От Древней Руси к формированию единого российского государства ( IX-XVI)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов.

Содержание

1.Особенности социально-политического строя Древней Руси.
1.1 Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

1.2 Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

1.3 Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.

1.4 Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра.

2. Специфика формирования единого российского государства.

2.1 Объединение русских земель вокруг Москвы.

2.2 Завершающий этап объединения русских земель и формирование единого Российского государства.

2.3 Эволюция государственного строя.

2.4 Начало правления Ивана IV. Реформы середины XVI в.

3. Формирование сословной системы организации общества.

1.3 Древнерусское государство и общество в XI – начале XII вв.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

От Древней Руси к формированию единого российского государства ( IX-XVI).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание.

  1. Особенности социально-политического строя Древней Руси.

      1.1 Восточные славяне  в древности. Происхождение  и расселение   славян. Общественный  строй, хозяйство,  верования  накануне  образования государства.

      1.2 Образование  и   становление   единого   Древнерусского  государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

      1.3 Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия.  Развитие   русских   земель   и   княжеств   в   условиях   раздробленности.

      1.4 Борьба  Руси  против  татаро-монгольского  нашествия  и  агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра.

      2. Специфика формирования  единого российского  государства.

      2.1 Объединение русских земель вокруг Москвы.

      2.2 Завершающий   этап   объединения   русских   земель   и формирование единого Российского государства.

      2.3 Эволюция государственного строя.

      2.4 Начало правления Ивана  IV. Реформы середины XVI в.

      3. Формирование сословной  системы организации  общества.

      1.3 Древнерусское государство  и общество в XI  –  начале  XII  вв.

      Заключение.

      Список  литературы.

 

       1.Особенности социально-политического  строя Древней  Руси.

      1.1 Восточные славяне в древности.  Происхождение и расселение

          славян. Общественный строй, хозяйство, верования  накануне  образования государства.

      Славяне  —  крупнейшая  в   Европе   группа   родственных   народов, объединенных близостью   языков и   общностью   происхождения. Их численность — почти 300 млн.  человек.  Предки  славян,  так называемые праславяне,  принадлежали  к  древней  индоевропейской  семье  народов,   которые в IV—  III  тысячелетии  до  н.  э.  расселились  на  громадной территории Европейского материка  —  от  Европы  до  Индии.  Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне  называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племена  — скифы и сарматы. К этой же семье относились  индийцы,  иранцы,  древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др.  народы.  Древние  славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и  Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке.  Пока  славяне  жили вместе между  Вислой и Днепром, они говорили  на  одном,  понятном  для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения  древние  славяне всё более отдалялись  друг  от  друга  по  языку  и  культуре.  Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых  сложились современные нации:

        . западные славяне – поляки, чехи, словаки;

        .  южные  славяне  –   болгары,  сербы,  хорваты,   словенцы,   македонцы,

          черногорцы, боснийцы;

        . восточные славяне – это русские,  украинцы, белорусы.

             В середине I тысячелетия племена  восточных славян занимали  огромную  территорию от Онежского  и   Ладожского  озер  на  севере  до  северного  Причерноморья  на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось  около  15 наиболее  крупных  союзов  племен.  Картина  их  расселения   выглядела следующим образом:

          поляне - по среднему течению Днепра;

          древляне  — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

          славяне (славяне ильменские) — по  берегам  реки  Волхов  и  озера

          Ильмень;

          дреговичи — между реками Припять и Березина;

          вятичи  — в верховьях Оки, по берегам  Клязьмы и Москвы-реки;

          кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

          полочане  — по Западной Двине и ее притоку  реке Полота;

          северяне  — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

          радимичи  — на Соже и Десне;

          волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам  Буга;

          уличи, тиверцы — на самом  юге,  в  междуречьях  Буга  и  Днестра,

          Днестра и Прута;

          белые хорваты — в предгорьях Карпат.

