Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить состояние патриотического воспитания молодежи, на примере 3 курса ГМУ.
Исходя, из всего вышеизложенного можно определить следующие задачи:
- рассмотреть сущность термина «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;
- провести анкетирование молодежи;
- выяснить роль государства в формировании патриотических чувств;
Введение…………………………………………………………..….2
Часть I.
1.Сущность патриотизма………………………………………..…3
2.Отношение к патриотизму в истории России………………….5
3.Проблема патриотизма современных граждан России…….….8
4.Операционализация………………………………………….…12
Часть II.
2.1Описание инструментария…………………..……………………14
2.2 Анкета…………………………………….……………………….14
Часть III.
3.1 Результаты исследования…………………………………….…..19
Заключение………………………………………………..……..…..23
Список использованной литературы……………….…………….26
К главным особенностям российского
патриотизма в современном
- глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту;
- державность, отражающая тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;
- интернациональный характер, ибо Россия- многонациональное государство;
- деятельностная направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества.
1.3 Проблема
патриотизма современных
Говоря о таком понятии
как патриотизм, я считаю необходимым
упомянуть некоторые
Начиная с 80-х годов, в
обществе происходили сложные процессы,
результаты которых стали явными
лишь к середине 80-х годов. Резко
замедлились темпы развития экономики,
произошла утрата прежних идеологических
ориентиров. Усилились агрессивность
среды, социальная нестабильность, изменился
характер общения между людьми, что
было связано с утратой традиций
общинности, взаимопомощи и взаимной
поддержки. Выявилось все нарастающее
отчуждение молодежи от официально пропагандируемых
социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная,
конфликтная, нередко неполная семья
перестала полноценно выполнять
воспитательные функции. Молодежь все
более остро ощущала
Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм представляет
собой своего рода фундамент общественного
и государственного здания, опору
его жизнеспособности, одно из первостепенных
условий эффективности
Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынужден констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Падение коммунистического режима в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей идеологии. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числу относятся прежде всего: либерально-рыночная доктрина; «массовая культура» с ее культом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; система давления на общественное мнение, вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т. п. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. В России столкнулись две системы ценностей - либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям.
Как известно, когда свободы черезчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.
В сознании советских людей был прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, М.Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход
через линию фронта, оборона
дома Павлова и др.), образ мужественно-
Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
1.4 Операционализация.
Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
Интерпретации подлежат следующие понятия:
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Гражданское воспитание - воспитание в духе нравственности.
Гражданственность - чувство неразрывной связи с народом.
Молодежь - молодые люди: юноши, девушки; социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально - психологических свойств. Современные возрастные границы от 16 до 30 лет.
Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм - любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Патриотическое воспитание - воспитание любви к своей Родине.
1. Определение недостаточной информированности молодежи
Высокая люди знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ.
Низкая люди не знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, не осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ .
2. Участие общественности
в обсуждении проблемы
Достаточное проблема обсуждается во многих телевизионных и радио программах, о ней пишут в различных информационных изданиях.
Недостаточное проблема не обсуждается в телевизионных и радио программах, о ней не пишут в различных информационных изданиях
Часть II. Программа исследования.
В качестве инструмента исследования была выбрана анкета. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Объем выборочной совокупности составил 50 респондентов, все из них учащиеся РГТУ «МАТИ» им К.Э. Циолковского, в возрасте от 17 до 22 лет.
Анкета.
Уважаемый респондент! Предлагаем вам принять участие в исследовании, посвященном проблеме патриотизма в молодежной среде, ответив на предложенные вопросы. Данный опрос проводится анонимно. Благодарим за участие!
1. Считаете ли вы себя патриотом?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить;
2. Каково, по Вашему мнению состояние патриотизма среди Вас, ваших друзей, сверстников? Отметьте по 10-бальной шкале.
___
3. Считаете ли Вы необходимыми уроки патриотического воспитания для молодежи?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить;
4. Где, по Вашему мнению стоило бы проводить подобные уроки?
А) в школах;
Б) в училищах;
В) в ВУЗах;
5. В чем, по Вашему мнению проявляется патриотизм?
А) Уважение традиций;
Б) Конструктивная критика
власти и недостатков в стране;
В) Создание семьи и воспитание детей;
Г) Работа по специальности с максимальной
отдачей;
6. Нужны ли стране патриоты?