Первобытное искусство: понятие , теории происхождения, этапы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.
К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИПО.docx

— 595.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение

 

Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.

К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.

Первобытное  (или,  иначе,   примитивное)   искусство   территориально охватывает все континенты, кроме  Антарктиды,  а  по  времени  -  всю  эпоху существования человека, сохранившись  у  некоторых  народностей,  живущих  в удалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к  новому  для  них  виду  деятельности  - искусству - одно из величайших событий в истории  человечества

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы?  Как знать, стала ли раскраска тела первым  шагом  к  созданию  изображений,  или человек угадал знакомый силуэт животного  в  случайном  очертании  камня  и, обтесав его, придал большее сходство?  А  может  быть,  тень  животного  или человека  послужила  основой  рисунка,  а   отпечаток   руки   или   ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти  вопросы  нет.  Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

 

 

 

Понятие «Первобытное искусство»

 

Первобытное искусство -искусство эпохи первобытного общества.

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры.

Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

 

История первобытного искусства

 

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях.

Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом - тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

 Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Первобытное искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

 

Основные теории происхождения искусства

 

Вопрос, как появилось искусство, имеет большое значение для учёных самых различных научных сфер, от историков до психологов. Так как сам факт рождения искусства означает окончательный переворот в истории, констатируя окончательное появление человека разумного. Поэтому и проблеме происхождения первобытного искусства уделяется столь большое внимание, поэтому и теорий выдвинуто немало.

 

Самой ранней и наиболее распространенной в капиталистических странах является –теория игры (Ф. Шиллер, Э. Пьетт, К. Бюхер, К. Гросс, Й. Хейзинга) исходила из положения о неразрывной связи человека с животным миром. [1] Отсюда вытекало их стремление объяснить возникновение искусства инстинктом игры, общим у человека и животных. В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) Хейзинг универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т. е. чем более она первобытна, тем более она игра; но, отдаляясь от своих истоков, подобно тому, как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.

Игра является важной частью жизни не только человека, но и многих животных, она помогает обучению, проявлению эмоций, формированию характера. В случае с человеком игра к тому же дарит ощущение свободы, безграничности творческих возможностей, заставляет забывать об ограничениях реальной жизни – все эти составляющие могли стать решающим фактором в появлении и проявлении человеческой способности к творчеству.

Как вариант  «Теории игры» появилась теория художественного инстинкта (Платон, А. Шопенгауэр,Г.Спенсер) предполагает тот факт, что искусство возникло бессознательно, так как являлось неотъемлемой частью человека. В силу природного инстинкта первобытные люди получали безотчетное удовольствие, оставляя следы своей моторной активности - углубления и линии, проделанные пальцами по глине, насечки на кости, камне, отпечатки ладоней на стенах пещер. Возникновение исскуства  связывали с биологическим инстинктом самоукурашения.

Условно эта сцена могла выглядеть так: человек, находясь в состоянии отдыха или скучая, бесцельно водил палкой по песку, как вдруг увидел, что получившиеся каракули напоминают ему какое-нибудь животное или дерево. Из этого возникло осознание человеком способности создавать образы, напоминающие образы окружающей действительности, и последовало желание использовать эту свою способность уже целенаправленно, для отображения конкретных объектов. Некоторые психологи проводят аналогию с художниками-сюрреалистами, многие из которых признавались, что в процессе творчества сначала просто бессистемно водят кистью по холсту, а затем уже начинают видеть в этом определённую систему и начинают создавать конкретное изображение.

Теория происхождения искусства из игры несостоятельная во всех вариантах. Искусство не бесполезная трата избыточной энергии, не роскошь, не проявление биологического инстинкта, а отражение осмысленной деятельности человека, имеющее общественное значение.

Следующая версия связывает происхождение первобытного искусства с религиозной составляющей сознания человека(С. Рейкан, Э. Фишер). Искусство произошло из религии, в первую очередь из магических верований, будто оплодотворивших его и давших ему крылья.

