Патриарх Тихон. РПЦ во время Гражданской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Из списка предложенных тем автора больше всего заинтересовали те, которые имеют непосредственное отношение к истории Русской Православной Церкви. Не желая обходить своим вниманием ни одну из них, автор изначально планировал объединить несколько периодов под одним названием «РПЦ в советское и постсоветское время» и рассмотреть их на примере анализа правления патриархов XX века. Но в силу непредвиденных обстоятельств работа не могла быть завершена, поэтому повествование пойдет лишь о периоде правления Патриарха Тихона, т.е. жизни РПЦ в 1917 -1925 гг. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

Содержание

Введение 3

1. Интронизация 4

2. Попытки урегулирования отношений 6

3. Арест и обновленчество 11

4. Завершение крестного пути 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат3.docx

— 39.61 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

 

1. Интронизация  4

 

2. Попытки урегулирования отношений  6

 

3. Арест и обновленчество 11

 

4. Завершение крестного пути 14

 

Заключение 16

 

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из списка предложенных тем автора больше всего заинтересовали те, которые имеют непосредственное отношение к истории Русской Православной Церкви. Не желая обходить своим вниманием ни одну из них, автор изначально планировал объединить несколько периодов под одним названием «РПЦ в советское и постсоветское время» и рассмотреть их на примере анализа правления патриархов XX века. Но в силу непредвиденных обстоятельств работа не могла быть завершена, поэтому повествование пойдет лишь о периоде правления Патриарха Тихона, т.е. жизни РПЦ в 1917 -1925 гг. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интронизация

В феврале 1917 года в России произошла революция. Император  Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви. У современников происходившие события получили название "церковной революции".

Почти во всех епархиях были образованы епархиальные комитеты из духовенства и мирян, которые  установили контроль над всеми административными  действиями епископов. Вакантные епископские  кафедры замещались путем свободного избрания тайным голосованием представителей клира и мирян на самих чрезвычайных епархиальных съездах. 13 августа 1917 года святитель Тихон был возведен на престол митрополитов Московских. А уже спустя два дня, 15 августа 1917 года, в самый день празднования Успения Пресвятой Богородицы, в Москве начал работу Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг., главным решением которого стало восстановление патриаршества, упраздненного в 1721 году императором Петром I. Этим историческим деянием была восстановлена древняя форма церковного управления на Руси. Патриархом по жребию был выбран митрополит Московский и Коломенский Тихон.

"…Патриаршество восстанавливается  на Руси в грозные дни, среди  огня и орудийной смертоносной  пальбы, — сказал святитель в  своем обращении к народу в  день интронизации. — Вероятно, и  само оно принуждено будет  не раз прибегать к мерам  запрещения для вразумления непокорных  и для восстановления порядка  церковного. Но как в древности  пророку Илии явился Господь  не в буре, не в трусе, не  в огне, а в прохладе, в веянии  тихого ветерка, так и ныне  на наши малодушные укоры: Господи,  сыны Российские оставили завет  Твой, разрушили Твои жертвенники,  стреляли по храмовым и кремлевским  святыням, избивали священников  Твоих — слышится тихое веяние словес Твоих. Еще семь тысяч мужей не преклонили колена пред современным Ваалом и не изменили Богу истинному. И Господь как бы говорит мне так: "Иди и разыщи тех, ради коих пока еще стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких. Паси их, и для сего возьми жезл сей благоволения. С ним потерявшуюся — отыщи, угнанную — возврати, пораженную — перевяжи, больную — укрепи, разжиревшую и буйную — истреби. Паси их по правде". В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами и предстательством Пресвятыя Богородицы и святителей Московских". Эти слова стали настоящей программой действий патриарха Тихона на посту первосвятителя Русской Церкви.

Между тем, события, происходившие  в России, приобретали все более  трагический оборот. 25 октября 1917 года в Петрограде произошел вооруженный переворот, власть перешла в руки большевиков, в Москве велись уличные бои. Революция в России набирала силу. Началась гражданская война. Одной из главных жертв захлестнувшей страну волны террора становилась Церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Попытки урегулирования  отношений

