Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:06, реферат
Дизайн как широчайшая художественная сфера деятельности человека, направленная на мудрое и творческое решение человеческих проблем появилась довольно давно. Само слово design появилось в 16 веке и употреблялось во всей Европе. С тех пор дизайн прогрессировал, развивался, претерпел Промышленную революцию (началась в Великобритании в последней трети 18 века приняла в первой половине 19 века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки) и продолжает развиваться и по сей день.
ВлГУ имени А.Г.и Н.Г. Столетовых
Кафедра дизайна и ТГ
Реферат по дисциплине:
История дизайна
тема:
Перспективы развития современного дизайна, проблемы экологии в дизайне
Выполнила:
Гаврилова А.М.
Группа ДГ-111
Научный руководитель:
Доцент и кандидат искусствоведения
Аникина Мария Николаевна
Владимир 2013
Введение
Дизайн как широчайшая художественная сфера деятельности человека, направленная на мудрое и творческое решение человеческих проблем появилась довольно давно. Само слово design появилось в 16 веке и употреблялось во всей Европе. С тех пор дизайн прогрессировал, развивался, претерпел Промышленную революцию (началась в Великобритании в последней трети 18 века приняла в первой половине 19 века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки) и продолжает развиваться и по сей день.
В течение этого
развития совершенствовались
Но в связи со всем этим, стало все более возрастать негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. В последние десятилетия
Проблемы экологии выступили на первый план. Поэтому приоритетным направлением решения проблемы экологии стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившегося в1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человека-природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.
Таким образом, в данной работе были выделены следующие проблемы:
Каковы же перспективы развития современного дизайна? А также: « Каковы проблемы экологии ,связь их с дизайном и способы решения?»
Объектом исследования выступает дизайн, экология.
Предмет исследования – дизайн конец 20- начало 21 века, экология в дизайне.
Целью работы является определение перспектив развития современного дизайна и проблем экологии в нем. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Гипотеза. В основу нашего исследования положено предположение о том, что перспективы развития современного дизайна напрямую связаны с развитием «полезного дизайна», т.е. дизайна медицинского оборудования, дизайна для инвалидов, дизайна для стран третьего мира и др. А также с внедрением большего количества экологически чистой продукции, материалов, использования вторичных материалов и развитием эко-строительства.
Теоретическим фундаментом исследования являются:
Теоретические и эмпирические методы.
Содержание:
Введение
1.Сущность и роль дизайна в современном мире.
2.Особенности современного дизайна.
3.Основные пути развития современного дизайна.
4.Связь экологии и дизайна.
5. Предпринимаемые способы решения проблем экологии в дизайне.
Заключение
1.Сущность и роль дизайна в современном мире.
Дизайн –(с англ. Design проектировать, конструировать) – практическая художественно – техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже 19-20 веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. «Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек», говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .
Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла машинным производством, в котором человек переставал быть автором своего изделия, отчуждался от тиражируемого механическим способом продукта. Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, а становился продуктом и товаром. Появилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала. Этот процесс стал отчетливо проявляться с середине XIX века в Англии. Однако термин "дизайн" возник еще ранее: в 1826 г. Американская академия изящных искусств была реорганизована и переименована в Национальную академию дизайна. В 1849 г. в Лондоне начал выходить журнал "Journal of Desing". Проблемы отношений традиционного художественного творчества, эстетики, техники и науки стали особенно интенсивно обсуждаться после проведения первой Всемирной выставки в Лондоне (1851) и организации Южно-Кесингтонского музея.
Предметом профессиональной деятельности дизайнера, в отличии от художественного творчества, стала техническая эстетика, а в способе мышления интегрировались приемы инженерного конструирования и эстетического формообразования. Суть творческого метода заключалась в поиске путей создания наиболее рациональной, удобной, экономичной, отвечающей данной функции формы. Польза и красота, согласно дизайнерской концепции, неразрывны и обусловливают друг друга.
Дизайн имеет дело с формальными качествами предмета, под которыми понимают не только особенности его внешнего вида, но и его структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. В дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. С дизайном связывают идею разработки символического языка форм, максимально информативного по отношению к функциям изделий и облегчающего ориентацию человека в предметном мире.
