Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:11, контрольная работа
Цель реферата – изучение первобытно-общинного строя на территории Беларуси.
Задачи: 1) рассмотреть особенности каменного века на территории Беларуси; 2) рассмотреть особенности бронзового века на территории Беларуси; 3) рассмотреть особенности железного века на территории Беларуси.
Для начального периода железного века Беларуси, продолжавшегося приблизительно до рубежа нашей эры, характерна относительная устойчивость племенных границ. После бурных событий эпохи бронзы заметных перемещений больших масс населения не наблюдается. Сложившиеся границы между отдельными археологическими культурами оставались в общем постоянными.
На рубеже нашей эры в южной Беларуси распространилась новая культура железного века. Носители ее, по-видимому, ассимилировали прежнее население. Северные племена оказали пришельцам сопротивление и отстояли в основном свою территорию. Положение вновь на некоторое время стабилизировалось.
В середине I тысячелетия н. э. этой устойчивости приходит конец. Археологические материалы вновь убедительно свидетельствуют о бурных процессах перераспределения территории Беларуси между союзами племен. Это нашло отражение в смене культур, типов поселений и т. д. Эпоха больших передвижений сопровождалась сменой этнического состава населения на значительной части территории Беларуси.
Железный век в Беларуси, как, впрочем, и в других местах, был временем сложных этногенических процессов. Если в предшествующее время в этногениче-ском процессе преобладала дифференциация племен, дробление их на более мелкие, но родственные в той или иной мере группы, то теперь, особенно в период распада первобытнообщинного строя, вероятно, преобладали обратные процессы объединения различных этнических групп — интеграция и ассимиляция. Этнические единицы укрупнялись.
Вопросы этнической истории народов не могут решаться на базе только одних археологических источников. Археологическая культура не всегда совпадает с этносом. Хорошо известно, что одна этническая группа может быть представлена несколькими археологическими культурами. Так, фракийские, кельтские, германские, восточно-иранские, балтийские и, несомненно, славянские племена оставили по нескольку археологических культур.
Далеко не всегда удается установить этническую принадлежность носителей той или иной археологической культуры, располагая одними археологическими материалами. Только имея бесспорные свидетельства генетической связи между археологической культурой исторически известных племен и культурой их непосредственных предшественников, можно ретроспективно объединять их в этническом отношении. Но такие генетические связи не всегда прослеживаются: слишком сложны сами этногенические процессы и слишком специфичен археологический материал, отражающий их. К тому же часто между археологическими культурами, последовательно сменяющими друг друга на определенной территории, обнаруживаются хронологические разрывы, не заполненные пока достаточными для генетических наблюдений археологическими источниками. Все сказанное полностью относится к этноархео-логической карте Беларуси эпохи железа.
Основой этноса, как известно, является язык. Ни кремневый нож, ни черепок от глиняного сосуда сами по себе не скажут, на каком языке говорили их создатели. В решении этногенических проблем громадная роль принадлежит лингвистике. Даже от периода, который для отдельных территорий, например для Беларуси, был бесписьменным, удается извлечь лингвистический материал, дающий представление о языке, на котором говорили племена, обитавшие на той или иной территории. Их язык, пусть в сильно трансформированном виде, запечатлелся в географических названиях рек, озер и т. д. Изучением происхождения географических названий и их истолкованием занимается отдел лингвистики — топонимика. Речные и озерные названия изучает гидронимика. Современная лингвистика в состоянии не только установить принадлежность тех или иных гидронимов к определенной языковой группе, но и выявить их диалектные особенности, т. е. провести племенное членение этнически родственного населения.
Железный век — последний дописьменный период в истории Беларуси. Установление связи археологических культур этого времени с исторически известными народами — задача исключительной важности, значение которой трудно переоценить. История современных народов удревняется на целую эпоху, создаются необходимые предпосылки для поисков их этнических истоков в еще более древних культурах бронзового века. С археологическими культурами железного века связана одна из животрепещущих проблем происхождения, развития и территориального оформления восточнославянских народов.
В раннем железном веке на территории Беларуси отчетливо выделяются три основные культурно-исторические области: одна — на юге в поречье Припяти и южнобелорусском течении Днепра, вторая — в центральной Беларуси к западу от Днепра и третья — в северо-восточной части, включающей Западную Двину и смоленское течение Днепра.
Юг Беларуси в свою очередь не был единым в культурном отношении в течение всего периода железного века. Реки Горынь и Случь делили эту область на две части. В западной части располагались памятники, относящиеся к так называемой лужицкой и поморской культурам, в восточной — к милоградской культуре.
