Педология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

В ряду поруганных наук педология занимает, пожалуй, особое место. Свидетелей ее расцвета остались единицы; о гибели же мы привычно судим по известному постановлению ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г., упоминание которого назойливо перекочевывает из одного словаря в другой с неизменными ремарками. Более пристальное и не столь ортодоксальное представление о педологии до недавнего времени воспринималось как клевета на советскую педагогику, подрыв самих ее основ. В современной же исторической ситуации появились призывы к возрождению и развитию отечественной педологии. Мы попытаемся дать анализ развития педологии, ее идей, методологии и перспектив возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

Педология.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

      В этом же 1922 г. вышла в свет книга  Е.А.Аркина "Дошкольный возраст»[1], весьма полно и серьезно охватывающая вопросы биологии и гигиены ребенка и (опять нет синтеза!) очень мало вопросы психики, поведения.

      Большое оживление в области изучения детства принес состоявшийся в 1923 г. в Москве I Всероссийский съезд  по психоневрологии со специальной  секцией по педологии, на которой  были заслушаны 24 доклада. Секция уделила  много внимания вопросу о сущности педологии. Впервые прозвучал демагогический призыв А.Б.Залкинда о превращении  педологии в чисто социальную науку, о создании "нашей советской  педологии".

      Вскоре  после съезда в Орле стал выходить специальный "Педологический журнал". В этом же 1993 г. появилась в свет монография М.Я.Басова "Опыт методики психологических наблюдений", как  результат работы его школы. Являясь  в значительной мере продолжателем  работы А.Ф.Лазурского с его естественным экспериментом, М.Я.Басов еще большее  внимание уделяет фактору естественности в изучении ребенка, разрабатывая методику проведения длительного объективного наблюдения за ребенком в естественных условиях его жизни, дающую возможность  целостной характеристики живой  детской личности. Эта методика быстро завоевала симпатии педагогов и  педологов и стала широко применяться.

      В январе 1924 г. в Ленинграде состоялся II психоневрологический съезд. На этом съезде педология заняла еще более  значительное место. Ряд докладов по генетической рефлексологии Н.М.Щелованова и его сотрудников был посвящен изучению самого раннего детства.

      В 1925 г. появилась работа П.П.Блонского "Педология" – попытка оформления педологии как самостоятельной научной дисциплины и одновременно первое учебное пособие по педологии для студентов педагогических институтов. В 1925 г. П.П.Блонский публикует еще две работы: "Педология в массовой школе первой ступени" и "Основы педагогики". Обе книги дают материал по применению педологии в области воспитания и обучения, а их автор становится одним из самых заметных пропагандистов педологии, особенно ее прикладного значения. В первой книге приведен важный материал для понимания процесса обучения письму и счету. Во второй дается теоретическое обоснование педагогического процесса.

      К этому же времени относится появление  в свет брошюры С.С.Моложавого: "Программа  изучения поведения ребенка или  детского коллектива", в которой  главное внимание уделяется изучению среды, окружающей ребенка, и особенностей поведения ребенка в связи  с влиянием среды, но очень мало учитываются  анатомо-физиологические его особенности.

      К концу 1925 г. в СССР было" накоплено  уже значительное число публикаций, которые можно отнести к педологии. Однако в большинстве публикаций отсутствует системный анализ, о  котором говорил М.Я.Басов, определяя  педологию как самостоятельную  науку. Авторы небольшой части исследований[3] стараются придерживаться того синтетического уровня, который позволяет судить о ребенке и детстве, как особом периоде в целом, а не с отдельных сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1. Аркин Е.А.  Дошкольный возраст [текст] / 2-е изд. М., - 1927.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми  [текст] / Л., - 1924.

3. Басов М.Я. Общие основы педологии [текст] / М.; Л., - 1928.

4. Блонский П.П. Педология: Учебник для высших педагогических учебных заведений [текст] / М., - 1934.

5. Бухгольц Н.А., Шуберт A.M.. Испытания умственной одаренности и школьной успешности: Массовые американские тесты. [текст] / М., - 1926.

6. Гербарт И. Психология / Пер. А.П.Нечаева [текст] / СПб., - 1895.

7. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста [текст] / СПб., - 1906.

8. Инженеров X. Введение в психологию [текст] / Л., - 1925.

9. Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики [текст] / М., - 1916.

10. Моложавый С.С. О программе изучения ребенка // Просвещение на транспорте [текст] /М. - 1925. №11.

11. Румянцев Н.Е. Педология [текст] / СПб., - 1910.

12. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Пер. с англ. Е.В.Герье [текст] /М., - 1926.

13. Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике [текст] / М., - 1912.

14. Шапиро Я.И. Основные вопросы педологии // Вестн. просвещения. [текст] / М. - 1927.  

Информация о работе Педология