В начале февраля 1918 года, среди  прочих, был подписан декрет об отделении  Церкви от государства и школы  от Церкви. На местах он был воспринят  как сигнал не просто к наступлению  на Церковь, но по существу к уничтожению  Церкви. Повсеместно закрываются  домашние церкви (первый шаг к последующему закрытию всех церквей), закрываются  все духовные учебные заведения, прекращается преподавание Закона Божия  в школах. Имущество Церкви объявляется  государственным, и это касается храмов, монастырей, церковного имущества, утвари и т. п. Церкви оскверняются, чтимые народом обители (как, например, Александро-Невская лавра в Петрограде или Почаевская лавра на Украине) захватываются безбожниками; монастыри  объявляются неким абстрактным "народным достоянием", а на деле превращаются в застенки или постоялые дворы. Сама православная вера открыто провозглашается  предрассудком, суеверием; повсюду  выламывают и выбрасывают кресты — символ христианства, глумятся над  чудотворными иконами, святыми мощами. В кровавом месиве гражданской войны  гибнут сначала десятки и сотни, а затем тысячи священнослужителей. В ответ на это в Москве и  других городах организуются многотысячные  крестные ходы с хоругвями и чудотворными иконами.

25 января (7 февраля) 1918 года  в Киеве был зверски убит  большевиками митрополит Киевский  и Галицкий Владимир — тот  самый, который вручил святителю  Тихону символ патриаршей власти, посох святого митрополита Петра. (В 1992 году святитель Владимир  Киевский был причтен Церковью  к лику святых.) И эта жертва, к несчастью, оказалась далеко  не единственной. Казалось, возвращаются  страшные времена гонений на  первых христиан.

Патриарх не остается в  стороне, но возвышает свой голос  в защиту Православия. По всей России расходятся его послания с анафематствованием гонителей Церкви, с призывом о прекращении междоусобной брани, о прекращении гонений против Церкви.

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».

В ночь с 3 на 4 июля (с 16-го на 17-е) 1918 года в Екатеринбурге были злодейски убиты император Николай  II и члены его семьи, а также четверо приближенных. Злодеяние большевиков потрясло всю страну.

Голос патриарха Тихона звучит все сильнее и громче. В октябре 1918 года святитель обращается с письмом  к Совету народных комиссаров в связи  с годовщиной Октябрьской революции  и открыто обвиняет власть в надругательстве  не только над Церковью, но и над  всем Отечеством и всем православным народом.

"Все, взявшие меч,  мечом погибнут" (Мф. 26: 52). Это пророчество  Спасителя обращаем мы к вам,  нынешние вершители судеб нашего  Отечества, называющие себя "народными"  комиссарами. Целый год вы держите  в руках своих государственную  власть и уже собираетесь праздновать  годовщину октябрьской революции.  Но реками пролитая кровь братьев  наших, безжалостно убитых по  вашему призыву, вопиет к небу  и вынуждает нас сказать вам  горькое слово правды…" "Ныне  же к вам, употребляющим власть  на преследование ближних и  истребление невинных, простираем  мы наше слово увещания: отпразднуйте  годовщину вашего пребывания  у власти освобождением заключенных,  прекращением кровопролития, насилия,  разорения, стеснения веры; обратитесь  не к разрушению, а к устроению  порядка и законности, дайте народу  желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11: 50), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26: 52)". Это письмо патриарха имело огромный резонанс в России и за рубежом. Оно распространялось в копиях и рукописях по всей стране, а за границей было напечатано на русском языке в пяти миллионах экземплярах и переведено на многие иностранные языки.

11 (24) ноября на квартире  патриарха был совершен обыск,  а сам святитель на полтора месяца подвергнут домашнему аресту.

12 июля 1919 года (по новому  стилю) на патриарха Тихона  было совершено покушение. Святителю предлагали тайно покинуть страну и укрыться за границей. "Бегство патриарха, — отвечал святейший, — было бы на руку врагам Церкви. Пусть делают со мною все, что угодно".

Всеми силами стремится патриарх уберечь свою паству в той страшной вакханалии насилия, в которую погружена  Россия. В тягчайшие месяцы лета и осени 1919 года он обращается с призывом отказаться от мщения врагам Церкви, не принимать участие в братоубийственной  войне. С особой силой восстает он против чудовищной практики массового  расстрела заложников, принятой советской  властью в годы "красного террора".

В том же 1919-м и в  следующем, 1920 году против Православной Церкви была развернута новая кампания воинствующего атеизма — осквернение  и уничтожение святых мощей. Одна за другой вскрывались и перетряхивались  гробницы с остатками великих  православных святых. Цель кампании состояла в том, чтобы дискредитировать православие  в глазах верующих.

Еще 2 апреля 1919 года патриарх Тихон вынужден был обратиться к  председателю Совнаркома В.И. Ленину с  заявлением: "Вскрытие мощей нас  обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам". В августе 1920 года патриарх направляет письмо председателю ВЦИК М.И. Калинину, в котором доказывает, что проводящаяся в стране чудовищная кампания не только глубоко оскорбляет религиозные чувства верующих, но и нарушает Конституцию РСФСР и собственные законы советского правительства.

