Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:14, реферат
Внутри ряда стран продолжится борьба между унитарными и федералистскими тенденциями. К концу прогнозного периода в отдельных государствах появятся новые элиты, что способствует укреплению суверенитета. Однако в некоторых государствах постсоветского пространства проявятся необратимые процессы политической деградации, что поставит под сомнение сохранение этих стран в качестве субъектов международного права.
Социально-политическая нестабильность будет расти вследствие того, что во многих странах постсоветского пространства политическая жизнь блокирована авторитарными режимами..
В европейских странах постсоветского пространства (Белоруссия, Молдавия, Украина) основной внутриполитической проблемой остается вопрос о легитимности власти, вокруг которого будет концентрироваться борьба не только внутренних, но и внешних сил.
За период после распада СССР
большинство стран т. н. постсоветского
пространства[1] не смогли создать современной
государственности, устойчивой к деструктивным
внешним и внутренним воздействиям. Сам
вопрос о реальности суверенного статуса
национальных государств, с которыми Россия
граничит на западе, юге и юго-востоке,
является частью политической игры, в
которой участвуют Европейский союз, США,
Китай, Россия, а также усиливающиеся региональные
державы – Иран и Турция. Возрастающая
зависимость от внешних факторов может
при определенных обстоятельствах быть
стабилизирующим фактором, но как правило
только стимулирует нестабильность и
кризисы.
Политические классы государств Центральной Азии сталкиваются с проблемами, каждая из которых способна поставить под угрозу существование любого из этих государств. Наиболее серьезным является исламское влияние (включая его экстремистский и даже террористический компонент), опирающееся на поддержку из Пакистана, Саудовской Аравии и Афганистана. Неизбежно обострение социально-экономической обстановки и межнациональных отношений в Ферганской долине, следствием чего может стать дестабилизация в Узбекистане и Киргизии.
Европейские страны
постсоветского пространства (Молдавия,
Украина, Белоруссия), составляя зону,
прилегающую к Европейскому союзу, объективно
оказываются в европейском коридоре, что
уже на данном этапе начинает ограничивать
их экономический, социальный, экологический
и иной суверенитет. Европейские интеграционные
структуры, опираясь на местные политические
классы, будут все чаще оказываться в роли
региональных политических и экономических
посредников.
Внутриполитические тенденции
Внутри ряда стран продолжится борьба между унитарными и федералистскими тенденциями. К концу прогнозного периода в отдельных государствах появятся новые элиты, что способствует укреплению суверенитета. Однако в некоторых государствах постсоветского пространства проявятся необратимые процессы политической деградации, что поставит под сомнение сохранение этих стран в качестве субъектов международного права.
Социально-политическая нестабильность будет расти вследствие того, что во многих странах постсоветского пространства политическая жизнь блокирована авторитарными режимами..
В европейских странах постсоветского пространства (Белоруссия, Молдавия, Украина) основной внутриполитической проблемой остается вопрос о легитимности власти, вокруг которого будет концентрироваться борьба не только внутренних, но и внешних сил. Неоднородность украинского, молдавского, отчасти белорусского обществ, различные группы которых говорят на разных языках, придерживаются различных идеологий и фактически живут в разных социальных ритмах – аграрном, индустриальном, информационном, – в ближайшее десятилетие будет все больше воздействовать на политику.
Политические элиты стран Закавказья расколоты между сторонниками ориентации на различных внешних патронов (доминируют проамериканские силы, также представлены пророссийские, ощущается влияние Ирана) и не способны к выработке целостной стратегии национального развития;
Учитывая особенности общественно-политической жизни в Центральной Азии, особую значимость приобретают регионально-клановые противоречия. Они усугубляются слабой политической стратификацией региона и усиливающейся исламизации.
Политическая ситуация в Казахстане и странах Центральной Азии определяется наличием политических систем разной степени авторитарности. Поэтому главным вопросом являются не реформы и не стратегия достижения победы на выборах, а форма политической деятельности оппонентов режима – легальной или подпольной. В странах южнее Казахстана естественным местом полулегальной политической деятельности окажется мечеть.
