Особенности экономического развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе социально-экономического развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его специфика обусловлена совмещением трех чрезвычайно важных и сложных задач: рыночной трансформацией экономики, созданием Союзного государства России и Беларуси, интегрированием в мировое хозяйство. В ходе этого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного участника.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности экономического развития Республики Беларусь 5
Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе 13
Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

Однако политическое оформление процессов  государственного размежевания заметно  разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

 

Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе — в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

 

Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами  — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном —  соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

 

Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

 

Для анализа того, в каком направлении  должны развиваться связи Беларуси с государствами Содружества, большое  значение имеет экономическое положение  различных стран СНГ. Его можно  проиллюстрировать на примере итогов 2000 г.

 

Самые высокие темпы экономического роста в 2000 г., как и в 1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В Беларуси продолжался спад, начавшийся в 1999 г. Правда, согласно информации, представленной Статистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос в 2000 г. на 6%, а производство промышленной продукции — на 8%. Однако, по данным того же комитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта) сократилась в Беларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В остальных странах СНГ ВВП вырос в среднем на 4—5%.

 

На протяжении ряда лет стабильным уровнем цен отличается Армения. В 2000 г. индекс цен производителей промышленной продукции повысился здесь на 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также на 0,8%. Несколько улучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в 1999 г. цены выросли здесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В большинстве других стран СНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.

 

В 2000 г. были сделаны определенные попытки подтолкнуть интеграционое  строительство на постсоветском  пространстве. В октябре 2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного союза — Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

 

Позитивные изменения в плане  развития экономического сотрудничества стран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая интеграция стала отдельной темой на состоявшемся в начале марта с.г. неформальном саммите лидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась необходимость более тесного экономического союза и активизации усилий по созданию зоны свободной торговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, — отметил Президент России В.В. Путин — что Россия и Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут работать на новых условиях с другими странами, которые готовы предоставить свои транспортные системы для доставки газа не только потребителям из СНГ, но и для Европейского Союза, а также азиатских государств.

 

Особенность функционирования СНГ в ближайшие годы состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора.

 

Исходя из реальной экономической  ситуации в странах Содружества, и строит Республика Беларусь свои взаимоотношения с ними.

 

Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.

 

Следует отметить, что именно создание единого союзного государства должно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество. Этот процесс особенно активизировался в прошлом году. Конец 2001 г. ознаменован важными событиями в жизни Союза Беларуси и России. Прошли заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства. А 12 марта нынешнего года в Минске состоялось очередное заседание Высшего Госсовета, на котором принято решение в ближайшее время подписать целый пакет межправительственных соглашений, направленных на создание единых экономических условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Активно ведется в настоящее время подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства.

 

Глава 3. Беларусь как часть мировой  экономической системы

 

Географически Беларусь является центром  Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько  географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

 

Важную роль в решении проблем  выхода из социально-экономического кризиса  играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

 

Стратегия республики на международной  экономической арене определяется ее положением в системе мировых  хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

 

Опыт государств с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

 

 

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

 

Кредиты международных финансовых организаций являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

 

Сотрудничество с МВФ важно  для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

 

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ  должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую  ситуацию. Использование ресурсов МВФ  связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

 

В обмен на финансовую поддержку  со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

 

Первая финансовая помощь со стороны  МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных  трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

 

В сентябре 1995 г. было принято решение  Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай  в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.

 

Однако роль МВФ в обеспечении  устойчивости белорусской экономики  в течение нескольких последних  лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребность в займах МВФ была.

 

МБРР предоставил республике три  кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

 

Европейский банк реконструкции и  развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

 

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так  уж велики, но именно они являются катализатором  для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

Информация о работе Особенности экономического развития Республики Беларусь