Печать Сибири после Великой Отечественной Войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Первые послевоенные месяцы для журналистики оказались особенно сложными. Приходилось резко перестраивать ее характер и содержание, направлять усилия масс на восстановление разрушенного войной хозяйства. В руинах лежали более 70 тысяч городов, поселков и деревень. Почти полностью были разрушены Сталинград, Севастополь, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Орел, Харьков, Ростов-на-Дону и многие другие города.

Вложенные файлы: 1 файл

Голубев.docx

— 69.75 Кб (Скачать файл)

В 1920 году выпуск газеты возобновлен. В этот период газету редактировал Георгий Ржанов: «Я вспоминаю Иркутск с самого начала 20-х годов. В городе царили разруха, голод. И именно в это время и в этих условиях, под удаляющиеся раскаты Гражданской войны в Сибири, мы приступили к собиранию молодых литературных сил. Эту роль небезуспешно выполняла наша губернская газета "Власть труда». С газетой постоянно сотрудничали писатель Павел Нилин, автор романов «Жестокость» и «Испытательный срок», иркутский поэт и журналист Иосиф Уткин, писатель-юморист Ярослав Гашек. При редакции был создан журналистский кружок, который затем преобразовался в Иркутское литературно-художественное объединение.

В середине 20-годов «Власть  труда» въехала в помещение по адресу ул. Карла Маркса, дом 13, где  редакция находилась вплоть до 1974 года.

С 1930 года, одновременно с изменением административно - территориального деления Сибири, «Власть труда» изменила название и стала выходить как газета Восточно-Сибирского края – «Восточно-Сибирская правда».

В годы Великой Отечественной войны из-за нехватки бумаги «Восточно-Сибирская правда» издавалась на двух полосах пять раз в неделю. В эти годы газета регулярно публиковала материалы под рубриками «Фронт опирается на крепкий тыл», «Тыл помогает фронту», внедряла всенародные почины по сбору средств в фонд обороны, подарков и теплых вещей. Сотрудничество с «Восточкой» в эти годы помогло формированию и раскрытию писательского таланта А. Гайдая, Е. Жилкиной, А. Зверева, В. Козловского, А. Кузнецовой, Л. Кукуева, Г. Кунгурова, Б. Левантовской, Ю. Левитанского, И. Луговского, В. Мариной, Г. Маркова, И. Молчанова-Сибирского, П. Маляревского, А. Ольхона, К. Седых, Д. Сергеева. Среди лучших журналистов тех лет – А. Калиниченко, Е. Бандо, В. Маккавеев, Л. Огневский. Редактором газеты в войну и первые послевоенные годы был Сергей Иванович Семин.

В 50-60-е годы газету возглавила Елена Яковлева. В этот период газета освещала ход строительства промышленной базы Восточной Сибири: возведение каскада гидростанций на Ангаре, строительство алюминиевых и целлюлозных заводов, возведение новых городов – Братска, Усть-Илимска, Саянска.

В 70-е годы в Восточно-Сибирской  правде работали выпускники отделения журналистики. Это Г. Бутаков, М. Ивкин, А. Антоненко, Г. Кузнецов, В. Кашевский, Э. Климова. В разные годы её авторами были писатели Анатолий Шастин, поэты Марк Сергеев, Анатолий Кобенков, Ростислав Филиппов. В 1967 году газета «Восточно-Сибирская правда» была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 году редакция газеты занимала два этажа в иркутском Доме печати (ул. Советская, д. 109).

Константин Григорьевич  Карнышев (1927 - 2004 г.г.)

Лауреат Госпремии республики в области литературы, член союза  писателей СССР. Проза, в том числе в отдельных изданиях "Сугробы" (1972), "Странствия Горбоносова" (1975), "Хрустальные льды" (1976), "Сокровенные желания" (1986), "Повести" (1988), "Звери и люди" (1991): роман "Родова", повести "Злое время", "Коромыслов", "Тонкий стебелек", "Чудодей", рассказы "Бессмертие - обида", "Бревна", "Ветер над крышей", "Далекие дни", "Жизнь хомячка", "Злое время", "Кормилица", "Коротышка", "Кромешная тьма", "Плачет сердце", "Поминальный день", "Последний лай", "Последний нонешний денек", "Приход осенней погоды", "Пурга на мысе Бакланьем", "Разноцветные камешки", "Россыпи", "Русская смерть", "Санная дорога" (первая литературная публикация, журнал "Дальний Восток", 1968), "Ссора", "Такая большая, большая зима", "Удивительное утро", "Ходячая смерть", "Щучье озеро" и другие. Лирические миниатюры.