Большая часть средней Беларуси в раннем железном веке была занята культурой штрихованной керамики, впервые выделенной в 20—30-е годы А. Н. Лявданским.
На рубеже нашей эры вся южная и значительная часть восточной Беларуси вошла в сферу распространения памятников зарубинецкой культуры, названной так по бескурганному могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области, впервые раскопанному и изученному украинским археологом В. В. Хвойкой в 1899 г11.
В конце I или, возможно, во II в. н. э. поселения и могильники зарубинецкой культуры на территории Беларуси прекращают свое существование. Их место вскоре занимают памятники иного культурного облика. От II—V вв. н. э. на обширной территории от верховьев Днестра до верховьев Северского Донца известны памятники Черняховского типа, судя по всему, неоднородные как в культурном, так и в этническом отношении.
Верховья Сожа и Десны, смоленское поречье Днепра и верхнее течение Западной Двины до водораздела Днепра и рек волжского бассейна с I тысячелетия до н. э. до третьей четверти I тысячелетия н. э. входили в особую культурно-историческую область, отличную по ряду важных культурных элементов от соседних областей. Сложившаяся здесь в железном веке археологическая культура носит название культуры смоленских городищ или днепро-двинской12. Пока известны только поселения этой культуры, представленные городищами и селищами.
На большей части Белорусского Поднепровья и на самом Востоке Полесья в конце II- середине V вв. н. э. были распространены памятники киевской культуры, открытой в конце 40-х - начале 50-х гг. украинским археологом В. Н. Даниленко. Ареал киевской культуры помимо белорусских земель включал в себя северную часть Среднего Поднепровья, Подесенье и смежные районы лесостепи. Активное изучение памятников культуры началось не так давно, в 60-70-е гг. На территории Белоруссии единственным крупным исследователем культуры был и остается Л. Д. Поболь, исследовавший несколько могильников и селищ на территории Могилевского Поднепровья.13
Таким образом, Железный век был третьим и последним историческим этапом первобытной эпохи. Появление железных орудий труда явилось настоящей технической революцией того времени и имело важные социальные последствия. Железные орудия труда позволили древним земледельцам поднять производительность труда на такую ступень, что в неблагоприятных погодных условиях Восточной Европы появилась возможность получать продукты питания не только необходимые для выживания, но и постепенно накапливать излишки.
Железный век становится последним этапом в истории первобытнообщинного строя. Он был периодом его разложения, который растянулся на многие столетия
Таким образом, История первобытного общества па территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости оттого, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Беларуси датируются приблизительно 35 тыс. лет назад. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Самые древние поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож около деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области.
Каменный век на территории Беларуси, по предположениям ученых, закончился приблизительно за 3 тыс. лет до н.э.Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. На территории, которая оказывалась свободной от льда во время отступлений ледника, люди занимались собирательством кореньев, клубней. Для этого они использовали палки копалки, острые камни. Занятием людей также была загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных остроконечников, ножей, топоров, копий. Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле.
В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси, увеличивая население.
Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Постепенно развивалось земледелие, которое стало пахотным. Родовая община в процессе расселения людей на новых землях в поисках плодородной почвы и пастбищ для скота, а также смешивания пришлых земледельцев и животноводов с местным населением начала постепенно превращаться в соседско-родовую. Во главе общины стоял выборный совет старейшин.
1 Поликарпович К. М. Палеолит Верхнего Поднепровья. Мн., 1968. –С. 78
2 Археалопя Беларусь Т. 1. Каменны i бронзавы век. Мн., 1997. –С. 9
3 Ксензов В. П. Палеолит и мезолит Белорусского Поднепровья. Мн., 1988. –С. 51
4 Археалопя Беларусь Т. 1. Каменны i бронзавы век. Мн., 1997. –С. 128
5 Копытин В. Ф. Памятники финального мезолита и неолита Верхнего Поднепровья. Могилев, 1992 – С. 26
6 Исаенко В. Ф. Неолит Припятского Полесья. Мн., 1976. – С. 77
7 Загорульский Э. М. Археология Белоруссии. Мн, 1963. - С.55
8 Археалопя Беларусь Т. 2. Жалезны век. Мн., 1999 – С. 7
9 Митрофанов А. Г. Железный век Средней Белоруссии (VII—VI вв. до н.э. - VIII в. н.э.). Мн., 1978. – С. 30
10 Археалопя Беларусь Т. 2. Жалезны век. Мн., 1999. – С. 8
11 Загорульский, Э.М. Начало формирования населения Белорусснн. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. –С. 50
12 Загорульский Э. М. Археология Белоруссии. Мн, 1963. 55
13 Там же, -С. 56
Информация о работе Первобытно-общинный строй на территории Беларуссии