            Рядом  с  восточными  славянами  жили  угро-финские племена:

      весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились  в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались   пашенным   земледелием   с   двупольным   и    трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным  наконечником,  серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной  зоны  было подсечное земледелие, при котором леса вырубались  и сжигались,  зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался  хороший  урожай,  потом  этот  участок  забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху.  Важными сельскохозяйственными  техническими  культурами  были  лен  и  конопля. Хозяйственная деятельность славян не  ограничивалась  земледелием:  они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней,  а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными  мехами  платили  дань,  они   являлись   эквивалентом   денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких  пчел.  Из  меда приготовляли  хмельные  напитки.   Важной   отраслью   хозяйства   было    производство железа. Его добывали  из  железной  руды,  залежи  которой    часто  обнаруживали  в  болотах.   Из   железа   изготовляли   железные    наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы,  косы.  Гончарство    также было традиционной  отраслью  хозяйства  древних  славян.  Главной    формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья  были  горшки.    Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве    ритуальной утвари: в дохристианские времена  умерших  сжигали,  а  прах   помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития   сельскохозяйственной   техники   обусловливал   и   характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община,  члены которой сообща  владели орудиями  труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли  полученный  продукт. Однако   по   мере   совершенствования   способов   обработки   железа, изготовления   сельскохозяйственных   орудий   происходит   постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной  системой.  Следствием  этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала  семья.  На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой  семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства.  В  соседской  общине  сохранялась  общинная  собственность  на  лесные  и  сенокосные  угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые  каждая  семья  обрабатывала  своими  орудиями  труда   и   сама   распоряжалась полученным  урожаем.  Дальнейшее  совершенствование  орудий   труда и технологии  выращивания  различных   культур   обусловило   возможность получения  прибавочного  продукта  и  его  накопления.  Это  привело  к имущественному   расслоению   внутри    сельскохозяйственной    общины,    зарождению частной собственности на орудия труда  и  земельные  угодья. Главными божествами славян  являлись:  Сварог  (бог  неба)  и  его  сын Сварожич  (бог  огня).  Род  (бог  плодородия),  Стрибог  (бог  ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота),  Перун  (бог  грозы).  В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.  По  мере усложнения   социальной   организации   восточнославянского    общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным  божеством  военно - служилой  знати  стал  Перун,  превратившийся  в  бога  войны. Вместо деревянных идолов  появились каменные  изваяния  божеств,  сооружались языческие  святилища.  Разложение  родовых   отношений   сопровождалось усложнением  культовых  обрядов.   Так,   похороны   князей   и   знати превращались в торжественный ритуал, во  время  которого  над  умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну  из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е.  поминки,  сопровождавшиеся

 военными состязаниями.

 

       1.2 Образование  и   становление   единого   Древнерусского государства.  Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

      Становление государства у восточных  славян  проходило  в  непростых  внешних  условиях. В середине IX  в.  сложившаяся  на  севере  Восточной   Европы своего  рода  федерация  союзов  племен,  в  которую  наряду  со  славянами (словенами и кривичами) входили  неславянские  этносы  (чудь,  меря), платила дань  скандинавам  (на  Руси  их  называли  варягами,  в  Западной Европе — норманнами, «северными  людьми»);  поляне,  северяне,  радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в  середине  VII в. создавшее собственное государство —  каганат.  Центр  Хазарского   каганата первоначально находился на территории современного  Дагестана,  затем переместился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль. Правящая верхушка Хазарии исповедовала иудаизм). Стремление  варягов  и   хазар подчинить восточнославянские союзы племен во  многом  объяснялось   желанием  контролировать  важнейшие  международные  торговые  трассы  — складывавшийся в IX в. путь из «варяг в  греки»  и волжский.  Согласно  летописи, в 862 г.  члены северной  федерации союзов  племен  изгнали варягов и прекратили выплату им дани.  Однако  затем внутри  федерации возникла острая, вплоть  до  вооруженной,  борьба  за  власть.  В этих   условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью  пригласить в  качестве  князя  одного  из  тамошних  правителей  и  тем   разрешить конфликтную ситуацию.  Прийти  на  княжение  согласились  три брата — Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых  вокняжился  в Новгороде, второй — на Белоозере, третий — в Изборске,  После  смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика  Олег  (879—912).  В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших  там  Аскольда  и  Дира  (по  летописи  —  «мужей»  Рюрика),  и  стал  правителем  объединенных  под  его  властью  северных и южных территорий. Хотя точные  летописные  даты  для  IX  в.  условны,  882  год  принято  считать  годом   создания   Древнерусского государства со столицей в Киеве.