Родился в крестьянской семье. Учился в Оймурской семилетней и Кударинской средней школах, на флоте во время Великой Отечественной войны - в Школе военно-морских специалистов, после войны окончил вечернюю среднюю школу в Улан-Удэ и отделение журналистики Высшей партийной школы в Хабаровске. Трудовую жизнь начал в тринадцатилетнем возрасте на рыбных промыслах, после армии работал заведующим клубом в родном селе, воспитателем общежития и техником на Улан-Удэнском авиазаводе, литературным сотрудником в газетах "Молодежь Бурятии" (Улан-Удэ), "Ленинское знамя" (Кяхта), "Джидинская правда" (Петропавловка), "Северный Байкал" (Нижнеангарск), на радио, в журнале "Байкал", преподавал в Бурятском педагогическом институте имени Банзарова, редактировал институтскую многотиражную газету "За педагогические кадры", литературным консультантом и членом правления Союза писателей Бурятии. В шестнадцатилетнем возрасте, прибавив себе год, попал на Тихоокеанский флот, в 1945 освобождал Корею (десанты в Чхонжин и Хыннам) и участвовал в других боевых операциях против японцев, демобилизовавшись по состоянию здоровья в 1947 из Порт-Артура. Член Коммунистической партии (1945). Действительный член Географического общества России (1968). Член Союза писателей СССР (1983). Заслуженный работник культуры Бурятской АССР (1984). Кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, награжден медалями.

Этот писатель однозначно наиболее полно представляет в литературе Бурятии все, что непосредственно  связано с Байкалом массу самых  разнообразных проблем, моментов, точек  зрений, из которых наиболее важны  две, на наш взгляд, наиболее характерные  как для самого Карнышева, так и для великого озера.

Как художник, пристально всматривающийся  в окружающую родную и дорогую  для него действительность, вместе со всеми теми, кто в так называемый "застойный период" жизни видел  за звонкими, представляющими "счастливую советскую жизнь" речами и лживыми, "кривозеркальными" по большей части картинами, в том числе и словесного искусства. Карнышев интуитивно почувствовал шаткость, неистинность всего происходящего вокруг. В тех условиях открыто, публично высказать это можно было только опосредованно - и писатель обратился к тому, что тогда называлось "памятью" ("народной памятью"), т.е. к метафизике индивидуальной эсхатологии.

Имея объектом художественного  отражения такое грандиозное  явление как Байкал, Карнышев всегда справедливо считался писателем-натуралистом, который не мог не обратиться к тому, что обычно называют "описанием природы", находя в этом незамысловатом занятии ответы на самые насущные вопросы. Возникающие при этом аналогии конгениальны, т.е. родственны по образу мысли и по духу.

Петр Николаевич Астраханцев (1929 - 2008 г.г.)

Журналист, краевед-исследователь, поэт. Член союза журналистов России. 
После службы в Советской Армии работал первым секретарем райкома комсомола, затем на партийной работе. С 1958 года П.Н. Астраханцев работает зав. отделом, зам. редактора, а после окончания отделения журналистики высшей партийной школы - редактором районной газеты.

Много лет живет и работает в г. Шахты Ростовской области. Но и вдали от родины он остался привержен  родному Забайкалью. Петр Николаевич исследователь истории Кабанского края. Результатом его исследований стали серии историко-краеведческих очерков, опубликованных в журнале "Байкал", газетах "Правда Бурятии", "Байкальские огни" и книга "О времени и о себе" (Предки и потомки). "Предки и потомки" - это семейное предание, своеобразная летопись старожилов Кабанска семьи Астраханцевых с середины 19 века, которая содержит много ценных сведений об истории Кабанска. 
В Бурятском книжном издательстве в 1978 г. вышла книга "В.М. Серов", написанная совместно с Ольгой Серовой. Декабристам, находившимся в ссылке на территории республики Бурятия посвящена книга "Люди 14 декабря. Историко-биографические очерки" (Ростов-на-Дону, 2002). 

В поэтическом творчестве большое место занимает гражданская  и любовная лирика, стихи о детях  и для детей, о людях своего поколения, о своей малой родине, к которой автор относится  с большой любовью.

Иосиф Еремеевич Тугутов

Родился в крестьянской семье, в улусе Большой Бахтай Аларского района. Учиться грамоте  ему пришлось с 14 лет. Затем были ликбез, семилетка. Получив свидетельство об окончании семилетней школы, сам стал руководителем ликбеза.

Тугутов И.Е. с товарищами создал в Большом Бахтае этнографический кружок. Записывали со слов улусников сказки, предания, и даже отрывки эпоса. Тугутов И.Е. был очень любознателен. Интересовался народными играми, бытом, устным творчеством. После уроков в ликбезе он выпускал стенную газету, боевые листки, писал заметки в республиканскую газету "Бурят-Монгольская правда". Здесь же он начал интересоваться литературой и сам пробовал писать стихи. Начинания паренька горячо поддержал бахтайский большевик Михей Николаевич Ербанов посоветовал ему продолжать литературные опыты. Обаятельная личность Ербанова, его жизненная позиция навсегда остались в памяти Тугутова. И не случайно именно ему он посвятил свой роман-хронику "На четырех ветрах", выпущенный в 1965 г. Бурятским книжным издательством и вновь изданный "Современником" в Москве, в 1981 г,

Первая  книга, написанная И.Тугутовьм, называлась "Наш Денисов" (1932 г.). В ней говорилось о простом мухоршибирском крестьянине Ксенофонте Денисове, который был инициатором организации республиканского хлебного обоза имени ЦК партии. Денисов с рапортом ездил в Москву, а вернувшись оттуда создал девять колхозов.

