Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить состояние патриотического воспитания молодежи, на примере 3 курса ГМУ.
Исходя, из всего вышеизложенного можно определить следующие задачи:
- рассмотреть сущность термина «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;
- провести анкетирование молодежи;
- выяснить роль государства в формировании патриотических чувств;
Введение…………………………………………………………..….2
Часть I.
1.Сущность патриотизма………………………………………..…3
2.Отношение к патриотизму в истории России………………….5
3.Проблема патриотизма современных граждан России…….….8
4.Операционализация………………………………………….…12
Часть II.
2.1Описание инструментария…………………..……………………14
2.2 Анкета…………………………………….……………………….14
Часть III.
3.1 Результаты исследования…………………………………….…..19
Заключение………………………………………………..……..…..23
Список использованной литературы……………….…………….26
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Часть I.
Часть II.
2.1Описание инструментария…………
2.2 Анкета…………………………………….………………………
Часть III.
3.1 Результаты исследования…………………………………….…..
Заключение………………………………………………..
Список использованной литературы……………….…………….26
Ведение.
Развитие патриотизма молодежи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития страны. Безопасность нашей страны, защита ее интересов напрямую зависит от патриотической работы, которая проводится в молодежной среде. Формирование патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвует все общественные институты: семья, школа, ВУЗ, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, СМИ, армия, церковь и др. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет, и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремление отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель курсовой работы – изучить состояние патриотического воспитания молодежи, на примере 3 курса ГМУ.
Исходя, из всего вышеизложенного можно определить следующие задачи:
- рассмотреть сущность термина «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;
- провести анкетирование молодежи;
- выяснить роль государства в формировании патриотических чувств;
Объектом исследования являются студенты 7 факультета РГТУ «МАТИ» им. К.Э. Циолковского.
Предметом исследования выступают факторы, влияющие на формирование патриотического воспитания молодежи; оценка молодыми людьми места государства в процессе патриотического воспитания.
Гипотеза – основное утверждение, которое ставится в этой курсовой работе звучит так: «Незнание понятия «патриотизм» отрицательно сказывается на патриотическом воспитании.
Часть I.
1.1 Сущность патриотизма
Патриотизм, как явление
социальной действительности, не существует
вне субъекта и вне объекта. Субъектом
патриотизма выступают все
В основе патриотизма лежит социально обусловленное отношение "личность - социальная группа / общество - Родина", подразумевающее нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, религиозных, эстетических и др. представлений, входящих в понятие "Родина".
Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) трактуется как "нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины". Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху может иметь различную социальную и ценностную трактовку. Однако первооснова его остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом, и связана с процессом самоидентификации, т.е. с осознанием себя членом какой-либо группы, принятия на себя свойств этой группы и ответственности за неё. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле, патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан и более выражен в понятии "Отечество". Термин "патриотизм" означает так же преданность своему народу, уважение к его истории, традициям, культуре. Под условиями и способами стимулирования развития личности патриота мы понимаем ряд мероприятий и форм организации учебно-воспитательной работы, позволяющих человеку проявлять патриотизм самому и приобщать к этому окружающих.
Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Его роль и значение возрастают, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Возникла обострённая необходимость в его возрождении, выздоровлении и нормальном развитии. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.
Представляется правомерной
точка зрения, рассматривающая патриотизм
в нескольких аспектах: в философском,
как общественно-историческое явление,
обусловленное, с одной стороны,
естественной привязанностью человека
к родной земле, а с другой стороны,
- общественно-политическими, экономическими
и другими особенностями
Необходимо также сказать что в понятии "патриотизм" можно выделить несколько различных составляющих. Выделение эмоционального компонента патриотизма обусловлено его эмоционально-чувственным началом. Это начало, прежде всего, проявляется в переживаниях в отношении "мое", а затем - "наше".
Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе героико-патриотического воспитания и самовоспитания. Человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической деятельности на благо Родины, и Отечества. Все это дает основание выделить в структуре патриотизма деятельностный компонент.
1.2 Отношение к патриотизму в истории России.
По мнению учёных, зачатки
патриотизма появляются ещё в
первобытнообщинной формации. В те
времена патриотизм опирался на кровнородственные
связи, носил эмоционально-
Патриотизм и героизм
- личностные качества, которые формируются
в результате работы сознания, когда
требуется обеспечить удовлетворение
основных потребностей человека в изменяющейся
обстановке. Они тесно связаны
с потребностью в безопасности, которая
служит своеобразным связующим звеном
между естественными
Родоплеменная организация
общества, основывавшаяся на чувстве
коллективного своего (общие для
членов племени добыча, скот, дети),
настоятельно требовала защиты, прежде
всего, своих сородичей. При этом
ценность территории обитания зависела
от наличия необходимой для
Появление частной собственности,
закрепление территорий в рамках
отдельных государств, многочисленные
войны за передел территорий настоятельно
диктовали необходимость
В условиях формирования наций,
образования национальных государств
патриотизм становится неотъемлемой частью
общественного сознания всего народа.
В нормально развивающемся
В памяти россиян патриотизм и героизм в полной мере ассоциируются с именами князей А. Невского и Д. Пожарского, крестьянина И. Сусанина, полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова, адмирала А.В. Колчака, маршалов Г.К. Жукова и В.К. Блюхера, летчика Н. Гастелло, рядового А. Матросова и сотен тысяч других россиян.
Анализ древнерусской истории показал, что в те времена эквивалент слову "патриотизм" отсутствовал, а слово "Родина" не употреблялось. Это, по-видимому, связано с княжескими междоусобицами, отсутствием национального единства. Тем не менее, во многих произведениях Древней Руси явно слышатся патриотические мотивы: гордость за свою землю, восхищение её красотой и величием, осуждение пагубных раздоров.
Условия для формирования
общерусского патриотического сознания
возникли лишь с образованием Российского
государства в конце XV века. Бурные
события начала XVII века ("Смутное
время") нашли отражение в
В годы правления Петра I патриотизм принял характер государственной идеологии, а главным девизом россиян становится девиз: "Бог, Царь, Отечество!".
В основу системы воспитания
защитников России было положено требование
воспитывать в воинах преданность
Отечеству. Крупнейшие военные деятели
России, такие как А.В. Суворов, М.И.
Кутузов, М.А. Драгомиров, утверждали, что
патриотическая работа должна вестись
с опорой на историю, воинские традиции
и ритуалы, использование военной
символики, материального и морального
стимулирования. Большое значение они
придавали личному примеру
Системно-генетический анализ принципов, оказывавших влияние на массовое общественное сознание, показывает, что российское государство, влияя на общественное сознание, использовало триаду приоритетных ценностей:
1) идеология (православие - в дореволюционный период; марксизм-ленинизм - в период советской власти);
2) государственность,
3) народность. Последняя
часть триады при царизме
Сегодня острая потребность
в патриотизме населения страны
в как государственной
Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государственности, гражданского общества дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов.
Важным является и смещение
акцента в осознании