П.А.Столыпин - российский реформатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Феномен Столыпина вызывал огромный исторический интерес. Честные, объективные исследователи сходятся в том, что Столыпин - реформатор был востребован страной, Россией в тяжелейший, критический момент ее развития. И они же отмечают, что Столыпин был обречен - слишком сильна оказалась созданная вокруг него атмосфера ненависти и насилия, которая и привела к трагическому исходу. Столыпин был, несомненно, крупным государственным деятелем. "Приказчик" царя и помещиков, он при всех своих качествах все же видел гораздо дальше и глубже своих "хозяев". Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь "приказчика", превосходившего их по личным качествам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Формирование политического деятеля…………………………………...4
2.Деятельность на посту Председателя Совета министров России………7
- закон о военно-полевых судах…………………………………………….8
- финляндский вопрос………………………………………………………10
- еврейский вопрос………………………………………………………….11
- аграрная реформа………………………………………………………….12
- сибирская политика……………………………………………………….14
- Законопроект о земстве в западных губерниях…………………………15
3.Загадка смерти П.А.Столыпина…………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

Реферат по истории

На тему:

«П.А.Столыпин - российский реформатор»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 215 группы

Егорова Анастасия

 

 

Санкт-Петербург 2011г

                                                  

                                                 План:

  Введение……………………………………………………………………..3

1.Формирование политического деятеля…………………………………...4

2.Деятельность на посту Председателя Совета министров России………7

  • - закон о военно-полевых судах…………………………………………….8
  • - финляндский вопрос………………………………………………………10
  • - еврейский вопрос………………………………………………………….11
  • - аграрная реформа………………………………………………………….12
  • - сибирская политика……………………………………………………….14
  • - Законопроект о земстве в западных губерниях…………………………15

3.Загадка смерти  П.А.Столыпина…………………………………………16

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                                            

Введение

 

Если вглядеться в лицо человека, чье имя Петр Аркадьевич Столыпин, видно, что его черты излучают ум, силу, волю, непреклонность, достоинство. И это признавали все: и его единомышленники, и его тайные и явные враги, а тех и других в русском обществе конца прошлого - начала нынешнего века находилось предостаточно.

 Личность и деятельность  П.А.Столыпина были столь ярки  и масштабны, что, кажется, никого  не оставляли равнодушным. Более  того, само его имя вызывало  резкую поляризацию не только  политических мнений, взглядов, пристрастий,  но и сугубо личных чувств - от нескрываемого восхищения  до неприкрытой ненависти. Одни  называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России  в смутное время, другие - обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения "столыпинский галстук", "столыпинский вагон" стали нарицательными.

 Феномен Столыпина  вызывал огромный исторический  интерес. Честные, объективные  исследователи сходятся в том,  что Столыпин - реформатор был  востребован страной, Россией  в тяжелейший, критический момент  ее развития. И они же отмечают, что Столыпин был обречен - слишком сильна оказалась созданная вокруг него атмосфера ненависти и насилия, которая и привела к трагическому исходу. Столыпин был, несомненно, крупным государственным деятелем. "Приказчик" царя и помещиков, он при всех своих  качествах все же видел гораздо дальше и глубже своих "хозяев". Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь "приказчика", превосходившего их по личным качествам.

 

 

 

 

 

                

                                                          

 

Формирование  политического деятеля

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене. Детство и раннюю юность он провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии,затем в имении Колноберже Ковенской губернии. В 1874 году 12-летний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса. В сентябре 1879 года 9-й армейский корпус под командованием отца был возвращён из Болгарии в город Орёл. Пётр и его брат Александр были переведены в Орловскую мужскую гимназию. Петра зачислили в седьмой класс.

3 июня 1881 года 19-летний Пётр  окончил Орловскую гимназию и  получил аттестат зрелости. Он  уехал в Санкт-Петербург, где  31 августа поступил на естественное  отделение физико-математического  факультета Санкт-Петербургского  Императорского университета.

