П.А.Столыпин - российский реформатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Феномен Столыпина вызывал огромный исторический интерес. Честные, объективные исследователи сходятся в том, что Столыпин - реформатор был востребован страной, Россией в тяжелейший, критический момент ее развития. И они же отмечают, что Столыпин был обречен - слишком сильна оказалась созданная вокруг него атмосфера ненависти и насилия, которая и привела к трагическому исходу. Столыпин был, несомненно, крупным государственным деятелем. "Приказчик" царя и помещиков, он при всех своих качествах все же видел гораздо дальше и глубже своих "хозяев". Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь "приказчика", превосходившего их по личным качествам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Формирование политического деятеля…………………………………...4
2.Деятельность на посту Председателя Совета министров России………7
- закон о военно-полевых судах…………………………………………….8
- финляндский вопрос………………………………………………………10
- еврейский вопрос………………………………………………………….11
- аграрная реформа………………………………………………………….12
- сибирская политика……………………………………………………….14
- Законопроект о земстве в западных губерниях…………………………15
3.Загадка смерти П.А.Столыпина…………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

19 августа 1906 года в  качестве «меры исключительной  охраны государственного порядка»  был принят «Закон о военно-полевых  судах», который в губерниях, переведённых  на военное положение или положение  чрезвычайной охраны, временно вводил  особые суды из офицеров, ведавших  только делами, где преступление  было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Введение военно-полевых судов было вызвано тем, что военные суды (постоянно действующие), на тот момент разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях в губерниях, объявленных на исключительном положении, проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.

В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер  так обосновывал необходимость действия этого закона: Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. 

Подавление революции  сопровождалось казнями отдельных  её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. Несмотря на несовершенство статистики и противоречивость отдельных данных, можно говорить о том, что за шесть лет действия закона с 1906 по 1911 годы по приговорам военно-полевых судов было казнено по различным данным от 683до 6 тысяч человек (по тем временам масштаб казней был беспрецедентным), а к каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение.*

Впоследствии Столыпина  резко осуждали за столь жёсткие  меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли  термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция. В частности, один из видных кадетов Ф. И. Родичев во время выступления в запальчивости допустил оскорбительное выражение «столыпинский галстук».Премьер-министр, находившийся в тот момент на заседании, потребовал от Родичева «удовлетворения», то есть вызвал его на дуэль. Подавленный критикой депутатов Родичев публично принёс свои извинения, которые были приняты. Несмотря на это, выражение «столыпинский галстук» стало крылатым. Под этими словами подразумевалась петля виселицы.

_________________________________________________________

*Гернет М.Н. История царской тюрьмы, т. 4, М., 1962.

 

 

Закон о военно-полевых  судах не был внесен правительством на утверждение в III Думу и автоматически  потерял силу 20 апреля 1907 года. В  итоге, вследствие принятых мер, революционный  террор был подавлен, перестал носить массовый характер, проявляясь лишь единичными спорадическими актами насилия. Государственный порядок в стране был сохранён.

Финляндский вопрос

Во время премьерства  Столыпина Великое княжество  Финляндское являлось особым регионом Российской империи.

До 1906 года его особый статус подтверждался наличием «конституций»  — шведских законов периода правления  Густава III («Форма правления» от 21 августа 1772 года и «Акт соединения и безопасности»  от 21 февраля и 3 апреля 1789 года), которые  действовали в Финляндии до вхождения в состав Российской империи. Великое княжество Финляндское обладало собственным законодательным органом — четырёхсословным сеймом, широкой автономией от центральной власти.

7 (20) июля 1906 года, за день  до роспуска Первой Государственной  думы и назначения Столыпина  премьер-министром, Николай II утвердил  принятый сеймом новый сеймовый устав , предусматривавший упразднение устаревшего сословного сейма и введение в Великом княжестве однопалатного парламента (также по традиции именовавшегося сеймом — ныне Эдускунта), избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами старше 24 лет.

Пётр Столыпин за время  своего премьерства 4 раза выступал с  речами относительно Великого княжества. В них он указывал на неприемлемость некоторых особенностей власти в Финляндии. В частности, он подчёркивал, что несогласованность и неподконтрольность многих финских учреждений верховной власти приводит к неприемлемым для единой страны результатам: Ввиду этого революционеры, перешедшие границу, находили себе в Финляндии, на территории русской империи, самое надёжное убежище, гораздо более надёжное, чем в соседних государствах, которые с большой охотой приходят в пределах конвенций и закона на помощь нашей русской полиции.

В 1908 году он добился того, чтобы финляндские дела, затрагивающие  российские интересы, рассматривались  в Совете министров.

17 июня 1910 года Николай  II утвердил разработанный правительством  Столыпина закон «О порядке  издания касающихся Финляндии  законов и постановлений общегосударственного  значения», которым значительно  урезалась финляндская автономия  и усиливалась роль центральной власти в Финляндии.

Еврейский вопрос

Еврейский вопрос в Российской империи времён Столыпина представлял  собой проблему государственной  важности. Для евреев существовал  целый ряд ограничений. В частности, за пределами так называемой черты оседлости им запрещалось постоянное жительство. Такое неравноправие относительно части населения империи по религиозному признаку приводило к тому, что многие ущемлённые в своих правах молодые люди шли в революционные партии.

