Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 16:55, автореферат
Цель диссертационного исследования: дать комплексный исторический анализ проблемы становления и развития пионерского движения в 1920-е гг. на территории Верхнего Поволжья, выявить его специфические и типичные черты.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- выявить допионерские детские организации Верхнего
Поволжья, опыт которых использовался при создании первых пионерских отрядов;
рассмотреть процесс возникновения пионерского движения в Верхнем Поволжье в 1922-1923 гг
определить основные этапы развития пионерского движения на территории Верхнего Поволжья в 1920-е гг.
- проанализировать основные партийные и комсомольские решения о пионерской организации, выявить, как директивы центра выполнялись на местном уровне
- исследовать кадровое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть материально-техническое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть основные направления деятельности пионеров на территории Верхнего Поволжья
- проследить динамику численности пионеров Верхнего Поволжья в 1920-е гг. и факторы, влияющие на неё
На правах рукописи
ЛИСТОПАДОВ Дмитрий Юрьевич
ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1922-1929 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ГУБЕРНИЙ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
специальность: 07.00.02 – отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Иваново – 2014
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Научный Ильин Юрий Александрович,
руководитель: доктор исторических наук, профессор
Официальные
Слезин Анатолий Анатольевич,
оппоненты: доктор исторических наук,
профессор,
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», кафедра истории и философии, заведующий
Кудряшов Юрий Владимирович,
доктор исторических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический)
Федеральный университет имени М. В. Ломоносова» программа развития, директор
Ведущая ФГБОУ ВПО «Костромской
организация: г осударственный университет
имени Н.А.Некрасова»
Защита состоится 26 декабря 2014 г. в 9 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева д. 5. ауд. 415
С диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке ФГБОУ
ВПО «Ивановский государственный университет»
и на сайте ФГБОУ
ВПО ИвГУ http://old.ivanovo.
docs/viewcategory/181-teksty-
Ученый секретарь
диссертационного совета Полывянный Дмитрий Игоревич
2
Введение
Актуальность темы диссертацион
обусловлена
тем, что в настоящее время формируется
новая
политика государства в сфере детского
движения. Стремление
молодёжи к самореализации трудно осуществить
без помощи
органов государственной власти. Подобная
помощь детским
объединениям существовала и в Российской
империи, и в Советской
России. Создание общероссийско
государственными
структурами стало актуальной задачей
и для
современной России. Ситуация в современном
российском детском
движении во многом напоминает положение
в начале 1920-х гг.,
когда на фоне большого количества действовавших
различных
детских объединений партия и комсомол
пытались создать
эффективную, лояльную и подконтрольную
государству массовую
детскую организацию.
подчёркивают злободневность исследования истории становления пионерской организации на территории Верхнего Поволжья.
Объектом диссертационного исследования является детское движение в СССР в 1920-е гг.
Предмет диссертационного исследования: становление и развитие пионерского движения региона Верхнего Поволжья в 1922-1929 гг.
Хронологические рамки исследования 1922 - 1929 гг. Нижняя
временная рамка определена решениями
II Всероссийской конференции РКСМ (19 мая
1922 г.). В соответствии с ними в 1922 г. на
территории Верхнего Поволжья появились
первые пионерские отряды. Верхняя временная
рамка обуславливается тем, что именно
в 1929 г. кризис пионерского движения в
стране привел к тому, что на уровне ЦК
ВКП (б) были предприняты меры для коренного
выправления детского движения1. Это означало новый этап деятельности
пионерской организации. Данные временные
рамки были продиктованы и тем обстоятельством,
что в 1929 г. была создана Ивановская
промышленная область, в которую вошли
все губернии Верхней Волги. Эта административно-
Директивы и документы по вопросам детского движения. М.,1962. С. 40-42.
3
Территориальные рамки диссертации
охватывают Иваново-
Вознесенскую, Владимирскую, Ко
губернии, имеющие сходство исторического,
политического,
социально-экономического и культурного
развития. Регион Верхнего
Поволжья имеет специфические проявления
процесса зарождения и
становления пионерской организации.
С другой стороны,
исследование проблемы на материалах
губерний Верхнего Поволжья
даёт возможность выявить и типичные черты
пионерского движения в
Центральной России в 1920-е гг.
Степень изученности темы. Описанию и изучению истории Всесоюзной пионерской организации было посвящено немало работ. Выделим внутреннюю периодизацию отечественной историографии проблемы: 1) 1922-1950-е гг. 2) 1960-е-конец 1980-х гг. 3) рубеж 1980-х-1990-х гг. по настоящее время. В зарубежной историографии заявленная тема практически не рассматривалась.
