Пестель и его "Русская правда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Конституционные проекты Пестеля и Муравьева являются одними из первых документов в истории России, так кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России. Они являлись конкурирующими программными документами, несходные между собой в некоторых принципиальных вопросах. Одним из таких вопросов, к примеру, было физическое уничтожение царской семьи. Пестель считал, что во избежание реставрации монархии царская семья должна быть полностью уничтожена физически до последнего человека и горячо отстаивал свое мнение. Конституция Муравьева предусматривала конституционную монархию.

Содержание

Введение.
1. Влияние западноевропейских идей на мировоззрение декабристов.
1.1 Французская революция - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.
1.2. Распространение в России в начале XIX века идей французских просветителей.
2. «Русская Правда» Пестеля.
2.1 Форма государства по «Русской Правде» и Временное революционное правительство в понимание декабристов.
2.2 Демократические преобразования в сфере прав человека. Решение аграрно-крестьянского вопроса.
2.3 Решение национального вопроса в «Русской правде».
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Пестель и его Русская правда.docx

— 39.83 Кб (Скачать файл)

 

 Пестель и его "Русская  правда".

Реферат 20 страниц.

послать в электроне работу под Поверпойнт.

18.11.09 взял до 23.11.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение.

1. Влияние западноевропейских  идей на мировоззрение декабристов.

1.1 Французская революция  - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.

1.2. Распространение в России  в начале XIX века идей французских просветителей.

2. «Русская Правда» Пестеля.

2.1 Форма государства по  «Русской Правде» и Временное революционное правительство в понимание декабристов.

2.2 Демократические преобразования  в сфере прав человека. Решение аграрно-крестьянского вопроса.

2.3 Решение национального вопроса в «Русской правде».

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В 1816 г. В Петербурге молодые  офицеры-дворяне создали первое русское тайное революционное общество под названием «Союз спасения». Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества – «Северное» с центром в Петербурге и «Южное» на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.

В Северном обществе главную  роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, а позже известный поэт Кондратий  Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе главным руководителем был полковник  Павел Иванович Пестель.

Эти тайные общества, названные  впоследствии по дате восстания декабристами, хотели поднять революционное восстание  в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный  закон - революционную конституцию.

Было решено выступить  в момент смены императора на престоле. После смерти Александра I возникло междуцарствие правительственный  кризис, выгодный для революционеров.

Декабристы решили помешать войскам и Сенату принести присягу  новому царю. Затем хотели войти  в Сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором  будет объявлено об отмене крепостного  права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова, собраний, вероисповедания и о  созыве учредительного собрания выбранных  народом депутатов1.

Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить ее основной закон - конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать революционный манифест, было решено принудить его к тому силой. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью должны были арестовать. В случае необходимости предполагалось убить царя. Тем временем, так думали декабристы, со всех сторон съедутся в Петербург избранные по губерниям депутаты. Рухнет самодержавие и крепостничество.

Но не все задуманное свершилось. Удалось поднять на восстание  не все намеченные полки, а в процессе восстания был потерян контроль над рядом уже восставших полков. Большую роль в подавлении попытки  восстания сыграл большой моральный  авторитет в войсках царских  генералов. Этого авторитета явно не хватало молодым руководителям восстания.  Декабристы побоялись привлечь к восстанию народ: он мог бы пойти дальше, чем они рассчитывали. А дальше царская картечь положила конец первому русскому революционному восстанию.

1. Влияние западноевропейских идей  на мировоззрение декабристов.

1.1 Французская революция - источник формирования декабристкой идеологии. Влияние идей французских просветителей.

Формирование декабристкой идеологии - необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристских организаций, разработки ими программных политических документов, а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи.

Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить  на два этапа:

1) период до Отечественной  войны 1812 года, характеризующийся  влиянием идей Просвещения и  Великой Французской революции  (с учетом как положительных,  так и негативных моментов),

2) период Отечественной  войны 1812 года, заграничных походов  1813-1814 года, пребывание русского  оккупационного корпуса графа  Воронцова во Франции в 1815-1818 годах.

Общественное движение в  России в начале XIX века было связано  с общим подъемом освободительного движения в Европе. «Французская революция  конца XVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который  дал всему человечеству цивилизацию  и культуру, прошел под знаменем Французской революции» - писал Ленин2. И поэтому великое общественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.

Декабристы относились к  ней неоднозначно. Они в своем  большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы, провозглашенные  в «Декларации прав» 1789 года. Несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы («власть толпы», якобинский террор, завершившийся термидором и затем утверждение диктатуры Наполеона), а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных положительных последствий революции. П. И. Пестель показывал: «Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений»3. Таким образом, осуждение “ужасов французской революции” не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, «эпоха французской революции- великая эпоха, что эпоха человека и разума»4. Критика “крайностей” французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных в конечном счете результатов.

1.2. Распространение в России  вначале XIX века идей французских  просветителей.