        «Норманнская теория»

        Сведения летописи о начале  древнерусской государственности  послужили   основой   появления   так    называемой    норманнской    теории.    Ее   основоположниками  являлись приглашенные в  XVIII  в.  из  Германии  для   работы в Петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф.  Миллер,  А. Л. Шлёцер. Опираясь на  летописные  сведения,  они  утверждали,  что    восточные славяне  оказались  неспособны  к  самостоятельному  созданию   государства,  оно  было  принесено  извне   варягами,   русью.   Резким   противником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отстаивавший  южные стоки древнерусской государственности и отрицавший роль скандинавов  в   его формировании. Полемика между  «норманистами»  и  «антинорманистами»   продолжалась  десятилетиями.  Противники  норманнской  теории  отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь  найти  другие корни происхождения  правящей  династии.  При  этом  называли  и  Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь- шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс),  и  Мордву  (Щеглов),  и  Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелив).  В  настоящее  время  большинство  ученых  указывают  ва длительный,  объективный процесс возникновения государства и субъективный,  второстепенный  фактор.  Сегодня вполне  очевидна несостоятельность «норманнской теории», основанной на тезисе о возможности «научить государству», между тем как государство  (в  том числе Древнерусское) возникает только на основе длительного внутреннего    развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли  варягов, скандинавов в сложении государства Русь.  Ныне  можно  считать  установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе  с  Рюриком  достаточно  точно  отражает  реально  происходившие   события. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей:  Рюрик,  Олег,  Игорь, Ольга, Аскольд — имена скандинавские;  на  территории  Восточной Европы   найдены   десятки    сканди-навских    захоронений.    Следует констатировать, что скандинавы приняли деятельное  участие в создании  Древнерусского государства, дав его правящую  династию.  Но  сами  они сравнительно  быстро  растворились   в   среде   местного   славянского  населения: например,  уже  сын  Игоря  и  Ольги  носил  славянское  имя вятослав, что касается слова «русь», то относительно его происхождения   в науке нет единства мнений.

 

       1.3 Политическая раздробленность  Руси. Причины, особенности и последствия.  Развитие   русских   земель   и   княжеств   в   условиях раздробленности.

      Причины феодальной раздробленности. С  30-х  годов  XII  в.  на  Руси  начинается   процесс   феодальной  раздробленности, что было закономерным этапом  в  развитии  феодализма.

          Великим князьям — Мономаху, его  сыну Мстиславу  —  удавалось   на  время   затормозить неизбежный  процесс дробления Киевской  Руси,  но  потом  он   возобновлялся  с новой  силой:  И  Любечский   съезд  князей  в  1097  г.  установил: «... каждо да держит отчину свою». ожно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

   во-первых,  особенности  становления   феодализма  на  Руси.   Князья  наделяли своих наследников не  комплексом  обширных  вотчин,  а  рентой-  налогом. Нужны были гарантии того,  что  наследник  со  временем  будет   главой  княжества.  В  то  же  время  увеличение  княжеских   родов   и сравнительно малый рост  совокупного  прибавочного  продукта  обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно   было получать больший  налог.  Поэтому  княжеские  междоусобицы  —  это  прежде всего борьба  за  перераспределение  налога,  которая  позволяла   захватить наиболее  выгодные  княжения  и  закрепиться  в  ранге  главы суверенного княжества;

        .  во-вторых,  натуральное хозяйство,  отсутствие  экономических связей  способствовало созданию  сравнительно  небольших феодальных  мирков  и сепаратизму местных боярских союзов;

        . в-третьих, развитие боярского  землевладения: расширение боярских вотчин  путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете  к обострению противоречий между  боярами  и  великим  киевским  князем.  Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти,  которая могла бы   обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом  сопротивления горожан, смердов,  способствовать  захвату их  земель  и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать  князя  со  своей  дружиной,  но  отводили  им  поначалу  только  полицейские  функции.  В  последующем  князья,  как  правило,  стремились  получить  всю  полноту  власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и  местными князьями;

        . в-четвертых,  рост  и  укрепление  городов  как  новых  политических  и  культурных центров;

        . в-пятых, в XII  в.  торговые  пути  стали  обходить  Киев;  европейских  купцов, а также  новгородцев  все  более   привлекали  Германия,  Италия,  Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

