Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа
Конституционные проекты Пестеля и Муравьева являются одними из первых документов в истории России, так кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России. Они являлись конкурирующими программными документами, несходные между собой в некоторых принципиальных вопросах. Одним из таких вопросов, к примеру, было физическое уничтожение царской семьи. Пестель считал, что во избежание реставрации монархии царская семья должна быть полностью уничтожена физически до последнего человека и горячо отстаивал свое мнение. Конституция Муравьева предусматривала конституционную монархию.
Введение.
1. Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов.
1.1 Французская революция - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.
1.2. Распространение в России в начале XIX века идей французских просветителей.
2. «Русская Правда» Пестеля.
2.1 Форма государства по «Русской Правде» и Временное революционное правительство в понимание декабристов.
2.2 Демократические преобразования в сфере прав человека. Решение аграрно-крестьянского вопроса.
2.3 Решение национального вопроса в «Русской правде».
Заключение.
Список использованных источников.
Пестель и его "Русская правда".
Реферат 20 страниц.
послать в электроне работу под Поверпойнт.
18.11.09 взял до 23.11.09
Содержание:
Введение.
1. Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов.
1.1 Французская революция - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.
1.2. Распространение в России в начале XIX века идей французских просветителей.
2. «Русская Правда» Пестеля.
2.1 Форма государства по «Русской Правде» и Временное революционное правительство в понимание декабристов.
2.2 Демократические
2.3 Решение национального вопроса в «Русской правде».
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
В 1816 г. В Петербурге молодые офицеры-дворяне создали первое русское тайное революционное общество под названием «Союз спасения». Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества – «Северное» с центром в Петербурге и «Южное» на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.
В Северном обществе главную
роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой,
а позже известный поэт Кондратий
Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых
республиканцев. В Южном обществе
главным руководителем был
Эти тайные общества, названные
впоследствии по дате восстания декабристами,
хотели поднять революционное
Было решено выступить
в момент смены императора на престоле.
После смерти Александра I возникло
междуцарствие
Декабристы решили помешать
войскам и Сенату принести присягу
новому царю. Затем хотели войти
в Сенат и потребовать
Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить ее основной закон - конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать революционный манифест, было решено принудить его к тому силой. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью должны были арестовать. В случае необходимости предполагалось убить царя. Тем временем, так думали декабристы, со всех сторон съедутся в Петербург избранные по губерниям депутаты. Рухнет самодержавие и крепостничество.
Но не все задуманное свершилось. Удалось поднять на восстание не все намеченные полки, а в процессе восстания был потерян контроль над рядом уже восставших полков. Большую роль в подавлении попытки восстания сыграл большой моральный авторитет в войсках царских генералов. Этого авторитета явно не хватало молодым руководителям восстания. Декабристы побоялись привлечь к восстанию народ: он мог бы пойти дальше, чем они рассчитывали. А дальше царская картечь положила конец первому русскому революционному восстанию.
1. Влияние западноевропейских
1.1 Французская революция - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.
Формирование декабристкой идеологии - необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристских организаций, разработки ими программных политических документов, а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи.
Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить на два этапа:
1) период до Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влиянием идей Просвещения и Великой Французской революции (с учетом как положительных, так и негативных моментов),
2) период Отечественной
войны 1812 года, заграничных походов
1813-1814 года, пребывание русского
оккупационного корпуса графа
Воронцова во Франции в 1815-
Общественное движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом освободительного движения в Европе. «Французская революция конца XVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции» - писал Ленин2. И поэтому великое общественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.
Декабристы относились к ней неоднозначно. Они в своем большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы, провозглашенные в «Декларации прав» 1789 года. Несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы («власть толпы», якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона), а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных положительных последствий революции. П. И. Пестель показывал: «Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений»3. Таким образом, осуждение “ужасов французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, «эпоха французской революции- великая эпоха, что эпоха человека и разума»4. Критика “крайностей” французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов.
1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей.