По разным источникам, свою государственную службу молодой  Столыпин начал в Министерстве земледелия и сельской промышленности. Однако, согласно «Формулярному списку о  службе Саратовского Губернатора» 27 октября 1884 года, он был зачислен на службу в  Министерство внутренних дел. Согласно тому же документу, в октябре 1885 года советом Императорского Санкт-Петербургского университета Столыпин «утверждается  кандидатом физико-математического  факультета», что соответствовало  получению учёной степени и окончанию  университетского образования. Следующая  запись Формулярного списка подтверждает, что в том же году Столыпин «согласно  прошению переведён на службу в число  чиновников, причисленных к Департаменту земледелия и сельской промышленности»

Документы, относящиеся к  начальному периоду службы П. А. Столыпина, в государственных архивах не сохранились. При этом согласно записям в вышеупомянутом Формулярном списке, молодой чиновник на службе в Департаменте земледелия делал блестящую карьеру. В 1886 году он был утверждён в чине коллежского секретаря (что соответствовало X классу табели о рангах); в январе 1887 стал помощником столоначальника (VII класс) Департамента земледелия и сельской промышленности. Менее чем через год (1 января 1888 года) Столыпин был «пожалован в звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества» (V класс). Таким образом, всего за два года он поднялся на пять ступенек по лестнице чинов бюрократической системы Российской империи.

Однако вскоре Столыпин вновь  перешёл на службу в Министерство внутренних дел. 18 марта 1889 года он был  назначен Ковенским уездным предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников.

 В 1902 году, неожиданно для себя, Столыпин стал гродненским губернатором. Его выдвинул министр внутренних дел В.К.Плеве, старавшийся замещать губернаторские должности местными землевладельцами. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. В это время были созваны местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Открывая заседание комитета Столыпин перечислил те факторы, которые считал первостепенными в деле подъема сельского хозяйства. Среди них уничтожение чересполосности крестьянских земель и расселение крестьян на хутора. Считал, что следует улучшать быт крестьян не спрашивая о том его мнения, так как народ темен и пользы своей не разумеет. Это убеждение Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность.

Важным фактором подъема  земледелия Столыпин считал развитие мелиоративного кредита (кредит на сельскохозяйственные улучшения).

Коснувшись рабочего вопроса, высказался за широкое развитие социального  страхования, рассматривая его как  «предохранительный клапан» против распространения социальных идей. Особое внимание советовал уделять женскому образованию и насаждению сельскохозяйственных знаний.

Уже в марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской  губернии, большей по размерам и  не подчинявшейся генерал-губернатору. С 1905 г. Саратовская губерния стала  одним из очагов революционного движения, где происходили массовые крестьянские бунты. Столыпин стремился объединить всех противников революции. Были собраны  средства; организована контрпропаганда  революционных идей; были открыты  народные клубы и библиотеки, кассы  взаимопомощи; оказывалась бесплатная медицинская помощь. Кроме того, для борьбы с революционерами  Столыпин привлекал черносотенные  организации. В конце 1905 года, в момент наивысшего подъема революции, все  же пришлось применять и армию. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась.

Во второй половине апреля 1906 г. Столыпина вызвали в Царское  Село телеграммой за подписью императора. Встретив его, Николай II сказал, что  пристально следил за действиями в  Саратове и, считая их исключительно  выдающимися, назначает его министром внутренних дел. В его ведении были:

  • управление делами почты и телеграфа
  • государственная полиция
  • тюрьмы, ссылка
  • губернские и уездные администрации
  • взаимодействие с земствами
  • продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае)
  • пожарная часть
  • страхование
  • медицина
  • ветеринария
  • местные суды и др.

 

Отношения Столыпина со II Государственной думой были весьма напряжёнными

Сразу же после выборов  между Думой и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.

  Основная борьба между  Думой и правительством сосредоточилась  на аграрном вопросе и проблеме  смертной казни. Дума, подогреваемая  предвыборными обещаниями и желаниями  избирателей, настаивала сначала  на принятии амнистии, потом на  отмене смертной казни. А за  неимением внесенного правительством  проекта аграрной реформы, разрабатывала  и обсуждала собственные проекты,  которые предусматривали насильственное  отчуждение земель у помещиков.  Окончательным поводом к роспуску  стало постановление 4 июля, в  котором Государственная Дума  заявила, что «от принудительного  отчуждения частновладельческих  земель не отступит, отклоняя  все предложения с этим не  согласованные». Правительство, в  свою очередь, опубликовало сообщение,  отвергавшее принцип насильственного  отчуждения земли у помещиков  с отговоркой – сначала «необходимо  придти к бесповоротному убеждению  в полной невозможности достигнуть  тех же результатов без насильственной  ломки существующих правоотношений».  После того, как Дума не согласилась на условия правительства немедленно и перешла к процедуре обсуждения требований, царь, не дожидаясь окончательного ответа, 3 июня распустил Думу. Акт 3 июня формально нарушал «манифест 17 октября» и Основные законы 1906 года, в связи с чем противниками правительства был назван «третьеиюньским переворотом».