Консервативная политика ряда стран Центральной Азии (Узбекистан, Туркмения), вытеснение оппозиции из правового поля в Киргизии и Таджикистане способны лишь отсрочить социальный взрыв, который неминуемо приобретет политико-конфессиональный характер. В будущем взрывоопасная комбинация конфессиональных, социальных, регионально-клановых и экономических противоречий способна привести регион к полномасштабной дестабилизации. Угроза существует даже для динамично развивающегося Казахстана.
Экономика постсоветского пространства характеризуется сильной зависимостью от экономической ситуации в России и высоким уровнем связей с РФ.
Наибольший рост фиксируется в странах, активно развивающих энергоэкспорт (Казахстан, Азербайджан, Туркмения).
Приближаются к лидерам страны, демонстрирующие высокую динамику благодаря экономическим привилегиям и преимуществам на российском рынке (Белоруссия, Армения).
Природа экономического спада в Молдавии связана с внутренней политической нестабильностью и распадом связей с Россией. Перед Украиной в случае нормализации на новом уровне ее экономических отношений с Россией и установления партнерских отношений с Евросоюзом, открываются обнадеживающие перспективы.
Трудовая миграция в Россию стала универсальным индикатором экономической несостоятельности части стран постсоветского пространства. Сейчас ее потенциал исчерпывается, а в обозреваемый период миграция может превратиться в ресурс, активно используемый в политических целях.
Ни одна из европейских стран постсоветского пространства не избавится в ближайшие десять лет от российской энергозависимости. Зависимость от поставок относительно дешевого природного газа носит долговременный характер.
Деятельность нефтяного комплекса Азербайджана направлена на ликвидацию диспропорции между открывшимися транспортными возможностями и объемом транспортируемой нефти (как собственной, так и центральноазиатской). Сомнительно, что даже к 2010 году Баку удастся достичь уровня нефтедобычи, удовлетворяющего все запросы его партнеров.
Транзит центральноазиатских энергоресурсов столкнется с политическими и экономическими препятствиями, самым значительным из которых будет необходимость расширения экспорта казахской нефти в Китай. Только после 2010 года у Казахстана появится ресурсы для направления их в Джейхан. Планы по созданию там региональной энергетической биржи, обслуживающей производителей Каспийского региона, едва ли осуществятся в течение десяти лет.
Подъем Казахстана связан с опережающим развитием энергетического сектора. Открывающиеся транспортные возможности для поставки нефти в Китай способны отчасти составить конкуренцию российскому проекту строительства нефтепровода из Восточной Сибири в КНР. Хотя статус Каспия не определен, в начале следующего десятилетия Казахстан может вернуться к идее строительства газопровода в Азербайджан по дну Каспийского моря. К 2017 году вероятно сооружение газопровода из Казахстана в Китай, который будет проложен по южной границе республики для подключения к экспортной магистрали газотранспортных сетей Туркмении и Узбекистана.
В военно-политическом отношении страны постсоветского пространства не являются самостоятельными игроками и остаются объектами политики великих держав (России, США, КНР) или региональных организаций (НАТО, ШОС). Исключением отчасти является Казахстан и по иным, очевидно, временным, причинам Белоруссия.
Перспективы ОДКБ не ясны. Вместо того чтобы «прикрывать» южные рубежи России от очагов политической дестабилизации, участие в договоре способно втянуть Москву в региональные и внутригосударственные конфликты. Это может вынудить РФ к односторонним действиям, при которых опора на структуру ОДКБ будет носить лишь формальный характер.
В рамках ШОС достигнут текущий стратегический компромисс между политикой России и КНР на постсоветском пространстве, при этом в проекте уже просматривается антиамериканский компонент. Благодаря ШОС Китай официально присутствует в Центральной Азии и в ближайшие годы будет активно расширять свое влияние.
Международный терроризм, основным источником которого выступает Афганистан, усиливает давление на прилежащие страны, в первую очередь на Узбекистан. Кризис в Узбекистане способен оказать мощное дестабилизирующее воздействие не только на Центральную Азию, но и на все постсоветское пространство.
США и НАТО опираясь на плацдармы в Грузии, отчасти в Азербайджане, Украине и Молдавии продолжат укреплять свое влияние. Правящие режимы Центральной Азии попытаются и дальше маневрировать между Москвой, Пекином и Вашингтоном, последний, правда, в ближайшие 5–6 лет будет в основном сконцентрирован на решении иракской и иранской проблем.
