Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:08, контрольная работа
Цель работы — изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.
Введение
1. Причины возникновения реформ ……………………………….. 3-6 стр.
2. Налоговая реформа Петра I ……………………………………… 6-19 стр.
2.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………. 6-12 стр.
2.2 Реформа прямых налогов ……………………………………….. 13-16 стр.
2.3 Реформа финансового аппарата ………………………………… 16-19 стр.
3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России …. 19-23 стр.
Заключение …………………………………………………………… 24- 25 стр.
Список использованной литературы ………………………………. 26-28 стр.
Оглавление
Введение
1. Причины возникновения реформ ……………………………….. 3-6 стр.
2. Налоговая реформа Петра I ……………………………………… 6-19 стр.
2.1 Реформа косвенных налогов ……………………………………. 6-12 стр.
2.2 Реформа прямых налогов ……………………………………….. 13-16 стр.
2.3 Реформа финансового аппарата ………………………………… 16-19 стр.
3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России …. 19-23 стр.
Заключение …………………………………………………………… 24- 25 стр.
Список использованной литературы ………………………………. 26-28 стр.
Введение
Личность Петра Великого сложна и противоречива, как и сама эпоxа, в котоpую он фоpмиpовался. В конце XVII в., когда на pуccком пpестоле оказался молодой цаpь Петp, наша cтpана пеpеживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
Период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.
Цель работы — изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.
1. Причины возникновения реформ
Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.
Таблица 1. Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
I. Прямые налоги: |
1680г. |
% |
1701г. |
% |
1) Стрелецкие |
101 468 |
6,9 |
117 227 |
4 |
2) Ямские |
53 453 |
3,6 |
38 208 |
1,3 |
3) Запросные |
235 338 |
16,1 |
310 152 |
10,5 |
4) Ясак |
103 610 |
7,1 |
118 650 |
4 |
ИТОГО прямые налоги: |
493 869 |
33,7 |
584 237 |
19,8 |
II. Косвенные: |
650 223 |
44,4 |
1 195 974 |
40,4 |
III. Регалии и пошлины: |
||||
1) Монетная операция |
40 000 |
2,7 |
791 728 |
26,8 |
2) Оброк |
146 150 |
10 |
130 183 |
4,4 |
3) Пошлины |
33 735 |
2,3 |
118 699 |
4 |
ИТОГО регалии и пошлины: |
219 885 |
15 |
1 040 610 |
35,2 |
IV. Разные сборы: |
100 000 |
6,8 |
134 944 |
4,6 |
ВСЕГО: |
1 463 977 |
2 955 765 |
Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.[2]
Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.[3]
Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенных налогов
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.[4]
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 копеек с бороды.[5]
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. [6]
Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).
Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.
В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.
Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720г., 1723г. и 1724г.
I. Косвенные налоги и акцизы |
1720 |
1723 |
172 |
1. Таможенные (внутр.и портовые) |
874 773 |
869 585 |
1 011 689 |
2. Кабацкие |
862 686 |
1 521 377 |
954 740 |
3. С клейменья кубов |
12 773 |
13 677 |
14 431 |
4. Табачные (и трубочные) |
26 819 |
41 463 |
42 514 |
5. Конские пошлины с продажи |
21 746 |
41 277 |
40 861 |
6. С клеймения хомутов |
1 825 |
8 096 |
8 096 |
7. С мостов и перевозов |
10 191 |
42 358 |
42 628 |
8. Привальные и отвальные |
20 545 |
12 144 |
12 776 |
9. С весчих товаров |
3 474 |
955 |
887 |
Итого косвенные налоги и акцизы: |
2 252 027 |
2 550 932 |
2 128 622 |
II.Оброки и откупы | |||
1. С дворцовых волостей |
94 491 |
94 491 |
94 491 |
2. С рыбных ловель |
89 093 |
87 595 |
89 197 |
3. С оброчных земель и сенных покосов |
18 812 |
44 183 |
26 615 |
4. С ледокола и водопоя |
3 849 |
3 829 |
3 754 |
5. С откупных статей наддачи |
4 915 |
- |
- |
6. С продажи скотины и кож |
11 333 |
3 903 |
3 906 |
7. С отписных лавок |
2 512 |
1 504 |
|
8. С продажи виногр.,чихиря и овощей |
- |
313 |
313 |
Итого |
225 005 |
234 314 |
219 780 |
III.Промысловые сборы: | |||
1. С торговых бань |
1 390 |
8 637 |
8 818 |
2. С разночинцевых бань |
71 792 |
29 320 |
25 141 |
3. С мельниц |
71 704 |
72 980 |
73 882 |
4. С постоялых дворов |
6 613 |
6 669 |
|
5. С лавок, полков, кузниц |
20 443 |
46 520 |
47 345 |
6. С найма извозчиков 10й доли |
12 240 |
29 871 |
29 927 |
7. С разных промыслов |
- |
5 036 |
4 982 |
8. С приезжих в Москву возов |
- |
58 018 |
58 018 |
Итого промысловых сборов: |
177 559 |
256 995 |
254 782 |
IV.Пошлины | |||
1. С дел |
25 704 |
46 490 |
33 249 |
2. С письма крепостей |
35 598 |
44 787 |
45 440 |
3. Печатные |
12 789 |
21 832 |
21 818 |
4. Гербовая бумага |
16 355 |
17 135 |
17 135 |
5. С неуказанного платья и бород |
2 149 |
1 939 |
2 149 |
6. Канцелярские мелочные |
58 152 |
29 923 |
30 274 |
Итого пошлин: |
150 747 |
162 106 |
150 065 |
V.Регалии | |||
1. С соли |
662 118 |
662 118 |
662 118 |
2. С денежных дворов |
216 808 |
216 808 |
216 808 |
3. Почтовый доход |
10 997 |
16 261 |
16 261 |
Итого |
889 923 |
895 187 |
895 187 |
VI. Прямые сборы | |||
1. С татар, самоедов и лопарей ясашных |
24 826 |
57 042 |
56 969 |
2. С казанских татар ведомства Кудрявцева |
- |
- |
59 444 |
Итого |
24 826 |
57 042 |
116 413 |
VII. Сборы разных учреждений и областей |
140 657 |
215 813 |
276 048 |
ВСЕГО |
3 860 744 |
4 372 389 |
4 040 897 |
Информация о работе Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России