1922 – 1950-е гг. Первые попытки изучения проблемы пионерского движения были предприняты в 1920-е гг.1 Несмотря на то, что исследователи работали в агитационной манере, они в то же время старались выявить закономерности развития пионерии, не скрывали негативных моментов в работе детского движения. Позитивный процесс, наметившийся в историографии, был приостановлен оформлением командно-административной системы и репрессиями 1930-х гг. Во время репрессий многие организаторы детского движения были репрессированы. Это свело на нет объективное изучение их вклада в создание пионерского движения. В таких условиях исследования по теме свелись к идейно-пропагандистским работам. В это время возникла официальная трактовка истории первых лет работы пионерской организации, согласно которой ее возникновение и дальнейшая деятельность (в русле концепции «от успеха к успеху») происходили под непрерывным руководством ВКП(б)2. Так, в 1948 г. вышла агитационная по характеру работа А.Гусева по истории Всесоюзной пионерской организации, приуроченная к 30-летию ВЛКСМ. В ней
1 Зорин
В. История детского движения в СССР/Партия,
комсомол и юные пионеры.
Материалы 1-х Всесоюзных курсов по подготовке
работников деткомдвижения
СССР/под редакцией ЦБ ЮП при ЦК РЛКСМ.
М., 1925. Яковлев В. Вопросы
деткомдвижения. М.-Л., 1930.
2 В помощь
пионервожатому (История возникновения
и развития пионерской
организации). Ставрополь, 1945.
4
подчёркивается классовый и политический характер деятельности организации, акцентируется внимание на участии пионеров 1920-х гг. в борьбе за знания и в социалистическом строительстве. В работе замалчиваются кризисные моменты пионерской работы, анализ развития и обсуждение проблем подменены набором цитат и ярких фактов, долженствующих засвидетельствовать успехи пионеров под руководством партии и комсомола1.
В послевоенный период возрождается тенденция изучения пионерской организации с позиций научного подхода, с привлечением архивных материалов. Появляется диссертация В.Яковлева по истории детского коммунистического движения в РСФСР2. Её автор рассматривает становление пионерского движения в РСФСР вплоть до
1924 г.
Особого внимания заслуживает попытка
В.Яковлева дать
обзор создания пионерских организаций
в губерниях Верхнего
Поволжья.
В регионе Верхнего Поволжья тоже наблюдаются первые попытки составить историю местной пионерской организации. Уже в
1925 г.
по поручению иваново-вознесенского губкома
комсомола была
написана в агитационно-пропагандистской
манере «История детского
движения в Иваново-Вознесенской организации»3. Предпринимались
и более серьёзные попытки исследования
истории пионерской
организации на краеведческом уровне,
с привлечением архивных
материалов4.
1960-е-конец 1980-х гг. Начало второго периода совпало со временем «оттепели» в стране, которая коснулась всех сторон политической жизни. На изучение истории пионерской организации «оттепель», показавшая необходимость «более живой» истории, также повлияла благотворно. Так, по сравнению с первым периодом изучения истории пионерской организации значительно увеличилось количество исследований5. Облегчился доступ исследователей к
1 Гусев А. Юные пионеры. М., 1948.
2 Яковлев В. Возникновение пионердвижения в РСФСР. М., 1948
3 Государственный архив Ивановской области. Ф. П-288. Оп. 1. Д. 426. Л. 71.
4 Рыжов
В. Город Шуя и Шуйский округ. Шуя, 1930; Из
истории пионерской
организации Владимирской области. Владимир,
1958.
5 См. напр. Яковлев В. Г. Рождение
Всесоюзной пионерской организации имени
В.И.
Ленина. М., 1962. Соколова Э. С., Таборко В.
А. Всесоюзная пионерская организация
имени В.И. Ленина. М., 1963. Страницы истории
юных ленинцев. / Под ред.
И. Г. Гордина, Б. М. Зумбалатова. М., 1976. Из
истории становления и развития
детского коммунистического движения/
Под ред. В. К. Криворученко. М., 1985.
5
архивным материалам, что привело к увеличению приводимого фактического материала в исследованиях.
