Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:14, контрольная работа
Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов.
1.Особенности социально-политического строя Древней Руси.
1.1 Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.
1.2 Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.
1.3 Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.
1.4 Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра.
2. Специфика формирования единого российского государства.
2.1 Объединение русских земель вокруг Москвы.
2.2 Завершающий этап объединения русских земель и формирование единого Российского государства.
2.3 Эволюция государственного строя.
2.4 Начало правления Ивана IV. Реформы середины XVI в.
3. Формирование сословной системы организации общества.
1.3 Древнерусское государство и общество в XI – начале XII вв.
Заключение.
Список литературы.
• одобрены реформы Избранной Рады;
•проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;
• приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ:
Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:
•Усилилась централизация
• Стала более четкой и
• Выросла военная мощь страны;
• Произошло дальнейшее
3. Формирование сословной системы организации общества.
1.3 Древнерусское государство и общество в XI – начале XII вв.
В период с конца Х до примерно второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья — правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территории союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого (1054—1078) произошел раздел Русской земли между его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078—1093) на юго-западе Руси сформировались волости с центрами в Перемышле и Теребовле.
Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце Х — середине XII в. оставалась государственная дань — налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.
Корпорацией, в которую был
организован господствующий слой
Древней Руси в этот период,
продолжала оставаться дружина.
Привилегированное положение
Со складыванием к концу
Х в. структуры единого
государства формируется
Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности — предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды — группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов — людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.
3.2 Откуда есть Русь, и первые князья.
Наверное, каждому известно еще со школьной скамьи, о том, что Русское государство, именуемое в дальнейшем Русь, начало свое существование с легенды о призвании варягов. Именно пришедший с севера князь Рюрик, объединил племена славен, чуди, веси, кривичей и осел в Новгороде. В основе этих данных, лежат хроники монаха Киево-Печерской лавры Нестора-летописца, останки коего и по ныне находятся в пещерах православной святыни, а написанный им труд «Повесть временных лет», многие годы служит камнем преткновения, в спорах норманистов и приверженцев славянской теории происхождения Российского государства.
В чем же смысл этих споров? Норманисты, приверженцы западного взгляда на историю России, небезосновательно утверждают, что призванные варяги, то есть одно из скандинавских племен с названием Русь, и дали наименование славянскому государству в 9 в. н. эры. Небезосновательно именно потому, что сам Нестор пишет: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». В этих строках, он ставит призванное племя русь, в один ряд с другими варяжскими племенами, тем самым указывая на скандинавские корни происхождения самоназвания Русь. Вот только возникает вопрос: а можно ли верить строкам Повести временных лет? Сколько раз ее переписывали? – как минимум трижды. Кто-то спросит зачем? По разным причинам, иногда изменения вносили по приказу князей, старавшихся выставить в лучшем свете своих непосредственных предков, или же самих себя. Но более всего, нас конечно же беспокоит основоположник норманской теории Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738). Именно этот немецкий ученый, надолго прописавшийся в Российской академии наук, в силу своей ненависти ко всему русскому, настаивал на происхождении российской государственности от своих предков. Именно он, скрывал, уничтожал, переписывал древние рукописи славян, ставя перед собой единственную цель – уничтожить самобытную историю русского народа, предать ее забвению.
Всем известно его противостояние с М. Ломоносовым. Великий русский ученый, преуспел не только в химии, физике, литературе, но и в истории, имея на ход ее, свой собственный авторитетный взгляд, в коем норманская теория Байера, не выдерживала никакой критики. Как? - спрашивал он, - полудикие племена скандинавов, могли дать название огромной стране, которую сами называли Гардарикой то есть страной городов. Определенную лепту в укрепление норманской концепции внес Карамзин, утверждая, что народ населявший эти земли до прихода варягов, не ознаменовал себя никакими памятниками, или подвигами. С тех пор германские историки говорят: Русское государство образовано нашими соотечественниками.