 

 

Деятельность  на посту Председателя Совета министров

8 (21) июля 1906 года Первая Государственная дума была распущена императором. Столыпин заменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров с сохранением должности министра внутренних дел.

Новая избирательная система, которая использовалась при выборах  в Государственные думы III и IV созывов, увеличила представительство в  Думе землевладельцев и состоятельных  горожан, а также русского населения  по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. Большинство в новоизбранной III Думе составили «октябристы», получившие 154 мандата. Находящиеся в центре «октябристы» обеспечивали Столыпину принятие законопроектов, вступая в коалицию по тем или иным вопросам либо с правыми, либо с левыми членами парламента.В то же время, тесными личными связями со Столыпиным (по мнению многих современников — его прямым покровительством) отличалась более малочисленная партия Всероссийский национальный союз (ВНС), лидировавшая в думской национальной фракции, занимавшей промежуточное положение между октябристами и правой фракцией.

По свидетельству современников, III Дума явилась «созданием Столыпина» Взаимоотношения Столыпина с III Думой представляли собой сложный взаимный компромисс. Хотя заведомо проправительственные партии (октябристы и националисты) составляли большинство, эти партии не были марионеточными; сотрудничество с ними требовало определенных уступок со стороны правительства. В целом, Столыпин был вынужден обменять общую поддержку правительственного курса парламентом на предоставление дружественным партиям возможности проявить себя: затягивать обсуждение важных законопроектов на долгие годы, вносить многочисленные, но малосущественные изменения и т. п. Наиболее негативный результат дал тлеющий конфликт Думы и Государственного Совета — большинство Думы намеренно редактировало наиболее важные законы таким образом, что более консервативный Госсовет их затем отклонял. Общая политическая ситуация в Думе оказалась такова, что правительство боялось вносить в Думу все законы, связанные с гражданским и религиозным равноправием (в особенности с правовым положением евреев), поскольку горячее обсуждение подобных тем могло вынудить правительство распустить Думу. Столыпин не смог достичь взаимопонимания с Думой по принципиально важному вопросу о реформе местного управления, весь пакет правительственных законопроектов по данной теме застрял в парламенте навсегда. В то же время, правительственные проекты бюджета всегда находили поддержку Думы.

Одним из важных шагов Столыпина, направленных на повышение качества законотворческой работы, был созыв  Совета по делам местного хозяйства, созданного ещё в 1904 году по инициативе министра внутренних дел Плеве. В  ходе четырёх сессий (1908—1910) в Совете, названном молвой «Преддумьем», представители общественности, земств и городов вместе с чиновниками правительства обсуждали широкий круг законопроектов, которые правительство готовилось вносить в Думу. На наиболее важных обсуждениях председательствовал сам Столыпин.

Закон о военно-полевых  судах

Закон о военно-полевых  судах был издан в условиях революционного террора в Российской империи. В течение 1901—1907 годов были осуществлены десятки тысяч террористических актов, в результате которых погибло более 9 тысяч человек. Среди них были как высшие должностные лица государства, так и простые городовые. Часто жертвами становились случайные люди.

Среди погибших от революционного террора были друзья и ближайшие  знакомые Столыпина (в первую очередь, В. Плеве и В. Сахаров). И в том и другом случае убийцам удалось избежать смертной казни вследствие судебных проволочек, адвокатских уловок и гуманности общества.

Взрыв на Аптекарском острове 12 августа 1906 года унёс жизни нескольких десятков людей, которые случайно оказались  в особняке Столыпина. Пострадали и  двое детей Столыпина — Наталья  и Аркадий. В момент взрыва они  вместе с няней находились на балконе  и были выброшены взрывной волной на мостовую.

Информация о работе П.А.Столыпин - российский реформатор