезда) пошлин; пользовались угодьями для охоты, рыбной ловли, сенокосами. Все это регламентировалось договорами со скрупулезной точностью.
Новгородская феодальная республика была огромной по масштабам средневековой Европы страной. Она достигала Белого моря и простиралась за Уральские горы. Сам Новгород был крупным, густо населенным городом, возникшим в результате объединения нескольких поселений. Город делился на пять “концов” в соответствии с исторически возникшими посадами: Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский и Гончарский.
“Концы” подразделялись на “сотни”. Всего их было 10. “Сотни” делились на “улицы”. Каждый “конец” созывал свое кончанские вече с выборным кончанским старостой во главе. Такая же организация управления существовала и в более мелких административных единицах города.
Кончанский
староста управлял не единолично, а
с помощью коллегии знатных обывателей
“конца”. “Сотни” были одновременно
и административными, и военными
единицами, при необходимости
Территория
Новгородского государства
Специальных судебных органов в Новгородской республике не существовало. Суд не был отделен от администрации. Все административные органы и должностные лица центрального и местного управления участвовали в судопроизводстве. Феодально-зависимое население вотчин судились владельцами.
Большим своеобразием отличался суд по торговым делам. Эти дела рассматривались тысяцкими вместе со старостами, избираемыми от купечества. Особую роль играл торговый суд при церкви Ивана Предтечи, который решал споры, возникшие в корпорации иванских купцов. В него входили тысяцкий, представители житьих людей и купцов. Этот же торговый суд, но с участием посадника рассматривал споры новгородских судов с иноземными. Суд “Иванского ста” рассматривал дела, связанные с “обмериванием и обвешиванием”, касавшиеся всего купечества Новгорода.
Большое значение имел суд Новгородского епископа. Его важнейшая обязанность - рассмотрение тяжб по так называемым “совестным” делам: преступления против церкви, религии, семьи, нравственности и т.д. Но поскольку обман и мошенничество в торговых делах считались преступлениями против морали, то было определено, что важнейшие атрибуты торговли - эталоны мер и весов - должны храниться в Софийском соборе, а “владыка” имел право контролировать их правильное применение.
Архиепископу и его наместникам было подсудно духовенство. Одновременно “владыка” участвовал и в светском суде, когда речь шла о наиболее опасных преступлениях или о рассмотрении дел в высшей судебной инстанции. Тем более, что суд высшей инстанции происходил в резиденции “владыки” и в него входили посадник, князь или его наместник, представители от боярства и житьих людей.
Особенность организации
суда в Новгороде - довольно четкое
определение подсудности
Наконец, вооруженные силы Новгорода состояли из княжеской дружины, владычного полка при Софии и городского ополчения.
2. Основные черты права Новгородской и Псковской
О развитии права в Новгороде
и Пскове мы можем судить
по целому ряду источников
и прежде всего по
Особо хотелось бы отметить, что Западная Европа хорошо знала римское частное право и активно использовала пригодные ей нормы. Русская же практика самостоятельно выработала целый ряд оригинальных институтов, вытекающих из потребностей жизни.
Особенностью правовой системы Новгорода и Пскова была значительная разработка институтов гражданского права по сравнению с Русской Правдой и документами других русских земель периода феодальной раздробленности. Так, получили закрепление институты вещного права, т.е. права на вещи, центральным из которых являлось право собственности. В законе впервые появляется термин, обозначающий движимое имущество - живот. В Псковской судной грамоте есть и термин, определяющий недвижимость - отчина. Большое внимание уделяется земле как объекту права собственности.
Среди способов приобретения права собственности Псковская судная грамота упоминает давность владения. Этот древнейший способ был закреплен в ней в отношении пахотной земли и рыболовного участка водоема. При этом закон перечисляет ряд условий, без соблюдения которых невозможно приобретение права собственности по давности. Основным же способом приобретения права собственности являлись договоры и наследование. Известны были также находка и приплод.