Французская философия и
общественно-политические теории XVIII века,
явившаяся идеологической подготовкой
буржуазной революции, дали сокрушительную
критику отжившего феодального
порядка Франции. Эта революционная
идеология находила живой отклик
у передовых людей России, видевших
отсталость самодержавно-крепостнических
порядков. Их читали в подлиннике: знание
французского языка являлось обязательным
для каждого образованного
Во время следствия
каждому декабристу задавался вопрос:
«С которого времени и откуда заимствовали
вы свободный образ мыслей, то есть
от сообщества ли, или внушения других;
или от чтения книг или сочинений
в рукописях и каких именно?»
Влияние Французских
2. «Русская Правда» Пестеля.
2.1 Форма государства по «Русской
Правде» и Временное
В августе 1816 года Павел Пестель стал членом «Союза спасения». В это тайное общество, созданное в Петербурге 9 февраля 1816 года по предложению подполковника Генерального штаба Александра Муравьёва, вошли молодые офицеры Никита Муравьёв, братья Сергей, Матвей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якушкин, князь Сергей Трубецкой, князь Фёдор Шаховской, отставной ротмистр кавалергардского полка Михаил Лунин и племянник писателя Н.И.Новикова – масон Михаил Николаевич Новиков. Он-то и ввёл в общество Пестеля.
Целью общества, положившего
начало новому в России движению, названному
потом движением декабристов, было
добиться отмены крепостного права
и ограничить самодержавную власть
царя конституцией. Составить конституцию
взялся Пестель. Он считал, что нужно
«приуготовить наперёд план Конституции
и даже написать большую часть
уставов и постановлений, дабы с
открытием революции новый
Первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания предложений Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным документом всего Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля – «Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления». Как следует из названия, этот документ должен был служить «наказом» Временному революционному правительству. Члены Южного общества - сторонники Пестеля придавали длительной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществления революционных преобразований. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, «раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование»/2, с.124/. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу - необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. «Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония». Но «постепенность» в ходе государственного преобразования понималась Пестелем «не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией»7. Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.
В диктатуре временного правительства сторонники Пестеля видели гарантию от возможных междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от «ужасов безначалия», то есть народного восстания, с другой от любых контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России республику в той форме, в какой она изложена в «Русской Правде». По окончание десятилетнего переходного периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на основе принципов «Русской Правды».
«Русскую Правду» декабристы предлагали обнародовать одновременно с «Манифестом к русскому народу», провозглашающим свержение старого режима и установление революционной власти. «Русская Правда» должна была показать народу, какие права он получил, а правительству – обязанности, на него возложенные. По плану Пестеля «Русская Правда» состояла из десяти глав: в первой главе речь шла о границах государства и его административное деление; во второй - о различных народах России и путях решения национального вопроса; в третьей - о сословиях, то есть о ликвидации сословного строя и установление единого гражданства на принципах всеобщего равенства перед законом; в четвертой – «о политическом и общественном состоянии, то есть о политических правах граждан»; в пятой – «о гражданском или частном состоянии народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях гражданского частного права в отношение лиц, имуществ и различных взаимных между гражданами сношений»; в седьмой - о министерствах и местных органах власти; в восьмой – «о частях применения, устраивающих государственную безопасность как внешнюю, так и внутреннюю, то есть об юстиции, полиции, внешних сношениях, военных и морских силах»; в девятой об «управлении общественным благосостоянием», то есть о финансах, народном хозяйстве, а также о просвещение и «духовных делах»; и наконец, десятая глава – «долженствовала содержать род наказа для составления общего государственного свода законов или Уложения и представить главнейшие правила или, так сказать, оглавление сего полного и общего Государственного Уложения». Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На следствии Пестель показывал, что смог написать лишь не более половины задуманного им текста «Русской Правды».
2.2 Демократические
В «Русской Правде» была намечена и широкая программа демократических преобразований, в центре которых находиться охрана личности и частной собственности.
«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства» - говорится в «Русской Правде» - «На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия». Провозглашается неприкосновенность личности жилища граждан: «Никто из граждан не должен быть лишен и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом. Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей. В дом гражданина никто войти не может без его согласия»8.