С другой стороны, среди консервативно  настроенного населения и большой  части представителей власти господствовали антисемитские настроения. Во время  революционных событий 1905—1907 гг. они  проявились, в частности, в массовых еврейских погромах и появлении таких т. н. «черносотенных» организаций, как «Союз русского народа», Русский народный союз имени Михаила Архангела и других. Черносотенцы отличались крайним антисемитизмом и выступали за ещё большее ущемление евреев в правах. При этом они пользовались большим влиянием в обществе, и среди их членов в различное время находились видные политические деятели и представители духовенства. Правительство Столыпина, в целом, находилось в конфронтации с «Союзом русского народа» , который не поддерживал и резко критиковал проводимую Столыпиным политику. В то же время имеются данные о выделении СРН и его видным деятелям денег из десятимиллионного фонда Министерства внутренних дел, предназначенного для вербовки осведомителей и других действий, не подлежащих разглашению.Когда Столыпин занял высшие посты в Российской империи, то на одном из заседаний Совета министров он поднял еврейский вопрос. Пётр Аркадьевич попросил «откровенно высказаться о том, что сто́ит поставить вопрос об отмене в законодательном порядке некоторых едва ли не излишних ограничений в отношении евреев, которые особенно раздражают еврейское население России и, не внося никакой реальной пользы для русского населения,только питают революционное настроение еврейской массы».По воспоминаниям министра финансов и преемника Столыпина на посту премьер-министра Коковцова, никто из членов совета принципиальных возражений не высказал. Судьба столыпинского законопроекта свидетельствует не в пользу народного представительства: ни II, ни III, ни IV Дума «не нашли времени» его обсудить. Для оппозиционных партий оказалось «полезней» его «замолчать», а «правые» такие послабления изначально не поддерживали.

Со второй половины 1907 года до конца премьерства Столыпина  в Российской империи не было еврейских погромов. Столыпин употребил также своё влияние на Николая II на то, чтобы не допустить государственной пропаганды Протоколов сионских мудрецов — опубликованной в начале XX века фальшивки, якобы доказывавшей существование еврейского заговора и получившей широкую популярность среди правых российских кругов.

При этом во время правительства  Столыпина был издан указ, определявший процентные нормы студентов-евреев в высших и средних учебных  заведениях. Он не уменьшал, а даже их несколько увеличивал по сравнению  с таким же указом 1889 года. В то же время, в период революционных  событий 1905—1907 гг. предыдущий указ de facto не действовал, и поэтому новый как бы восстанавливал существовавшую несправедливость — набор в высшие и средние учебные заведения был основан не на знаниях, а на национальной принадлежности.

Аграрная реформа

Экономическое положение  русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Земледельческое  население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 миллионов человек, возросло к 1900 году до 86 миллионов, вследствие чего земельные  наделы крестьян, составлявшие в 60-х  годах в среднем 4,8 десятин на душу мужского населения, сократились  к концу века до среднего размера 2,8 десятин. При этом производительность труда крестьян в Российской империи была крайне низкой.*

Причиной низкой производительности крестьянского труда была система  сельского хозяйства. Прежде всего, это были устаревшие трёхполье и  чересполосица, при которых треть  пахотной земли «гуляла» под паром, а крестьянин обрабатывал узкие  полоски земли, находившиеся на расстоянии друг от друга. Кроме того, земля  не принадлежала крестьянину на правах собственности.

_______________________________________________________________

* Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801 – 1914г)

Ею распоряжалась община, которая распределяла её по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом (из 138 млн десятин надельных земель около 115 млн являлись общинными). Только в западных областях крестьянские земли находились во владении своих хозяев. При этом урожайность в этих губерниях была выше, не было случаев голода при неурожаях. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях.

Началом реформы явился указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли».

Реформа разворачивалась  в нескольких направлениях:

  • Повышение качества прав собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего, в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев. Мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;
  • Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;
  • Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения государством большого объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;
  • Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков;
  • Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ);
  • Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);
  • Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

 

К итогам реформы следует  отнести следующие факты. Ходатайства  о закреплении земли в частную  собственность были поданы членами более чем 6 млн домохозяйств из существовавших 13,5 млн. Из них выделились из общины и получили землю (суммарно 25,2 млн десятин — 21,2 % от общего количества надельных земель) в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа). Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18 % вернулись обратно и соответственно 82 % остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.*

Сибирская политика. «Столыпинские вагоны»

Особое значение Столыпин уделял восточной части Российской империи. Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения  на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это  переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн десятин пустующих земель.

_________________________________________________________

* Сидельников С. М. Аграрная реформа Столыпина: Сборник материалов. М., 1973

Для переселенцев в 1910 году были созданы специальные железнодорожные  вагоны. От обычных они отличались тем, что одна их часть во всю ширину вагона предназначалась для крестьянского скота и инвентаря.В связи с этим данный тип вагонов приобрёл дурную славу. При этом сам вагон, имевший официальное название вагонзак (вагон для заключённых) получил название «столыпинского».

Законопроект  о земстве в западных губерниях  и «министерский кризис»  марта 1911

Обсуждение и принятие закона о земстве в западных губерниях  вызвало «министерский кризис»  и стало последней победой  Столыпина 

Предпосылкой будущего конфликта  стало внесение правительством законопроекта, который вводил земство в губерниях  Юго-Западного и Северо-Западного  краёв. Законопроект значительно уменьшал влияние крупных землевладельцев (представленных, в основном, поляками) и увеличивал права мелких (представленных русскими, украинцами и белорусами). Учитывая, что доля поляков в этих губерниях составляла от 1 до 3,4 %, законопроект являлся демократическим.

Информация о работе П.А.Столыпин - российский реформатор