Патриарх Тихон. РПЦ во время Гражданской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Из списка предложенных тем автора больше всего заинтересовали те, которые имеют непосредственное отношение к истории Русской Православной Церкви. Не желая обходить своим вниманием ни одну из них, автор изначально планировал объединить несколько периодов под одним названием «РПЦ в советское и постсоветское время» и рассмотреть их на примере анализа правления патриархов XX века. Но в силу непредвиденных обстоятельств работа не могла быть завершена, поэтому повествование пойдет лишь о периоде правления Патриарха Тихона, т.е. жизни РПЦ в 1917 -1925 гг. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

Содержание

Введение 3

1. Интронизация 4

2. Попытки урегулирования отношений 6

3. Арест и обновленчество 11

4. Завершение крестного пути 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат3.docx

— 39.61 Кб (Скачать файл)

Изъятие церковных ценностей, изгнание монахов и закрытие монастырей (только к началу 1921 года было ликвидировано 573 монастыря), аресты и расстрелы  церковнослужителей, глумление над  святынями — все это стало  лишь одной стороной наступления  власти на Церковь. Но была и другая. В мае 1922 года возникает раскол в  Русской Православной Церкви, получивший впоследствии название "Живой церкви". Ряд священнослужителей, при поддержке  ГПУ, предпринял попытку захватить  власть над Церковью и устранить  патриарха. Еще 12 мая 1922 года находившийся под домашним арестом на Троицком подворье патриарх принимает решение о передаче своих полномочий, "ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения" его "к гражданскому суду", ярославскому митрополиту Агафангелу. (По распоряжению ВЦИК митрополит Агафангел был вскоре также задержан властями.) 18 мая лидеры обновленчества во главе с протоиереем Александром Введенским, вновь явились к патриарху и потребовали от него передать в их руки управления патриаршей канцелярией, "дабы не продолжалась пагубная остановка в делах управления Церковью". Патриарху было лживо заявлено, что по приезде в Москву митрополита Агафангела все дела будут тотчас переданы ему. Святитель вынужден был подчиниться этому требованию. Однако обновленцы, открыто вводя в заблуждение церковную общественность, объявили полученную ими обманом резолюцию патриарха актом передачи им всей церковной власти. Было объявлено о создании Высшего церковного управления, которое узурпировало власть над Церковью. ВЦУ поддержал ряд епископов, другие иерархи были смещены со своих постов. Открытую поддержку ВЦУ оказывали гражданские власти, передавшие обновленцам большинство храмов. (К 1923 году в их руках находилось 70 % православных приходов страны.) Народ, однако, так и не признал обновленцев и, в отличие от многих церковных иерархов, остался до конца верен своему патриарху.

В апреле 1923 года в Москве открылся так называемый Второй Поместный  собор Русской Православной Церкви, получивший в народе название лжесобора. По его решению святитель Тихон  был лишен сана, звания и монашества. 8 мая патриарха посетили делегаты "собора", потребовавшие от святителя  не только расписаться в том, что  он ознакомлен с "соборным" решением, но и снять с себя одеяние священнослужителя. Патриарх решительно отказался выполнять  эти бесстыдные и незаконные с  канонической точки зрения требования.

Весной 1923 года усиленно готовился судебный процесс над патриархом Тихоном. Было уже составлено обвинительное заключение, требовавшее приговорить патриарха за "контрреволюционную деятельность" к высшей мере наказания — расстрелу. Казалось, первосвятителя Русской Церкви, как и многих других русских иерархов, ждет мученическая смерть. Однако именно весной 1923 года во всем мире стала нарастать волна протестов против преследований верующих в СССР. 8 мая был озвучен ультиматум министра иностранных дел Великобритании лорда Дж. Керзона. Одно из его требований было остановить казни духовенства. Англия угрожала расторгнуть торговый договор с Советской Россией от 1921 года. Г.В. Чичерин и Л.Д. Троцкий обратились к Петроградскому и Московскому советам с призывом не делать ни одного шага, который мог бы осложнить отношения Советской России с Западом.

В эти дни, в печати появилось заявление Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР, в котором святитель сообщал о своем раскаянии в "проступках против государственного строя" и просил Верховный суд изменить меру пресечения, то есть освободить его из-под стражи. "При этом я заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг, — писал святитель. — Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции".

Верующие восприняли заявление  патриарха Тихона как вынужденное. Сам же он не раз говорил, что пошел  на этот шаг ради спасения Церкви, гибнущей от насилия власти и церковного раскола. Тем, кто упрекал его в соглашательстве  с советской властью, святитель  отвечал: "Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза".

