Отмена крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Хоть наше общество и является демократическим, но все- таки в нем присутствует рабская психология. Веками в России существовало крепостное право, которое и наложило отпечаток на последующие поколения. И избавиться от этого отпечатка не так то просто. У нас уже на подсознательном уровне заложена рабская психология. Русский человек, как это не прискорбно, сильно зависит от начальника. В большей или меньшей степени, но зависит. От этого и процветает коррупция. Нарушаются права человека.
У нас до сих пор

Вложенные файлы: 1 файл

Отмена крепостного права.doc

— 933.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«Российский государственный  торгово-экономический  университет»

Пермский  институт (филиал) 

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Отечественная история»

Вариант № 17 
 

                        Работу выполнила

                студентка гр. ТПи-11

                                                      Вотинова Инна

                                                      Викторовна

                                                                                        Преподаватель:              

                                                                      Д-р, ист.наук

            профессор

                                                      Дементьев Б.П. 

                Защищена с оценкой

                …………………………

                Дата…………………….

                Подпись……………….. 
 

Пермь, 2009

 

Введение

     Хоть  наше общество и является демократическим, но все- таки в нем присутствует рабская психология. Веками в России существовало крепостное право, которое и наложило отпечаток на последующие поколения. И избавиться от этого отпечатка не так то просто. У нас уже на подсознательном уровне заложена рабская психология. Русский человек, как это не прискорбно, сильно зависит от начальника. В большей или меньшей степени, но зависит. От этого и процветает коррупция. Нарушаются права человека.

У нас  до сих пор нет полноценного гражданского общества, так как в настоящем гражданском обществе ценится каждый человек, у нас же в России ценятся деньги. Из-за денег человека могут убить, похитить, да все что угодно. Человеческую жизнь не ценят, ни во что не ставят.

Вышестоящий человек, человек занимающий высокий  пост, не уважает нижестоящих, подчиненных  ему. Например возьмем армию. Жуткая дедовщина. И все исходит из той  же самой рабской психологии. Вышестоящие  «топчут» простых солдат, издеваются. И все это идет из того кажущегося далекого закрепощения русских людей. У людей живших столетиями рабами, прислугой сформировалась эта психология. Несомненно, Александр  II заронил зерна гражданского общества еще в том, далеком XIX веке, но рабская психология привитая с древности все еще есть и остается и в нашем XXI веке. Александр был прогрессивен, хотел избавить русский народ от рабства. Конечно, формально, тогда русские люди стали считаться свободными, не зависящими от барина. Но на психологическом уровне не все так то просто. У людей оставалось какое то ощущение не свободы. Так же бывшие крепостные когда объявили об отмене крепостного права не верили, не доверяли властям, считали что их хотят обмануть.  

Отмена  крепостного права

     Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в ряд отсталых государств. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, т.к. препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалось и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к. оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр II, воцарившись 19 февраля 1855 г., получил тяжелое наследие. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Александр учредил в январе 1857 года Тайный комитет, состоявший из высших сановников, включая Орлова, Долгорукого, Адлерберга, Гагарина, Панина и Ростовцева. После  множества совещаний этот комитет  признал, что «крепостное право само по себе является злом, от которого следует избавиться», и что «этот институт подлежит обязательной ревизии».

В самом  деле, большинство членов Тайного  комитета, несмотря на свои заявления, были настроены враждебно в отношении императорской идеи. Эти господа прилагали все усилия, чтобы затянуть дискуссию в надежде, что данный проект, как и предыдущие, утонет в горе бумаг. Разъяренный этими проволочками, император ввел в состав комитета своего пылкого брата Константина. Работа пошла несколько быстрее, однако постоянно возникал один и тот же трудноразрешимый вопрос: можно ли освобождать крестьян без предоставления им земли? Не дать им земли значило обречь их на голодную смерть. Дать им землю значило ограбить землевладельцев. Выразитель воли «рабовладельцев» князь Гагарин заявил, что распределение между крестьянами пахотных площадей приведет сельское хозяйство России к полному упадку. По его мнению, самое большее, что им следовало предоставить, – право пользования собственными домами. Чтобы выйти из этой ситуации Александр в своем предписании от 20 ноября 1857 года приказал генерал-губернатору Назимову создать в Ковенском, Виленском и Гродненском уездах специальные комитеты, призванные изучить возможности освобождения крепостных путем определения их способности выкупить в течение определенного периода времени свои дома с прилегающими участками земли, и временно использовать эти участки для удовлетворения своих насущных потребностей до тех пор, пока они не смогут выкупить их.

Поскольку выработка условий освобождения крепостных стала главным предметом публичных дискуссий, Александр решил, что больше не имеет смысла скрывать деятельность Тайного комитета, и 8 января 1858 года учредил «Центральный комитет по делам крестьян». Задача этого комитета заключалась в изучении результатов деятельности провинциальных комитетов. В конечном итоге все зависело от этих небольших групп людей, рассеянных по всей необъятной территории империи. Однако среди них не было единодушия. Помимо нежелания многих помещиков расставаться с землей и крепостными, существовало различие интересов между дворянами северных губерний, где в силу низкой плодородности почв была лучше развита промышленность, и южных, где сельское хозяйство составляло основу экономики. Первые, зависевшие от личного труда как крестьянина, так и рабочего, были готовы тут же уступить свои земли, лишь бы за них дали хорошую цену. Вторые соглашались освободить своих крепостных, но хотели сохранить земли, важный источник доходов. 20 июня 1858 года Александр издал указ о передаче государственных земель в распоряжение земледельцев и наделении последних гражданскими правами.