Французская философия и  общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической подготовкой  буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего феодального  порядка Франции. Эта революционная  идеология находила живой отклик у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических  порядков. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России. Идеи передовых мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы  образованному русскому обществу, особенное  распространение в России получили произведения французских просветителей  и философов XVIII века. Эти произведения переводились и на русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки напечатать собрание сочинений. Кроме того, многие произведения идеологов буржуазной революции переводились и распространялись в списках.

Во время следствия  каждому декабристу задавался вопрос: «С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли, или внушения других; или от чтения книг или сочинений  в рукописях и каких именно?»  Влияние Французских просветителей, литературы французских и английских публицистов неоспоримо - оно чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение английской конституции и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое влияние на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. А. А. Бестужев показывал: «Первая же книга, развернувшая во мне желание конституции для моего отечества, была «О конституции Англии»5. При ответах на источники формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей и воспитателей. Вот что на следствие говорил А. М. Муравьев: «Уже в детстве внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька – швейцарец Бидо, который возвратился потом в свою родину»6. А вот, что позднее писал декабрист Роден в воспоминаниях: «Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском юношестве первые семена революции».

2. «Русская Правда» Пестеля.

2.1 Форма государства по «Русской  Правде» и Временное революционное  правительство в понимание декабристов.

В августе 1816 года Павел Пестель  стал членом «Союза спасения». В это  тайное общество, созданное в Петербурге 9 февраля 1816 года по предложению подполковника  Генерального штаба Александра Муравьёва, вошли молодые офицеры Никита Муравьёв, братья Сергей, Матвей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якушкин, князь Сергей Трубецкой, князь Фёдор Шаховской, отставной  ротмистр кавалергардского полка Михаил Лунин и племянник писателя Н.И.Новикова – масон Михаил Николаевич Новиков. Он-то и ввёл в общество Пестеля.

Целью общества, положившего  начало новому в России движению, названному потом движением декабристов, было добиться отмены крепостного права  и ограничить самодержавную власть царя конституцией. Составить конституцию  взялся Пестель. Он считал, что нужно  «приуготовить наперёд план Конституции  и даже написать большую часть  уставов и постановлений, дабы с  открытием революции новый порядок  мог сейчас же быть введен сполна».

Первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения  этого документа обсуждались  на первом съезде в январе 1923 году. Здесь  было решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания  предложений Пестеля. На следующем  съезде в январе 1823 года Пестель  сделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был  обсужден по всем пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный  проект Пестеля хотя и носил авторский  индивидуальный характер, но все же являлся программным документом всего Южного общества.

 

Полное название конституционного проекта Пестеля – «Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления». Как следует из названия, этот документ должен был служить «наказом» Временному революционному правительству. Члены Южного общества - сторонники Пестеля придавали длительной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществления революционных преобразований. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, «раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование»/2, с.124/. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу - необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. «Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония». Но «постепенность» в ходе государственного преобразования понималась Пестелем «не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией»7. Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.

В диктатуре временного правительства  сторонники Пестеля видели гарантию от возможных междоусобиц. С одной  стороны, оно должно было определить от «ужасов безначалия», то есть народного восстания, с другой от любых контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России республику в той форме, в какой она изложена в «Русской Правде». По окончание десятилетнего переходного периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на основе принципов «Русской Правды».

«Русскую Правду» декабристы предлагали обнародовать одновременно с «Манифестом к русскому народу», провозглашающим свержение старого режима и установление революционной власти. «Русская Правда» должна была показать народу, какие права он получил, а правительству – обязанности, на него возложенные. По плану Пестеля «Русская Правда» состояла из десяти глав: в первой главе речь шла о границах государства и его административное деление; во второй - о различных народах России и путях решения национального вопроса; в третьей - о сословиях, то есть о ликвидации сословного строя и установление единого гражданства на принципах всеобщего равенства перед законом; в четвертой – «о политическом и общественном состоянии, то есть о политических правах граждан»; в пятой – «о гражданском или частном состоянии народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях гражданского частного права в отношение лиц, имуществ и различных взаимных между гражданами сношений»; в седьмой - о министерствах и местных органах власти; в восьмой – «о частях применения, устраивающих государственную безопасность как внешнюю, так и внутреннюю, то есть об юстиции, полиции, внешних сношениях, военных и морских силах»; в девятой об «управлении общественным благосостоянием», то есть о финансах, народном хозяйстве, а также о просвещение и «духовных делах»; и наконец, десятая глава – «долженствовала содержать род наказа для составления общего государственного свода законов или Уложения и представить главнейшие правила или, так сказать, оглавление сего полного и общего Государственного Уложения». Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На следствии Пестель показывал, что смог написать лишь не более половины задуманного им текста «Русской Правды».

 

 

2.2 Демократические преобразования  в сфере прав человека. Решение  аграрно-крестьянского вопроса.

В «Русской Правде» была намечена и широкая программа демократических преобразований, в центре которых находиться охрана личности и частной собственности.

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого  гражданина и священная обязанность  каждого правительства» - говорится в «Русской Правде» - «На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия». Провозглашается неприкосновенность личности жилища граждан: «Никто из граждан не должен быть лишен и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом. Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей. В дом гражданина никто войти не может без его согласия»8.

Информация о работе Пестель и его "Русская правда"