Летом 1921 года в России начался  голод — один из самых страшных за всю историю нашей многострадальной страны. Вымирали целые деревни и  волости. Толпы умирающих от голода людей устремлялись в города и не тронутые голодом районы. Дело доходило до людоедства.

Борьбу с голодом возглавило не правительство, а беспартийный Всероссийский  комитет помощи голодающим, созданный  в июле 1921 года. Он развернул кипучую  деятельность по спасению миллионов  людей от голодной смерти, обратился  за содействием ко всем жителям благополучных  регионов страны, а также к мировой  общественности. В августе 1921 года по решению святейшего патриарха был  образован и Всероссийский церковный  комитет помощи голодающим. Мир протянул руку помощи России, и в страну потекли грузы с продовольствием со всех концов Земного шара: из Америки, Европы, Австралии. Но уже в августе 1921 года ВЦИК ликвидировал Всероссийский и Церковный комитеты помощи голодающим. (Их место занял партийный, подчиняющийся ВЦИК Центральный комитет помощи голодающим.) Русскую Церковь и самого патриарха Тихона ждали еще более страшные испытания. Ибо большевистское правительство совершенно сознательно встало на путь использования голода как повода для окончательной расправы над Церковью.

2 января 1922 года был издан  декрет об изъятии музейного  имущества. По указке правительства  тотчас в газетах появились  многочисленные воззвания с требованием изымать в пользу голодающих церковное имущество. Между тем, 6 февраля 1922 года патриарх обратился с новым воззванием о помощи голодающим, в котором разрешал храмам добровольно жертвовать церковные ценности, за исключением тех, что используются во время богослужения.

Но такие добровольные пожертвования отнюдь не устраивали власти, ибо поднимали престиж  Церкви и патриарха в глазах верующих. 23 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление  о принудительном изъятии церковных  ценностей.

Изъятие богослужебных предметов  из храмов, совершаемое к тому же с оскорблением религиозных чувств верующих, с глумлением, в большинстве  случаев встречало сопротивление  простого народа. 15 марта 1922 года в городе Шуя Ивановской губернии произошло  вооруженное столкновение, в ходе которого несколько человек было убито и ранено.

Продуманный до мелочей план использования шуйских событий  предусматривал арест и скорейший  расстрел "очень большого числа  самых влиятельных и опасных  черносотенцев г. Шуи, а по возможности  также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров".

На следующий день на заседании  Политбюро обсуждали план изъятия  церковных ценностей, разработанный  Троцким. Патриарха решено было не арестовывать сразу, но предупредить, что в случае каких-либо эксцессов он будет отвечать перед судом. 28 марта в "Известиях" был опубликован "Список врагов народов", который открывал патриарх Тихон "со всем своим церковным собором".

26 апреля в Москве начался  процесс над 54 священнослужителями  и мирянами, обвиняемыми в сопротивлении  при изъятии церковного имущества  из московских храмов. 5 мая в  Ревтрибунал в качестве свидетеля  был вызван "гражданин Беллавин", патриарх Тихон. Допрашивали же его не как свидетеля, но как обвиняемого, ибо еще накануне на самом высоком уровне было принято решение о привлечении патриарха к суду.

Трибунал приговорил 11 обвиняемых к расстрелу. После вынесения  приговора патриарх Тихон обратился  к председателю ВЦИК Калинину с ходатайством о помиловании. ВЦИК помиловал шестерых.

3. Арест и обновленчество

6 мая на Троицком подворье, где размещалась резиденция патриарха,  появилась вооруженная охрана. Святителю  было объявлено, что он находится  под домашним арестом. 19 мая патриарх  Тихон был увезен под стражей  в Донской монастырь и здесь  помещен под арест в небольшом  двухэтажном домике рядом с  надвратной церковью во имя  Тихвинской иконы Божией Матери. Ему было запрещено посещать  монастырские храмы, принимать  посетителей, выходить из комнат. Лишь раз в сутки заключенного  выводили на прогулку на площадку  в крепостной стене, откуда  он благословлял приезжавших  к нему отовсюду богомольцев.  Заточение святителя продолжалось  более года. Большую часть этого  времени патриарх провел в  Донском монастыре. Расправы над  священнослужителями и верующими  мирянами тем временем продолжались. К концу 1922 года по делам  об изъятии церковных ценностей  погибло и было расстреляно  боле восьми тысяч человек.

Информация о работе Патриарх Тихон. РПЦ во время Гражданской войны