Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:27, контрольная работа
В ряду поруганных наук педология занимает, пожалуй, особое место. Свидетелей ее расцвета остались единицы; о гибели же мы привычно судим по известному постановлению ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г., упоминание которого назойливо перекочевывает из одного словаря в другой с неизменными ремарками. Более пристальное и не столь ортодоксальное представление о педологии до недавнего времени воспринималось как клевета на советскую педагогику, подрыв самих ее основ. В современной же исторической ситуации появились призывы к возрождению и развитию отечественной педологии. Мы попытаемся дать анализ развития педологии, ее идей, методологии и перспектив возрождения.
Вышеприведенное
рассмотрение определительного аппарата
педологии можно дополнить еще
двумя определениями педологии,
которые были в ходу до 1931г.: 1) Педология
– наука о факторах, закономерностях,
стадиях и типах социально-
Таким
образом, единого мнения о педологии
не существовало; содержание науки
понималось различно, соответственно
границы педологических исследований
варьировались широко, и сам факт
становления самостоятельной
Своеобразной попыткой построить систему методов педологии являются работы С.С.Моложавого[10]. Он исходит из следующих положений: всякий акт растущего организма есть процесс уравновешивания его с окружающей средой и может быть объективно понят лишь из его функционального состояния (1); это есть целостный процесс, в котором организм отвечает за ситуацию среды всеми своими сторонами и функциями (2); восстановление нарушенного равновесия организма человека со средой есть одновременно и процесс его изменения, посему всякий акт человеческого организма может быть понимаем лишь динамически, не только как акт выявления, но и как акт нарастания, перестройки и закрепления системы поведения (3); подойти к типу поведения, к его устойчивым, более или менее постоянным моментам можно только путем изучения ряда целостных актов человеческого поведения, ибо только они способны раскрыть его наличный фонд и его дальнейшие возможности (4); доступные нашему восприятию моменты поведения организма являются звеньями в цепи процесса реакции: они могут стать показателями этого процесса лишь при сопоставлении ситуации среды, возбуждающей процесс, с видимой ответной реакцией, его завершающей (5).
Эти положения С.С.Моложавого оспаривал весьма активно Я.И.Шапиро[14].
Весьма
перспективной среди педологов
считалась методика наблюдения. В
ее разработке видное место принадлежит
М.Я.Басову и его школе, работавшей
при Ленинградском
Тенденция
педологов, отстаивавших самостоятельность
своей науки, искать новые методические
пути проявляется особенно ярко в
острой дискуссии вокруг вопроса
о методе психологических тестов.
Поскольку в нашей стране применение
этого метода явилось одним из доводов
уничтожения педологии, следует остановиться
на нем подробнее. Многочисленные работы,
посвященные применению тестовой методики,
выдвигают огромное количество аргументов
за и против его применения в педологии[3].
Ожесточенная
дискуссия и широкое применение
тестовой методики в народном образовании
в нашей стране (практически каждый
учащийся должен был пройти через
тестовую оценку) привели к тому,
что и сегодня чаще всего вспоминают
педологию в связи с
В
середине 20-х гг. тесты начинают широко
распространяться в нашей стране
сначала в научных
В
американских школах индивидуализация
обучения лежит в основе формирования
классных групп и поныне. Наше яростное
ранее, и все более ослабляющееся
сейчас сопротивление такому "покушению"
на целостность классных коллективов,
стремление воспитать не действительно
социально активную личность, которая
бы легко входила в контакт
с любой новой группой людей,
училась бы понимать и любить не
только узкий круг, но и всех людей,
воспитывать "филантропов", а не
социально замкнутую в
Методу тестов ставилось в заслугу то, "что он превращает педологию из науки, обще и субъективно рассуждающей, в науку, изучающую реальную действительность”[4].
Критика
же метода тестов сводилась обычно
к следующим положениям: 1) тесты
характеризуются чисто
Критика основывалась на достаточно сильном первоначальном несовершенстве тестов. Практика многолетнего пользования метода тестов за рубежом и в отечественной психодиагностике последнего времени показала несостоятельность такой критики во многих положениях и недостаточную ее обоснованность.
Разночтения в применении метода тестов в теории и практике педологии можно свести к трем основным точкам зрения:
1)
принципиально отвергалось
2)
допускалось ограниченное
3)
признавалась необходимость
Однако,
за исключением некоторых работ[1]
После ознакомления с предметом и методами науки необходимо рассмотреть своеобразие основных этапов ее развития.
Одной
из первых отечественных педологических
работ считается исследование А.П.Нечаева,
а затем его школы. В его "Экспериментальной
психологии в ее отношении к вопросам
школьного обучения" намечались возможные
пути экспериментально-
В Москве также начала развиваться работа в этой области. Г.И.Россолимо в 1911 г. основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика "психологических профилей", в которой Г.И.Росселимо пошел дальше А.П.Нечаева по пути дробления психики на отдельные функции: для составления полного "психологического профиля" предлагается исследовать 38 отдельных психических функций, по десяти опытов на каждую психологическую функцию. Методика Г.И.Росселимо быстро привилась, использовалась в виде "массового психологического профиля". Но его работы также ограничивались только психикой, не касаясь биологических особенностей онтогенеза ребенка. Господствующим методом исследования школы Россолимо был эксперимент, подвергшийся критике со стороны современников за "искусственность лабораторной обстановки". Критике подверглась также характеристика ребенка, даваемая Г.И.Россолимо, с дифференциацией детей только по полу и возрасту без учета их социальной и классовой принадлежности.
Основателем и творцом педологии в СССР называют и В.М.Бехтерева, который еще в 1903 г. высказал мысль о необходимости создания особого учреждения для изучения детей – педагогического института в связи с созданием Психоневрологического института в Петербурге. Проект института был внесен в Русское общество нормальной и патологической психологии. В число отделов кроме психологического был включен и педологический отдел для экспериментальных и иных исследований, создавался научный центр изучения личности. В связи с основанием отдела педологии у В.М.Бехтерева появилась идея создания Педологического института, который существовал сначала как частное учреждение (на средства, пожертвованные В.Т.Зиминым). Директором института был К.И.Поварнин. Институт материально был плохо обеспечен, и В.М.Бехтереву пришлось подать ряд записок и заявлений в правительственные инстанции. По этому поводу он писал: "Цель учреждения была настолько важна и осязательна, что задумываться над созданием его даже на скромные средства не приходилось. Нас интересовали только задачи, положенные в основу этого учреждения”[1].
Ученики
Бехтерева отмечают, что он считал
насущными для педологии
Благодаря
неутомимости В.М.Бехтерева для
В.М.Бехтерева
считают основателем
Изучение
анатомо-морфологических
В 1921 г. в Москве образовалось сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. Однако, Центральный педологический институт занимался почти исключительно вопросами психологии детского возраста; самое название вновь организованного отделения при 2-ом МГУ показывало, что у его создателей еще не сложилось четкого представления о том, что такое педология. И, наконец, Медико-педологический институт в 1922 г. выпустил сборник под заглавием "К детской психологии и психопатологии", в первой же статье которой говорится, что главная задача названного института – изучение детской дефективности.