В декабре 1858 года в недрах Министерства внутренних дел была подготовлена правительственная  программа крестьянской реформы. Она  включала в себя: личную свободу крестьян от помещиков, право селян переходить на другие земли, временное выполнение крестьянами определенных повинностей в пользу бывших хозяев и создание органов крестьянского самоуправления. Главный комитет тут же подготовил собственный проект реформы, гораздо более умеренный, чем правительственный.

Работа  с дворянством, собравшимся в  губернских комитетах, была важна потому, что оставался важный вопрос, без  решения которого правительство  не мыслило себе отмену крепостного  права — вопрос о формальном одобрении самими помещиками грядущей реформы. Согласие первого сословия с действиями правительства гарантировало бы невозможность в дальнейшем организованного протеста дворянства по поводу отмены крепостного права.

Проекты реформы от губернских комитетов стали поступать в Петербург ещё осенью 1858 года, и тогда же Я.И. Ростовцев предложил создать Редакционные комиссии для выработки общего Положения о реформе и конкретных проектов отмены крепостного права по местностям.

С февраля-марта 1859 года Ростовцев начал подбирать состав Редакционных комиссий, и первым их сотрудником стал Н.А. Милютин, сделавшийся вскоре главным помощником Якова Ивановича. Редакционные комиссии оказались уникальным для России учреждением. Они не только были призваны выработать важнейшие для страны законодательные акты, но и в нарушение всех традиций сделались независимыми от высших государственных органов — Государственного Совета и Главного комитета.

К началу лета 1859 года проекты отмены крепостного  права в России были готовы, и летом в Петербург стали съезжаться депутаты от губернских дворянских комитетов. Условия их созыва были тщательно продуманы Министерством внутренних дел, и в столицу вызывались по два депутата от каждого комитета, причем один из них должен был представлять сторонников реформы, другой — её противников. Шансы сторон, таким образом, уравнивались, что давало верховной власти свободу маневра в работе с депутатами и надежду на благополучное её завершение.

Основное  разногласие между властью и обществом в 1859 году, связанное с готовящейся отменой крепостного права, лучше других выразил Я.И. Ростовцев. «Главное противоречие, — писал он в очередной записке императору, — состоит в том, что у комиссий и у некоторых депутатов различные точки исхода: у комиссий — государственная необходимость и государственное право; у них — право гражданское и интересы частные, они правы со своей стороны, мы со своей. Смотря с точки зрения гражданского права, вся начатая реформа, от начала до конца, несправедлива, ибо она есть нарушение права частной собственности, но как необходимость государственная, реформа эта законна, священна и необходима». С правительственной позицией все более или менее понятно, а что предлагали его оппоненты? Как конкретно помещики выразили свою «правоту»?

Адреса, написанные дворянскими депутатами в Петербурге, можно условно разбить  на три группы. Первые констатировали, что освобождение крестьян означает полное разорение душевладельцев и  не может не сказаться на крепости устоев государства. Авторы другой группы адресов изъявили согласие даровать крестьянам свободу, но одновременно предлагали создать хозяйственно-распорядительное управление, общее для всех сословий и основанное на выборных началах для того, чтобы без потрясений основ миновать переходный период. Третьи — требовали созвать уполномоченных от дворян, которые под руководством императора и создадут новый проект реформы.

Некоторые депутаты увидели в проекте Редакционных комиссий открытое стремление власти отстранить дворянство от всякого влияния на крестьянство. Предчувствуя резкое усиление бюрократического аппарата в результате проведения реформы по правительственному образцу, депутаты предупреждали императора, что преобразования в деревне должны сопровождаться обязательными изменениями политической структуры России.

В деле подготовки крестьянской реформы появились новые сложности, возникшие в связи с крайне печальным обстоятельством. В феврале 1860 года после тяжелой болезни скончался Я.И. Ростовцев. За несколько недель до смерти он изо всех сил торопился завершить окончательный проект освобождения крестьян, получивший название «завещания Ростовцева». Теперь на место Ростовцева встал бывший министр юстиции Николая I В.Н. Панин.

С осени 1860 года подготовка реформы вступила в решающую стадию. В октябре Редакционные комиссии прекратили свою работу, и проект ушел на утверждение в Главный комитет. Ситуация в Комитете сложилась непростая: из десяти его членов лишь четыре человека поддерживали Положения, разработанные Редакционными комиссиями; трое требовали существенных доработок; а ещё трое не были согласны с ними вовсе. В данном случае своё веское слово должен был сказать и действительно сказал император, который потребовал, чтобы последним сроком рассмотрения проекта освобождения крестьян в Комитете стало 15 февраля 1861 года. На этой дате он настаивал, с одной стороны, потому, что Положения должны были быть опубликованы к началу полевых работ в деревне, а с другой — Александр II хотел, по старой русской традиции, эффектно отметить пятую годовщину своего вступления на престол (19 февраля 1861 года). Говоря о необходимости закончить работу Комитета в срок, император был краток, заявив: «Этого я желаю, требую, повелеваю!»

После таких слов сопротивляться принятию проекта стало невозможно, и он, пройдя раньше срока Главный комитет, поступил в Государственный Совет.

Информация о работе Отмена крепостного права