Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:06, реферат
Дизайн как широчайшая художественная сфера деятельности человека, направленная на мудрое и творческое решение человеческих проблем появилась довольно давно. Само слово design появилось в 16 веке и употреблялось во всей Европе. С тех пор дизайн прогрессировал, развивался, претерпел Промышленную революцию (началась в Великобритании в последней трети 18 века приняла в первой половине 19 века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки) и продолжает развиваться и по сей день.
Совокупность идей, рассмотренных в книге В. Папанека, по существу представляет собой манифест дизайна будущего, призванного посвятить свое творчество (вместе с другими специалистами)реальному повышению качества жизни людей.
Но важнейшая перспектива развития дизайна, которая сейчас становится лозунгом дизайна по всему миру-это спасение экологии, и потому потребность дизайн стремится к чистому производству, использованию материалов вторичной переработке, использованию экологически чистых материалов.
Но также в обязанности дизайна входит проектирование новых систем, восстановлению и сохранению экологии.
4.Связь экологии и дизайна.
Эта часть данной работы будет рассмотрена особенно подробно, поскольку приходится актуальной не только в дизайне сегодня, но и во всем мире.
Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, – это попытка гармонизации отношений в системе «человек – природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.
Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне – создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.
Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры
По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн – вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды…»
Таким образом, экологический дизайн - одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Основными принципами экологического дизайна являются:
Во главу угла становится проблема рациональности, дизайнер как социально ответственный активный субъект мира в своей деятельности должен учитывать оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации.
Виктор Папанек так описывает возникновении и сохранении экологии:
«Проблемы загрязнения окружающей среды и экологические угрозы, которые начали замечать в 1960-1970 годы, часто пытались решить наспех, «мелким технологическим ремонтом». Теперь, спустя несколько десятилетий, мы понимаем, что многие из этих временных решений только маскировали и обостряли проблемы. Подтверждение этому –кислотные дожди.»
И называет 7 частей цикла «загрязнении через продукцию»:
1. Уничтожаются природные ресурсы; более того, эти ресурсы чаще всего
невосполнимы.
2. Сам процесс открытой добычи полезных ископаемых, карьерных разработок и т.п. создает фазу загрязнения (форма 1 и 2, фаза 1).
3. Процесс производства
как таковой вызывает еще
окружающей среды (фаза И).
4. Тот же процесс производства вызывает отчуждение и обезличивание рабо- чих.
5. Упаковка (это в принципе повторение фаз I и 2).
6. Использование продукции
вызывает дальнейшее
отчуждение пользователей и их обезличивание (фаза 3).
7. Наконец, превращение продукции в отходы создает еще более долговременные источники загрязнения (фаза 4).
« Вмешательство дизайнеров во все сферы деятельности должно быть минимальным и чутким. Например, если мы обнаружили, что окраска тканей с помощью индиго создает в Западной Африке очаги размножения мух цеце и комаров Anopheles и, следовательно, способствует распространению малярии и сонной болезни, решение проблемы – не отказ от красилен, а введение биологических методов контроля.»
5. Предпринимаемые способы решения проблем в экологическом дизайне.
1.Мобильное озеленение города
Мобильные системы озеленения – это озеленение города, реализуемое за счет конструктивных элементов, которые могут внедряться, перемещаться, а при необходимости и вовсе убираться из городской ткани. Они необходимы в условиях уплотненной застройки центральной части города или при создании рекреации в сжатые сроки. Это легко монтируемые системы, имеющие мобильный, переносной характер, которые позволяют среде города регулярно изменяться, быть более разнообразной, неоднородной и интересной для жителей города. Мобильные системы озеленения – один из способов внедрения в структуру города так необходимых для человека зеленных элементов.