Продолжатся усилия по втягиванию стран европейской части постсоветского пространства в сферу влияния НАТО. Присоединение Украины к Плану действий относительно членства, как первому этапу вхождения в альянс, вероятно после 2008 года. В этом случае через 2–4 года встанет вопрос о членстве, но вступление Украины в НАТО возможно предотвратить.
Закавказье является мировым лидером по милитаризации – за 2005 год рост военных расходов в Армении составил свыше 20 %, в Азербайджане – 51 %, в Грузии – 137 %. Модернизируя свои вооруженные силы, страны готовится к конфликтам на своей и соседней территориях. В Закавказье трудно избежать появления очагов военного противостояния.
И Россия, и НАТО уже сейчас уделяют основное внимание Азербайджану, который представляет собой геополитическую «щель» между Россией и Ираном, через которую энергоносители могут транспортироваться на Запад. Конкуренция за влияние на Баку будет определять военно-стратегическую обстановку в Закавказье.
Появление полноценной программы сотрудничества и сближения США и НАТО с Азербайджаном маловероятно, скорее Баку предложат разного рода «партнерства». Инфраструктура блока будет между тем создаваться в Грузии, что обеспечит Тбилиси роль опорной точки, склада и госпиталя НАТО в крайне нестабильном регионе Евразии. При этом членство Грузии в альянсе не гарантировано, поскольку ему препятствуют нестабильность на границах, нерешенные вопросы территориальной целостности и низкая внутренняя управляемость.
Реальные интеграционные процессы, опирающиеся на внутренние ресурсы и объективные обстоятельства, на постсоветском пространстве отсутствуют, и в обозримый период будут преобладать двусторонние связи.
Создание зоны свободной торговли как первого этапа структурной экономической интеграции в ближайшие пять лет теоретически возможно только между Россией и Казахстаном. Но поскольку границы между Казахстаном, Китаем и странами Центральной Азии, по сути, прозрачны, воплощение этой идеи в жизнь под вопросом. Предпосылки для общего рынка, экономического, а также валютного союза (следующие этапы экономической интеграции) не созданы, а в близкой перспективе исчезнут даже начальные условия для старта данных процессов.
СНГ постепенно потеряет последние административные функции и скорее всего не сохранится в нынешнем виде. Сохранятся, однако, консультативные структуры, а также жизнеспособные органы, наделенные функциями координации национальных систем управления воздушным, железнодорожным, возможно морским транспортом. Не исключено появление структур, связанных с координацией национальных трубопроводных систем. Останется интерес к взаимной защите воздушного пространства.
Российско-белорусский проект при нынешнем руководстве Белоруссии не выйдет из стадии стагнации. Вялотекущий кризис, связанный с потерей доверия между партнерами, способен, как показали события начала 2007 г., быстро перерасти в острейший конфликт. Это подталкивает деградацию интеграционного проекта. Ликвидация энергетических льгот со стороны России неизбежно приведет сначала к замаскированному, а затем публичному (скандальному) демонтажу Союзного государства. Вернуться к российско-белорусскому интеграционному проекту Москва может после завершения строительства газопровода «Северный поток» (2010 г.) и смены администрации в Минске.
Начало диалога о создании зоны свободной торговли Украины с Европейским союзом, который станет возможным после вступления Киева в ВТО, фактически ставит крест на участии Украины в ЕЭП, но вступление Украины в ЕС исключено на длительную перспективу.
Эволюция постсоветского пространства в период 2007 – 2017 годов
Будущее стран региона во многом зависит от сценариев развития отношений России с Евросоюзом, США и Китаем, а также от того, начнется ли в самой России политическая и экономическая модернизация.
Элиты государств европейской части постсоветского пространства продолжат попытки войти в сферу политического и экономического влияния ЕС и НАТО. Экономические, трудовые, транзитные ресурсы этих стран станут предметом острой конкурентной борьбы между Европейским союзом и Россией. Запад будет активно поддерживать усилия национальных элит по противодействию российской экономической экспансии, использовать информационные и иные ресурсы против попыток Москвы укрепить влияние в Белоруссии и Украине.