Дизайн определяет не только форму вещи, но во многом и само отношение к ней. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота обслуживания и другие эргономические (т. е. облегчающие использование предмета и создающие удобства для человека) характеристики. Проектируемый предмет дизайн рассматривает как часть целого, предметного комплекса даже в том случае, если последний не проектируется одновременно с этим предметом. Согласуя проектируемые предметы между собой по функциональному назначению, форме, цвету, размеру и другим характеристикам, дизайнеры формируют целостные и эстетически совершенные комплексы предметного окружения, позволяющие достигнуть необходимого комфорта для потребителей.
Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Однако, дизайн решает более широкие социально-технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
Сегодня дизайн это образ мысли сегодняшнего человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, соображать, реагировать, прогнозировать, проектировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.
2.Особенности развития современного дизайна.
Мы попытаемся дать наиболее полную картину того, что происходит с дизайном в наши дни.
Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Ориентированный на широкие слои потребителей, и, прежде всего, людей со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональные процессы и расположение оборудования. Рациональная компоновка предметов в значительной степени повышает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире.
Сегодня дизайн вместе с архитектурой и декоративно-прикладным искусством отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учету национальных традиций, преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей, к самым различным аспектам художественного формообразования. И все это во взаимосвязи с индустриальным производством и в условиях возрастающего влияние научно-технического прогресса. Под влиянием изменения реальных условий меняется и подход к сфере деятельности дизайнера, постепенно вырисовываются ее границы, четче выявляется то главное, за что несет ответственность именно дизайнер.
Сейчас, помимо промышленного (индустриального) дизайна, мы говорим о дизайне интерьера и ландшафтном дизайне, графическом дизайне и дизайне экспозиции, самым же популярным и поднятым на уровень истинного шоу-бизнеса является дизайн одежды (английский «fashion» или французский «haute couture»). Все эти виды актуальны сейчас.
3.Основные пути развития современного дизайна. Преобразования в
сфере.
Сегодня дизайн
представляет собой
«Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.»
Именно на идеях Виктора Папанека (1924-1998),а именно на его книге «Дизайн для реального мира», будет основано дальнейшее рассуждение и выявление одной из перспектив развития современного дизайна.
Виктор Папанек – практик и теоретик дизайна. Работая в середине XX-го века в области дизайна, он сетовал за осмысленный подход в проектировании и проповедовал так называемый «интегрированный» дизайн.
Он определил свою позицию, сформулировав ее в дилемме: «Что важнее и лучше — работать для миллионов или заставлять их с помощью дизайна приобретать миллионы все новых и новых вещей?» «Промышленный дизайн, смешивая в безумных пропорциях все безвкусные глупости, которыми вразнос торгуют рекламщики, прочно удерживает второе место. Еще никогда в истории человечества взрослые люди не занимались всерьез проектированием электрических расчесок, коробок для файлов, украшенных стразами, и туалетных ковриков из меха норки, а затем не составляли подробные планы производства и сбыта этих безделок миллионам потребителей. Раньше (в «добрые старые времена») человек, которому нравилось уничтожать себе подобных, становился генералом, владельцем угольной шахты или же занимался изучением ядерной физики. Сегодня с помощью промышленного дизайна убийство запущено в серийное производство. Проектируя преступно небезопасные для жизни автомобили, которые убивают или калечат до миллиона человек в год во всем мире, создавая все новые виды мусора, захламляющего и уродующего пейзажи, а так же ратуя за использование материалов и технологий, загрязняющих воздух, которым мы дышим, дизайнеры становятся по-настоящему опасными людьми. Тем более что всем навыкам, присущим данной профессии, они старательно обучают молодежь».
Единственно верное и перспективное направление работы дизайнеров — это дизайн для реальных человеческих потребностей, а не искусственно инициируемых желаний обладания престижными вещами, основанных на фетишизации вещи-товара и потребительской психологии, воспитываемой рекламой.
В. Папанек выделяет ряд социально важных проблем, остающихся без внимания дизайнеров:
Информация о работе Перспективы развития современного дизайна, проблемы экологии в дизайне