Мобильные системы озеленения играют три основных роли:
(заключается в обеспечении
функционального разнообразия
(заключается в формировании
полноценного пространства
(заключается в создании
благоприятных условий в
Мобильность систем озеленения достигается за счет:
2.Studio Swine
Крошечные частицы пластика, обработанные морем, порожденные десятилетиями беспорядочного сброса. Мы все можем видеть их на пляжах: они отличаются по тону от песка и содержат в себе токсические вещества, губительные для рыбы, которая часто проглатывает эти частицы. Это серьезная проблема, поэтому правительства разных стран сегодня начинают предоставлять вознаграждение рыбакам, которые приносят свои отходы на берег.
Компания Studio Swine создала устройство, Nudler, которое позволяет выделять и собирать эти частицы, которые затем промываются и превращаются в новый пластик отличного качества, сравнимы с исходным материалом. Идея состоит в том, чтобы сделать машину, которую можно установить прямо на судно, в результате чего оно превратится в плавающий завод по переработке пластика. И помогает в то же время спасти море. Nurdler и стул Sea из этого морского пластика завоевали на 23 Биеннале дизайна в Любляне золотую медаль и Green Award.
3.Эрик де Лоран.
Рыбью чешую, тонны которой выбрасываются каждый день на рынках и в ресторанах, Эрик де Лоран использует в качестве единственного компонента в материале, напоминающем пластик, из которого он делает оправы для очков и чашки. По словам дизайнера, «проект является вызовом для обычного представления о промышленном дизайне и поиском альтернатив, имеющих социальные и экономические последствия»
4. «Зеленые» районы в Ванкувере.
На месте бывшей промзоны в центре Ванкувера по проекту архитектораРоджера Бейли соорудили несколько «зеленых» районов. На крышах домой сады и огороды, отопление производится при помощи генераторов, рекуперирующих тепло из канализации, электроэнергия берется от солнечных батарей, а вода в туалете дождевая.
Зеленые районы занимают 5% площади Ванкувера. Она тратят на 50% меньше энергии, чем другие.
Экономия энергии происходит следующим образом:
Тепловой насос вытягивает энергию из канализационных стоков, нагревает воду в контуре, и вода поступает в отопительную систему. В самих домах
энергоэффективность достигается за счет материалов, расположения и количества окон с переменной прозрачностью, естественной вентиляции и светодиодных ламп. Потребление воды сокращено на 50% за счет того, что дождевая вода собирается с крыш и направляется в туалеты. Также сделаны тепловые потолки, где прокачивается горячая вода зимой и холодная летом. Те дома, которые получают больше солнечной энергии, передают тепло соседним.
Заключение
Таким образом, мы пришли к выводу, что перспективы развития дизайна распространяются не в сферу украшательства и создания все большей ненужной продукции, а в сферу глобальную, полезную для всего человечества. Потому как дизайн – это особый образ мыслей, который должен работать на большие цели.
Но все же главная перспектива в развитии дизайна-это экологический дизайн, поскольку человечество подошло к той границе своего развития, когда техногенный катастрофа 21 века огромна, и баланс между человеком и природой нарушен.
Наша гипотеза подтвердилась.
Литература
1. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев .– М.: Высш. шк., 2002.
2. Минервин Г. Б., Шимко В. Т., Ефимов А. В. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004.
3. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству / В. И. Иовлев.- Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).
4. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре / В. И. Иовлев.- Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).
5. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. / Н.А. Ковешникова.- М.:Омега-Л, 2009.
6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие / В. Ю. Медведев .- 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2009.
7. Минервин Г. Б.
Архитектоника промышленных
8. Михайлов С. и др. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь справочник. Казань: ДАС, 1994.
9. Михайлов С. ,Михайлова А. История дизайна. Краткий курс/С. Михайлов, А. Михайлова.- М.: Союз дизайнеров России, 2004.
10. Панкина М.В. Экологическая парадигма дизайна / М.В. Панкина.- Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2.
11. Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. –М.:Д. Аронов, 2012.
12. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис. канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010.
13. http://ru.wikipedia.org/
Приложение
1.Мобильное озеленение города
сад на крыше домов в Торонто
Зеленые парковки
2.Studio Swine.
3.Эрик де Лоран.
Информация о работе Перспективы развития современного дизайна, проблемы экологии в дизайне