После освобождения патриарха  Тихона начинается массовое возвращение  духовенства и мирян в лоно Русской Православной Церкви. Те из епископов, которые под давлением  обстоятельств во время заточения  патриарха перешли в обновленчество, приносят покаяние перед святейшим  и всем народом. Высшее церковное  управление было упразднено.

 

 

4. Завершение крестного  пути

В последние годы патриарх живет в Донском монастыре. Сюда к святейшему со всей России стекались верующие, встречи с ним жаждали епископы, священники, миряне. Одни по делам церковным, другие — за получением патриаршего благословения, третьи — за утешением в горе. Доступ к патриарху был свободный, келейник лишь спрашивал посетителей о цели прихода.

Гонения на Церковь, между  тем, продолжались. 9 декабря 1924 года было совершено очередное покушение  на патриарха: выстрелом из револьвера был убит его келейник и секретарь, выполнявший также функции телохранителя, Яков Анисимович Полозов, которого святитель  любил как собственного сына. Через  неделю после гибели Я.А. Полозова, когда  патриарх посетил его могилу на Донском  кладбище, кто-то выпустил в него две  пули, но промахнулся.

В январе 1925 года в связи  с ухудшением состояния здоровья патриарх был помещен в частную  клинику Бакунина на Остоженке. Незадолго  до этого он составил завещание с  назначением своих заместителей "в случае нашей кончины". Он по-прежнему выезжает на богослужения в московские храмы. Власти, в свою очередь, не прекращают травли больного святителя. В марте 1925 года было выписано новое постановление об аресте "гражданина Беллавина". Оставалось лишь поставить  дату на подготовленном бланке документа.

5 апреля святитель в  последний раз совершил божественную  литургию в церкви Большого  Вознесения на Никитской. На  днях он намеревался покинуть  больницу. Однако 7 апреля (25 марта по  старому стилю, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) святейшему стало хуже. Накануне ему вырвали зуб, и для улучшения самочувствия он согласился на укол морфия. К вечеру, по воспоминаниям келейника, святейший начал сильно волноваться и, вздохнув, произнес: "Скоро наступит ночь, темная и длинная". Спрашивал, который час. Последний раз спросил без четверти двенадцать. "Ну, слава Богу", — произнес, будто только и ждал этого часа. Затем стал креститься, и когда занес руку для третьего крестного знамения, душа его отошла к Господу.

12 марта 1925 года, в Вербное  воскресенье, при стечении бесчисленного  множества народа, тело святейшего  патриарха было предано земле  в Донском монастыре.

В 1989 году Архиерейский собор  Русской Православной Церкви причислил  патриарха Тихона к лику святых. В 1992 году, после пожара в Малом  соборе Донского монастыря, во время  ремонтных работ были проведены  раскопки под полом церкви и там, в склепе, обнаружен гроб с нетленными мощами святого патриарха Тихона. 22 февраля патриарх Московский и  всея Руси Алексий II совершил молебен у гроба святителя, а 5 апреля святые мощи были торжественно перенесены в Большой собор Донского монастыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Патриарх Тихон занимал  святительскую кафедру в тяжелый  для Русской Православной Церкви период. Основным направлением его  деятельности стал поиск пути к установлению отношений между Церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право Церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской Церкви, стало Воззвание патриарха Тихона от 25 марта 1925 г., в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией. Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку Церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Но не стоит забывать, что без уступок Церкви по отношению  к советской власти, диктуемых  дипломатичной политикой патриарха Тихона, Церковь, возможно, и не дожила бы до наших дней, по крайней мере в том виде, в котором она сейчас существует. И в этом его огромная заслуга перед всем православным миром, земным Отечеством и Небесным.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вострышев М.И., Патриарх Тихон. – М.: Молодая гвардия, 2009.
  2. Лобанов В.В., Патриарх Тихон и советская власть (1917 — 1925 гг.). - М.:«Русская панорама», 2008.
  3. Губонин М.Е. Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Книга 1, - СПб: Изд-во «Сатис», 1994.
  4. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк. Составитель о. Сергий Широков. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001
  5. Прот. Ципин В. История Русской Церкви. 1917 – 1997. – М.,: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря, 1997.
  6. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний, 3-я сессия. – М.,:Изд-во «Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории», 2000.
  7. Иллюстрация взята из интернета.

 


Информация о работе Патриарх Тихон. РПЦ во время Гражданской войны