Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:27, контрольная работа
В ряду поруганных наук педология занимает, пожалуй, особое место. Свидетелей ее расцвета остались единицы; о гибели же мы привычно судим по известному постановлению ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г., упоминание которого назойливо перекочевывает из одного словаря в другой с неизменными ремарками. Более пристальное и не столь ортодоксальное представление о педологии до недавнего времени воспринималось как клевета на советскую педагогику, подрыв самих ее основ. В современной же исторической ситуации появились призывы к возрождению и развитию отечественной педологии. Мы попытаемся дать анализ развития педологии, ее идей, методологии и перспектив возрождения.
В этом же 1922 г. вышла в свет книга Е.А.Аркина "Дошкольный возраст»[1], весьма полно и серьезно охватывающая вопросы биологии и гигиены ребенка и (опять нет синтеза!) очень мало вопросы психики, поведения.
Большое
оживление в области изучения
детства принес состоявшийся в 1923 г.
в Москве I Всероссийский съезд
по психоневрологии со специальной
секцией по педологии, на которой
были заслушаны 24 доклада. Секция уделила
много внимания вопросу о сущности
педологии. Впервые прозвучал
Вскоре после съезда в Орле стал выходить специальный "Педологический журнал". В этом же 1993 г. появилась в свет монография М.Я.Басова "Опыт методики психологических наблюдений", как результат работы его школы. Являясь в значительной мере продолжателем работы А.Ф.Лазурского с его естественным экспериментом, М.Я.Басов еще большее внимание уделяет фактору естественности в изучении ребенка, разрабатывая методику проведения длительного объективного наблюдения за ребенком в естественных условиях его жизни, дающую возможность целостной характеристики живой детской личности. Эта методика быстро завоевала симпатии педагогов и педологов и стала широко применяться.
В январе 1924 г. в Ленинграде состоялся II психоневрологический съезд. На этом съезде педология заняла еще более значительное место. Ряд докладов по генетической рефлексологии Н.М.Щелованова и его сотрудников был посвящен изучению самого раннего детства.
В 1925 г. появилась работа П.П.Блонского "Педология" – попытка оформления педологии как самостоятельной научной дисциплины и одновременно первое учебное пособие по педологии для студентов педагогических институтов. В 1925 г. П.П.Блонский публикует еще две работы: "Педология в массовой школе первой ступени" и "Основы педагогики". Обе книги дают материал по применению педологии в области воспитания и обучения, а их автор становится одним из самых заметных пропагандистов педологии, особенно ее прикладного значения. В первой книге приведен важный материал для понимания процесса обучения письму и счету. Во второй дается теоретическое обоснование педагогического процесса.
К
этому же времени относится появление
в свет брошюры С.С.Моложавого: "Программа
изучения поведения ребенка или
детского коллектива", в которой
главное внимание уделяется изучению
среды, окружающей ребенка, и особенностей
поведения ребенка в связи
с влиянием среды, но очень мало учитываются
анатомо-физиологические его
К
концу 1925 г. в СССР было" накоплено
уже значительное число публикаций,
которые можно отнести к
Библиографический
список
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст [текст] / 2-е изд. М., - 1927.
2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми [текст] / Л., - 1924.
3. Басов М.Я. Общие основы педологии [текст] / М.; Л., - 1928.
4. Блонский П.П. Педология: Учебник для высших педагогических учебных заведений [текст] / М., - 1934.
5. Бухгольц Н.А., Шуберт A.M.. Испытания умственной одаренности и школьной успешности: Массовые американские тесты. [текст] / М., - 1926.
6. Гербарт И. Психология / Пер. А.П.Нечаева [текст] / СПб., - 1895.
7. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста [текст] / СПб., - 1906.
8. Инженеров X. Введение в психологию [текст] / Л., - 1925.
9. Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики [текст] / М., - 1916.
10. Моложавый С.С. О программе изучения ребенка // Просвещение на транспорте [текст] /М. - 1925. №11.
11. Румянцев Н.Е. Педология [текст] / СПб., - 1910.
12. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Пер. с англ. Е.В.Герье [текст] /М., - 1926.
13. Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике [текст] / М., - 1912.
14. Шапиро Я.И. Основные
вопросы педологии // Вестн. просвещения.
[текст] / М. - 1927.