Традиции
предшествующего этапа также оказали
влияние, что
было естественно. Осталась преемственность
в показе в первую
очередь позитивных моментов истории
пионерской организации 1920-
х гг. Эта история описывалась в общих
чертах: рассматривался
процесс создания первых отрядов, упоминались
ключевые события
пионерской жизни, достижения отдельных
отрядов и пионеров на
местах. Рассмотрение истории пионерской
организации шло в
парадигме: успешность организации доказывается
ростом рядов
пионеров. Работы делали акцент на руководящую
и направляющую
роль партии и организаторскую роль комсомола
по отношению к
пионерскому движению. При этом наблюдался
уход от острых
проблем или их замалчивание. Как правило,
констатировалось
практически полное
отсутствие в досоветский
период детских
организаций,
в лучшем случае говорилось о провале
скаутского
движения, как буржуазно-
противостояние
скаутов пионерам. Упоминаний о кризисе
в
пионерской работе, произошедшем во второй
половине 1920-х годов
(ухудшение кадрового состава,
обеспечения, падение численности пионеров), а соответственно и анализа причин этого кризиса, в литературе данного периода обнаружить не удалось. В работах практически не рассматривалась практика строительства пионерских организаций на местах (за исключением Москвы и Ленинграда). По региону Верхнего Поволжья имелись лишь краткие информационные сообщения о достижениях отдельных отрядов.
Но даже такие рамки создали благоприятные условия для научных исследований. Стали появляться труды по истории пионерского движения на местах, в конкретных регионах. Так, попытка изучить механизм работы пионерской организации в 1920-е гг. в масштабах региона Нижнего Поволжья предпринята в диссертации Л. П. Шестовой1.
В Верхнем Поволжье в 1960-х-середине 1980-х гг. вышел ряд работ агитационно-пропагандистского характера. Как правило, они были приурочены к юбилею комсомола или пионерии и кратко освещали первые годы деятельности губернских пионерских
1 Шестова Л. П. Комсомол Нижнего Поволжья – помощник коммунистической партии в создании и развитии пионерской организации в 1922-1933 гг. Саратов, 1979.
6
организаций Верхнего Поволжья:
вознесенской2, костромской3, ярославской4. Задачей сборников была пропаганда достижений пионерского движения. Как правило, в них описан процесс возникновения пионерской организации (без подробного упоминания предшественников): даты создания первых отрядов в губернии, фамилии руководителей пионерского движения, первых вожатых, также сообщается о появлении пионерских отрядов. Кроме того, приводится перечень основных событий пионерской организации. Основным достоинством данных работ является большой фактический материал. Но данные сборники имеют и недостатки. Как и общесоюзные работы, они обходят вопросы кризиса пионерской организации во второй половине 1920-х гг., плохого кадрового положения, недостаточного материального обеспечения, т.е. пионерская организация показывается только с позитивной стороны. Кроме того, в сборниках имеются фактические ошибки.
На рубеже 1980-1990-х гг., на фоне происходившего процесса распада пионерской организации появляются публикации, в которых ставится под сомнение роль партии в создании пионерской организации, говорится о преемственности скаутов и пионеров, о кризисе детского движения в конце 1920-х годов5. По мнению авторов, в первый период своего существование пионерское движение основывалось на подлинной самодеятельности и творчестве детей, в отличие от 1930-х-1940-х гг., когда в условиях культа личности пионерская организация превратилась в формально-бюрократическую общеобязательную структуру6.
Из монографий конца 1980-х-начала 1990-х гг. необходимо выделить исследование В. А. Кудинова7, в котором были подробно описаны работа ЦК комсомола по созданию пионерской организации,
1 Мы –
молодая гвардия (очерки истории владимирской
организации ВЛКСМ).
Верхневолжское книжное издательство,
Ярославль, 1975
2 Всегда готов! Иваново, 1962; Красногалстучный марш. Ярославль, 1974.
3 Всегда
готовы! Кострома, 1962; Основные даты и события
из истории Костромской
пионерской организации. Кострома, 1972.
4 Забелин Б. А.Первые шаги ярославской пионерии. Ярославль, 1966.
5 О состоянии и перспективах
исследования истории пионерской организации
// Точка
зрения (материалы Всесоюзной научной
конференции «Состояние и развитие науки
о
пионерской организации: проблемы и перспективы»).
Иваново, 1990.
6 Честное
пионерское или уроки истории (Очерки
истории детско-юношеского
движения в России) // Вожатый. 1990.
№ 1, 2, 4-8, 10-12.
7 Кудинов В. А. Большие заботы маленьких граждан. М., 1990.
7
Информация о работе Пионерское движение в 1922-1929 гг. (на материалах губерний Верхнего Поволжья)