Получается странная картина, жила себе страна без названия, вдруг пришли варяги и дали ей свое скандинавское имя. А скандинавское ли имя русь? Оказывается что нет, мало того, и племени такого среди варяжских народов никогда не существовало. Как бы не доказывали норманисты свою правоту, сколько бы не копались в своих летописях – племени русь им найти так и не удалось. Нестор пишет: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли…» Возможно кто-то скажет: если они взяли с собой все свои роды, то есть все племя, то именно поэтому его и не могут найти западные историки. Но не забывайте, немецкие, норвежские, датские хроники – не наши, их вели старательно, со свойственной этим народам педантичностью, отслеживая каждое событие. И если народ такой когда либо существовал на этих территориях, след его обязательно должен остаться, хотя бы в кратких упоминаниях – но его нет. Почему же?
Далее, в летописи говориться о том, что пришли три брата. И сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере (ныне город Белозерск), третий же Трувор в Изборске (сейчас село старый Изборск). Вроде бы все понятно, но что мы обнаруживаем? Оказывается, имен таких у скандинавов не было, мало того, их не было и среди славянских племен. Так чьи же это имена в конце концов? С этого момента, в расследовании происхождения русского народа, начинается самое интересное.
Вспомните: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка (наряда - справедливости) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Складывается ощущение, что славяне, призывали родственников, или по крайней мере народ от одного с ними корня. Действительно, стали бы они приглашать иностранцев для правления своей землей, не находясь с ними хотя бы в дальнем родстве? – вряд ли. Хотя, в Новгород, и намного позднее, приглашали на княжение, того же Владимира, или Александра Невского, но это уже совершенно другое дело – эти князья имели на то законное право. В то же время, можно предположить что речь идет о вполне сложившейся традиции призвания дальних родственных родов.
Как пишет Нестор, братья пришли с севера, из-за моря Варяжского. Если они были родственники славянам, то кто же это мог быть? Здесь нужно понять, в то время, все земли Северной Европы, от Мекленбурга до Новгорода, были единым целым, то есть границ, таких как мы себе представляем - не существовало. И призывали славяне скорее всего тот род, который помнил все древние обычаи предков, и мог бы править по справедливости.
И
тут, мы обнаруживаем, культовый центр
древней Славии – это город
Аркона, на острове Рюген ( русский
Руян, сказочный Буян), с храмом бога
Святовита. Поклониться этому
Но несколько ранее, словене основали город Новгород, и поставили там князя Гостомысла, призванного из-за моря, из северо-славянского племени ободритов, то есть бодричей. Об этом упоминается в Новгородской Четвертой, Софийской, Ермолинской летописях. Новгородцы обратились к знаменитому в то время князю бодричей Буривою, с просьбой призвать на княжение сына, так как одолели их пираты (викинги).
Гостомысл, долгое время княжил в Новгороде, отбросив викингов за море, и даже заключив с ними мирный договор. И вот, на смертном одре, он завещает родственникам славенам, призвать на княжение к себе внука его Ререга (т. е. Сокола). Для того чтобы он мог княжить ими по праву (вспомните, двусмысленно «право» - по праву, и «ряду» - по совести).
Как нам уже известно, словене исполнили свое обещание, за море были посланы гонцы, к князю бодричей Ререгу – Рюрику. Таким образом, на берега Волхова прибыл ныне известный нам, переиначенный князь Рюрик, с тремя братьями. Наверное, мы с вами никогда не смогли бы узнать этого, если бы не народная память. Ведь можно уничтожить летописи, сжечь библиотеки, унизить, растоптать сам народ, но стереть его память слишком непосильная задача, требующая для своего воплощения далеко не один век. Так случилось с русскими, еще жестче, уничтожая физически, обошлись с меньшими народами, в том числе и с бодричами. Но несмотря на усиленную германизацию, этого народа, еще долгие девять веков, до XVI в. Потомки бодричей (ободритов), они же лютичи, помнили Рюрика (князя Сокола) и его братьев Сивара (известного нам Синеуса), и Трувара (Трувора). Которые отбыли на Русь и там стали князьями. Рюрик стал править в Новгороде, Сивар – в Пскове, Трувар – в Белоозере.
Информация о работе От Древней Руси к формированию единого российского государства ( IX-XVI)