        . в-шестых, борьба с кочевниками  ослабляла Киевское княжество,  замедляла  его прогресс; в  Новгороде и Суздале было гораздо  спокойнее. Итак, в середине XII в.  Киевская Русь  распалась  на  15  больших  и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Последствия феодальной раздробленности:   Распад Руси на отдельные княжества сыграл  не  только  отрицательную  (ослабление перед монголо-татарским  нашествием),  но  и  положительную   роль: н способствовал бурному  росту  городов  и  вотчин  в  отдельных

 княжествах,  развитию  торговли  с  Прибалтикой,  с  немцами,  развитию

 местной  культуры  —  строились   архитектурные  сооружения,  создавались   летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и  формально, но цементировало страну;

сохраняла свое влияние  общерусская  православная церковь, которая  выступала  за  единство  Руси,  осуждала княжеские  усобицы;

      полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность  со стороны половцев.

        Состав Руси:

        Наиболее крупными были княжества:

        Киевское (Киев);

        . Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);

        . Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

        . Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

        . Новгородская земля (Великий Новгород).

        Но определились три основных  политических центра:  на  юго-западе  — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке —  Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. В течение долгих веков Северо-Восточная Русь  была  дикой  окраиной,  которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII  в.  здесь  появилось  племя  вятичей.  Плодородные  почвы,  богатые   леса, множество рек и  озер  создавали  благоприятные  условия  для  развития  земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили  торговые  пути  на  юг, восток и запад,  что  обусловило  развитие  торговли.  Немаловажное  значение имело и то, что северо-восточные земли  хорошо  были  защищены  лесами  и  реками  от  набегов  кочевников.  Здесь  сложились   крупные  городские центры —  Ростов,  Суздаль,  Ярославль,  Муром,  Рязань.  При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157),  за  жажду  власти,  за  свою   военную   активность   получивший   прозвище  Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось  от  Киева, превратилось в обширное независимое  государство.  Он  постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу  с  Новгородом  за  влияние  на  пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из  побед  над  соперниками  Юрий  пригласил своего союзника черниговского князя Святослава  отметить  это  событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в  Москве,  гд  был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы,  хотя  археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в  XI  в.  Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть  в  Ростово-Суздальской  земле  перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей  Боголюбский  продолжил политику своего отца,  направленную  на  расширение  Ростово-Суздальского княжества: он воевал  с  Новгородом,  Волжской  Булгарией.  Вместе с тем он стремился к возвышению  своего  княжества  над  другими  русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению,   но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику  по   отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии  он жестоко расправлялся с  непокорными,  изгонял  из  княжества,  лишал  вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он  перенес  столицу  из  Ростова  в  молодой  торгово-промышленный   город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он  устроил  свою   резиденцию, за  что  и  получил  прозвище  Боголюбский.  Между  Андреем Боголюбским и боярами назревал  серьезный конфликт.  Возник  заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея  — осетин  Анбал,   ключник Ефрем Мозевич.  29  июня  1174  г.  заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея  началась  усобица.  Ростовские  и  суздальские  бояре   пытались   отдать   престол   своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия —  Михаила  и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал  Всеволод,  прозванный   Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем  Владимиро-   Суздальское княжество достигло наивысшего  расцвета.  Он  первым  среди  князей Северо-Востока принял титул  великого  князя.  Всеволод  жестоко  наказал  мятежных  бояр.  При  нем  была  захвачена  Рязань.   Всеволод   вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти  князя  его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV  в.Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель. Новгород  Великий.  Великий Новгород  занимал особое  место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на   Северо-Западе Руси.  Новгородская  земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась   на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород,  как  и   Ростово-Суздаль-ское княжество, вел активную завоевательную политику, в  результате  которой  к  Новгородской  земле  были  присоединены   земли  карелов, водь,  заволодской  чуди  (финно-угорские  племена),  саамы  и  ненцы;  они  платили  Новгороду  дань.  Новгород   сложился   из   трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом»  со  своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и  Торговую. В город входило пять районов  (концы),  которые  делились  на улицы. Купцы и ремесленники  создавали  по  профессиональному  признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).

Информация о работе От Древней Руси к формированию единого российского государства ( IX-XVI)