Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 14:42, контрольная работа
Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.
К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.
Менгиры - отдельно стоящие
или группы вертикально поставленных
камней. Известно "Каменное войско"
в Армении и алиньяны во Франции- протяжённые
поля каменных столбов. Архитектурная
форма менгира стала основой для развития
типологии отдельно стоящей высотной
доминанты(обелисков, триумфальных колонн,
башен и. т. д.).
Дольмены - вид сооружения, в
котором несколько камней перекрываются
камнем- крышей. Иногда к нему ведёт крытая
галерея. Дальнейшее развитие типологии
дольмена- стоечно- балочная конструкция
храмов, дворцов и гробниц.
Кромлехи - древнейшие архитектурные
комплексы, имеющие сложную композицию
и являющиеся не только культовыми сооружениями,
но и выполняющими роль астрономического
прибора или календаря. Впервые в архитектуре
ставятся глобальные вопросы и решаются
сложные пространственные задачи, с которыми
сталкиваются зодчие при создании обширных
ансамблей. Первыми опытами организации
пространства в глобальном масштабе стали
мегалитические сооружения в Стоунхендже(XV
век до н. э. ) и на острове Мальта. Попадая
в огороженное пространство, мы попадаем
в царство симметрии и в самый центр солнечного
круговорота (главная ось ансамбля ориентирована
на восход солнца в день летнего солнцестояния). Стоунхендж
является самым крупным
сооружением первобытной
архитектуры, где в столь мощном масштабе
осуществляется попытка организации земного
хаоса и космической гармонии.
Стоунхенлж
построен из ста двадцати каменных глыб
весом до семи тонн каждая, а в диаметре
составляет тридцать метров. Любопытно,
что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда,
как предполагалось, доставляли строительный
материал для этого сооружения, находятся
в двухстах восьмидесяти километрах от
Стоунхенджа. Однако современные геологи
считают, что каменные глыбы попали в окрестности
Стоунхенджа с ледниками из разных мест.
Важное значение имели изображения людей, лошадей, быков, кораблей, повозок и плугов, наглядно представляющие нам жизнь героев давно минувших времен. Все чаще животные изображались одомашненными, что говорило о повышении качества жизни людей.
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.
Все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.
Для железного века характерен все тот же звериный стиль, где полнокровный образ животного сочетался с орнаментальным решением деталей.
Мелкая пластика (статуэтки) отливаются из металла по восковой модели. Зверь оставался главным предметом украшения, изображения и поклонения.
Были обнаружены и шаровидные сосуды, украшенные гравированными животными: быками, хищниками, птицами.
В погребениях обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных металлов, выполненных с виртуозным мастерством: ювелирные изделия (металлические пояса, покрытые сплошь гравированным рисунком, представляющего собой переплетение орнамента и идущих животных, что образовывало единую декоративную поверхность), металлические статуэтки оленей, бычков, птиц.
Встречается круглая мелкая пластика из бронзы: козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры.
Роль искусства в первобытном обществе
Возникновение искусства в первобытном обществе сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир.
Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.
Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.
Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе - от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток - найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов.
В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Например, первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненное минеральными красками), скульптуры (фигурки высеченные из камня, вылепленные из глины или отлитые из металла), декоративно-прикладного искусства (резьба по камню и кости), рельефного изображения.
Список литературы
Информация о работе Первобытное искусство: понятие , теории происхождения, этапы, особенности