Почти полтора десятка  лет Иосиф Еремеевич отдал журналистской работе. Был обкором ТАСС, "Правды", "Учительской газеты", работал в аппарате "Бурят-Монгольской правды". Он написал ряд очерков: "У Зонских озер", "Незатухающий пламень", "За Обусой - рекой", "Золотой эшелон", сборник очерков "В долине счастья" и другие.

Иосифа Еремеевича захватывали различные области общественной жизни. За одну весну и лето он экстерном сдал все экзамены на историческом факультете педагогического института имени Доржи Банзарова и получил диплом с отличием. Много лет работал в школах столицы республики и улусов. Долгое время возглавлял созданный им отдел искусств Бурятского филиала Сибирского отделения Академии Наук СССР - комплексного научно-исследовательского института.

Вершиной этнографического творчества Тугутова является его уникальное исследование по этнографии бурят. Его  монографию "Материальная культура бурят" с полным правом можно назвать  энциклопедией: народной жизни. Она  высоко оценена известным историком, археологом и этнографом А.П.Окладниковым. О работе над своей монографией Тугутов писал: "В течение 12 долгих лег, будучи начальником этнографической экспедиции, я побывал почти во всех улусах трех бурятских автономий: Бурятской АССР, Усть-Ордынского и Агинского автономных округов. Заполнил своими руками более девяти тысяч поименных карточек по форме, придуманной самим.

32 тома полевых материалов  хранятся в рукописном фонде  научно – исследовательского  института Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР. На  основании добытых {материалов я и написал докторскую диссертацию об общественном и семейном быте бурят и защитил ее в Институте Востоковедения АН СССР в 1972 г".

Получив высшую степень в  науке, доцент кафедры философии и научного коммунизма Улан-Удэнского сельхозинститута Иосиф Еремеевич Тугутов  стал  первым доктором исторических  наук  среди этнографов народа Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ему было присвоено звание профессора.

И.Е.Тугутов опубликовано свыше 30 научных работ. Художественные произведения и исследования доктора исторических наук, этнографа, писателя И.Е.Тугутова получили у широкого круга читателей и научной общественности высокую оценку и признательность.

Виталий Иннокентьевич Зоркин

(текст: Марина Рыбак)

«Я стал фотографировать с пятого класса. Сначала снимал камерой "Комсомолец" (модель "А"), затем "Любителем", потом громоздким довольно-таки "Фотокором". Когда стал студентом, не расставался с простецкой камерой "Смена-2". Простенькой -- потому что там даже дальномера не было, приходилось "на глазок" ставить расстояние. И если чуть ошибся, снимок получался нерезкий. И вот, когда я был на 5 курсе историко-филологического факультета, мне предложили работу фотокора в газете "Правда Бурятии" в городе Улан-Удэ. Со мной училась Таня Стегачева, папа ее был редактором газеты (Иван Мартынович Стегачев), ему она и сказала, что я неплохо снимаю»

Профессор Виталий  Зоркин, журналист, писатель, фотограф, историк, путешественник, преподает в Иркутском классическом университете ни много ни мало – восемь дисциплин. А еще публикуется в газетах и журналах, ведет передачи на радио, пишет книги… В свои семьдесят три года он по-прежнему жаден до загадок и не жалеет сил, чтобы приподнять с них завесу тайны. Его глаза невозможно увидеть потухшими, а улыбка согрета мальчишеским доверием к жизни и отрицанием скепсиса.

Недавно Виталий  Иннокентиевич отметил двойной  юбилей – 50 лет в журналистике и 40 лет на научно-педагогическом поприще. 

ИГУ он окончил  в 1960-м, вместе с Александром Вампиловым. Тогда его пригласили в Улан-Удэ, в газету «Правда Бурятии». Как фотокорреспондент и спецкор он исколесил республику вдоль и поперек. В 1973 решился на отважную экспедицию: проехал по тундре, по Индигирке и Колыме на собаках полторы тысячи километров – по маршруту писателя-этнографа и фольклориста Богораза-Тана. В 1990-м в составе группы журналистов из Хабаровска повторил водное путешествие Антона Чехова, пройдя 4400 верст на самоходных баржах и военных катерах от Сретенска до Александровска на Сахалине. Результатами этих странствий стали материалы для диссертации, монографии по фольклористике, историко-популярный труд «Сибирские землепроходцы и мореходы». А ведь не счесть еще и научных командировок, всевозможных поездок «с оказиями», в которых, как выразился кто-то из его коллег, «на Зоркина бежали» редчайшие книги, потерянные документы и потрясающие люди – хранители исторической памяти и забытой правды… Виталий Иннокентиевич и сам признает, что ему нередко везло:

Информация о работе Печать Сибири после Великой Отечественной Войны