Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 13:38, реферат
Из списка предложенных тем автора больше всего заинтересовали те, которые имеют непосредственное отношение к истории Русской Православной Церкви. Не желая обходить своим вниманием ни одну из них, автор изначально планировал объединить несколько периодов под одним названием «РПЦ в советское и постсоветское время» и рассмотреть их на примере анализа правления патриархов XX века. Но в силу непредвиденных обстоятельств работа не могла быть завершена, поэтому повествование пойдет лишь о периоде правления Патриарха Тихона, т.е. жизни РПЦ в 1917 -1925 гг. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
Введение 3
1. Интронизация 4
2. Попытки урегулирования отношений 6
3. Арест и обновленчество 11
4. Завершение крестного пути 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Оглавление
Введение 3
1. Интронизация 4
2. Попытки урегулирования отношений 6
3. Арест и обновленчество 11
4. Завершение крестного пути 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Из списка предложенных тем автора больше всего заинтересовали те, которые имеют непосредственное отношение к истории Русской Православной Церкви. Не желая обходить своим вниманием ни одну из них, автор изначально планировал объединить несколько периодов под одним названием «РПЦ в советское и постсоветское время» и рассмотреть их на примере анализа правления патриархов XX века. Но в силу непредвиденных обстоятельств работа не могла быть завершена, поэтому повествование пойдет лишь о периоде правления Патриарха Тихона, т.е. жизни РПЦ в 1917 -1925 гг. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В феврале 1917 года в России произошла революция. Император Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви. У современников происходившие события получили название "церковной революции".
Почти во всех епархиях были образованы епархиальные комитеты из духовенства и мирян, которые установили контроль над всеми административными действиями епископов. Вакантные епископские кафедры замещались путем свободного избрания тайным голосованием представителей клира и мирян на самих чрезвычайных епархиальных съездах. 13 августа 1917 года святитель Тихон был возведен на престол митрополитов Московских. А уже спустя два дня, 15 августа 1917 года, в самый день празднования Успения Пресвятой Богородицы, в Москве начал работу Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг., главным решением которого стало восстановление патриаршества, упраздненного в 1721 году императором Петром I. Этим историческим деянием была восстановлена древняя форма церковного управления на Руси. Патриархом по жребию был выбран митрополит Московский и Коломенский Тихон.
"…Патриаршество
Между тем, события, происходившие в России, приобретали все более трагический оборот. 25 октября 1917 года в Петрограде произошел вооруженный переворот, власть перешла в руки большевиков, в Москве велись уличные бои. Революция в России набирала силу. Началась гражданская война. Одной из главных жертв захлестнувшей страну волны террора становилась Церковь.
2. Попытки урегулирования отношений
В начале февраля 1918 года, среди
прочих, был подписан декрет об отделении
Церкви от государства и школы
от Церкви. На местах он был воспринят
как сигнал не просто к наступлению
на Церковь, но по существу к уничтожению
Церкви. Повсеместно закрываются
домашние церкви (первый шаг к последующему
закрытию всех церквей), закрываются
все духовные учебные заведения,
прекращается преподавание Закона Божия
в школах. Имущество Церкви объявляется
государственным, и это касается
храмов, монастырей, церковного имущества,
утвари и т. п. Церкви оскверняются,
чтимые народом обители (как, например,
Александро-Невская лавра в
25 января (7 февраля) 1918 года
в Киеве был зверски убит
большевиками митрополит
Патриарх не остается в стороне, но возвышает свой голос в защиту Православия. По всей России расходятся его послания с анафематствованием гонителей Церкви, с призывом о прекращении междоусобной брани, о прекращении гонений против Церкви.
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».
В ночь с 3 на 4 июля (с 16-го на
17-е) 1918 года в Екатеринбурге были
злодейски убиты император
Голос патриарха Тихона звучит все сильнее и громче. В октябре 1918 года святитель обращается с письмом к Совету народных комиссаров в связи с годовщиной Октябрьской революции и открыто обвиняет власть в надругательстве не только над Церковью, но и над всем Отечеством и всем православным народом.
"Все, взявшие меч,
мечом погибнут" (Мф. 26: 52). Это пророчество
Спасителя обращаем мы к вам,
нынешние вершители судеб
11 (24) ноября на квартире патриарха был совершен обыск, а сам святитель на полтора месяца подвергнут домашнему аресту.
12 июля 1919 года (по новому
стилю) на патриарха Тихона
было совершено покушение.
Всеми силами стремится патриарх
уберечь свою паству в той страшной
вакханалии насилия, в которую погружена
Россия. В тягчайшие месяцы лета
и осени 1919 года он обращается с призывом
отказаться от мщения врагам Церкви, не
принимать участие в
В том же 1919-м и в
следующем, 1920 году против Православной
Церкви была развернута новая кампания
воинствующего атеизма —
Еще 2 апреля 1919 года патриарх Тихон вынужден был обратиться к председателю Совнаркома В.И. Ленину с заявлением: "Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человекам". В августе 1920 года патриарх направляет письмо председателю ВЦИК М.И. Калинину, в котором доказывает, что проводящаяся в стране чудовищная кампания не только глубоко оскорбляет религиозные чувства верующих, но и нарушает Конституцию РСФСР и собственные законы советского правительства.
Летом 1921 года в России начался
голод — один из самых страшных
за всю историю нашей
Борьбу с голодом возглавило
не правительство, а беспартийный Всероссийский
комитет помощи голодающим, созданный
в июле 1921 года. Он развернул кипучую
деятельность по спасению миллионов
людей от голодной смерти, обратился
за содействием ко всем жителям благополучных
регионов страны, а также к мировой
общественности. В августе 1921 года по
решению святейшего патриарха был
образован и Всероссийский
2 января 1922 года был издан
декрет об изъятии музейного
имущества. По указке
Но такие добровольные пожертвования отнюдь не устраивали власти, ибо поднимали престиж Церкви и патриарха в глазах верующих. 23 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление о принудительном изъятии церковных ценностей.
Изъятие богослужебных предметов
из храмов, совершаемое к тому же
с оскорблением религиозных чувств
верующих, с глумлением, в большинстве
случаев встречало
Продуманный до мелочей план использования шуйских событий предусматривал арест и скорейший расстрел "очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров".
На следующий день на заседании Политбюро обсуждали план изъятия церковных ценностей, разработанный Троцким. Патриарха решено было не арестовывать сразу, но предупредить, что в случае каких-либо эксцессов он будет отвечать перед судом. 28 марта в "Известиях" был опубликован "Список врагов народов", который открывал патриарх Тихон "со всем своим церковным собором".
26 апреля в Москве начался
процесс над 54 священнослужителями
и мирянами, обвиняемыми в сопротивлении
при изъятии церковного
Трибунал приговорил 11 обвиняемых к расстрелу. После вынесения приговора патриарх Тихон обратился к председателю ВЦИК Калинину с ходатайством о помиловании. ВЦИК помиловал шестерых.
3. Арест и обновленчество
6 мая на Троицком подворье,
где размещалась резиденция
Информация о работе Патриарх Тихон. РПЦ во время Гражданской войны