Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:21, контрольная работа
На современном этапе социально-экономического развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его специфика обусловлена совмещением трех чрезвычайно важных и сложных задач: рыночной трансформацией экономики, созданием Союзного государства России и Беларуси, интегрированием в мировое хозяйство. В ходе этого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного участника.
Введение 3
Глава 1. Особенности экономического развития Республики Беларусь 5
Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе 13
Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Машиностроение и
Радиоэлектронная
Основными видами производимой в республике
электротехнической продукции являются
электродвигатели переменного тока,
осветительные электролампы, кабельные
изделия и провода для
Ведущие предприятия белорусского
химического комплекса введены
в эксплуатацию в 70-х годах при
участии специалистов из Англии, Германии,
Японии, России, США и других стран.
В последующие периоды
Все это позволяет производить качественную химическую продукцию, пользующуюся постоянным спросом во многих странах мира. Такие белорусские изделия, как химические волокна и нити, стеклоткани и полимерные материалы, удобрения и шины, лаки и краски пользуются спросом и экспортируются во многие страны Европы, Америки и Азии.
В последние годы значительное развитие получила легкая промышленность республики. Ведущее место здесь принадлежит текстильной, швейной и обувной отраслям промышленности. Они сориентированы на выпуск довольно широкого круга изделий: разнообразных видов ниток, пряжи и тканей из льна, хлопка, шерсти и синтетических материалов; ковров и ковровых изделий, нетканых материалов, трикотажных и чулочно-носочных изделий, продукции швейной промышленности, корсетных изделий, изделий из натуральной и искусственной кожи, искусственного и натурального меха, обуви и др. Большинство промышленных предприятий легкой промышленности активно сотрудничает с иностранными фирмами на основе технологической и производственной кооперации.
Почти половина всей территории Республики
Беларусь занята сельскохозяйственными
угодьями. Большая часть сельскохозяйстве
Природные условия Беларуси позволяют
успешно производить такие
Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В Национальной Академии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, научно-исследовательских институтах успешно осуществляются прикладные и фундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных направлениях.
Важную роль для национальной экономики играет иностранный капитал. Основой для его функционирования в Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:
Ё долевого участия в предприятиях,
создаваемых совместно с
Ё создание предприятий, полностью
принадлежащих иностранным
Ё приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;
Ё приобретения прав пользования землёй, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
Ё в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.
Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных обществах”. Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином государственном органе, обладающем соответствующими полномочиями (например, банки регистрируются в Национальном банке).
Привлекаемые в республику зарубежные инвестиции (кредиты), как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвестиции в основной капитал составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4% по отношению к данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая промышленность, стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинской техники, а также проекты, связанные с энергоснабжением, охраной окружающей среды и конверсией оборонных предприятий.
С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
В последнее время получила развитие
новая форма привлечения
Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.
Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе
После того, как СССР прекратил
свое существование, быстро ухудшалось
экономическое положение
В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна в связи с тем, что в мировой экономике Беларусь, Россия и другие постсоветские государства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ в мировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые государства занимают еще более скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещении капитала участвует фактически только Россия. Правда, и в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой экономики.
Важным шагом на пути восстановления разорванных экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение 8 государств.
14 мая 1993
г. в Москве на заседании
глав государств — участников
СНГ были приняты декларация
о поэтапном движении к
Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.
1. На первой стадии
2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.
3. На следующем этапе
4. После достижения валютной
“прозрачности” предполагалось
преобразовать многовалютную
Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.
Одной из острейших проблем взаимоотноше
Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходил из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.
Информация о работе Особенности экономического развития Республики Беларусь