Другое мнение связывает происхождение первобытного искусства с религией, но в ином ключе, чем сторонники «эстетической» концепции. В этом случае искусство называется своего рода обслуживающим инструментом религиозного сознания: когда первобытному человеку понадобилось осуществление каких-то магических ритуалов для получения практических результатов, он и создал искусство. Сделал он это не из вдохновения, а из рационального соображения – если не исполнить ритуал, то и помощи от сверхъестественного мира не дождёшься. Но основной составляющей социальной концепции является теория, что труд в прямом смысле слова породил искусство. Прежде всего, за счёт того, что именно труд сделал человека разумным социальным существом. Кроме того, труд привёл человека к активному взаимодействию, во-первых, с себе подобными, во-вторых, с окружающим миром. Будучи вынужден создавать орудия труда, человек развил способность изменять действительность собственными силами, что и является главным условием искусства

В действительности религия появилась не раньше, чем возникло искусство, да и различными были их социальные корни, породившие эти формы социального сознания, хотя они развивались длительное время бок о бок, оказывая влияние друг на друга.

Г.В. Плеханов  выдвинул теорию общения.  Искусство есть одно из средств общения между людьми по средствам образов. Связанное корнями с общественной  жизнью, оно возникло в результате трудовой деятельности людей, являясь непосредственным воспроизведением процессов производства в образах : « труд старше искусства».

В данном случае также есть несколько мнений относительно того, какой из внешних факторов стал решающим для появления искусства. Одно из них гласит, что этим фактором стало общение, причём не просто общение как обмен информации, а сотрудничество в ходе совместной охоты первобытных людей. Охота, как занятие опасное, особенно в условиях наличия лишь каменных оружий против крупных животных, предполагает не только тесное сотрудничество людей, но и высвобождение творческих способностей – наблюдение за повадками животного, умение выследить его по следу, изобретение оптимальных способов охоты, быстрая реакция на изменение ситуации в ходе «операции», и так далее.

Взгляды Г.В. Плеханова на происхождение искусства не свободны от ошибок, порой существенных, вытекающих  из непоследовательного материалистического подхода к анализу художественного творчества.

Социальная, или трудовая теория. Её суть заключается в том, что первобытное искусство как первый опыт искусства вообще появилось под воздействием внешних факторов и требований окружающей среды, которая по мере развития человека превращалась из природной в социальную. Это означает, что когда существо, которое гипотетически можно считать предком человека, находилось в природных условиях и могло выживать, не выходя за рамки существования животного мира, никакого искусства возникнуть не могло. Но как только появились такие факторы, как труд, осмысленное общение посредством членораздельной речи, формирование социальной среды и появление религии, так искусство очень скоро возникло.

Искусство возникло из потребностей общественной практики. «Сюжеты» произведений первобытного искусства отражают процесс трудовой деятельности людей и взяты из окружающего мира.

 

Т. Липпс, О. Конт, Ж.Л. д`Аламбер были сторонниками теории подражания (имитативной). По ней, краеугольным камнем в возникновении искусства является инстинктивная склонность человека к подражательству, заменившая древним людям слаборазвитый интеллект. Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Наблюдая за действиями животных, насекомых и птиц, люди научились от паука - ткачеству, от ласточки - постройке домов.

Географическая теория (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) стоит на позиции того, что решающую роль в возникновении искусства сыграл природный фактор, ибо условия окружающей среды влияют на все виды человеческой деятельности. Культурно-историческая школа рассматривает возникновение искусства в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией. Поэтому каждый отдельный художник рассматривается как «продукт» следующих факторов:

1) этно-фамильная наследственность, передающая ему индивидуальный, уникальный облик;

2) окружающая географическая, социальная  среда;

3) определение момента в жизни  человека, заставляющего его действовать  так или иначе.

Сторонники эноптической, нейропсихологической теории - Д. Льюис-Вильямс, Р. Беднарик, Т. Доусон, предположили, что палеолитические рисунки, могут быть фиксацией эноптических картин. Древний человек, встречаясь с явлением внутреннего зрения, сначала пытается объяснить содержание того, что он видит. На этой основе появляются анималистические изображения с эноптической основой или комбинация картины внутреннего зрения с животным.

Информация о работе Первобытное искусство: понятие , теории происхождения, этапы, особенности