Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 16:55, автореферат
Цель диссертационного исследования: дать комплексный исторический анализ проблемы становления и развития пионерского движения в 1920-е гг. на территории Верхнего Поволжья, выявить его специфические и типичные черты.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- выявить допионерские детские организации Верхнего
Поволжья, опыт которых использовался при создании первых пионерских отрядов;
рассмотреть процесс возникновения пионерского движения в Верхнем Поволжье в 1922-1923 гг
определить основные этапы развития пионерского движения на территории Верхнего Поволжья в 1920-е гг.
- проанализировать основные партийные и комсомольские решения о пионерской организации, выявить, как директивы центра выполнялись на местном уровне
- исследовать кадровое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть материально-техническое обеспечение пионерской организации
- рассмотреть основные направления деятельности пионеров на территории Верхнего Поволжья
- проследить динамику численности пионеров Верхнего Поволжья в 1920-е гг. и факторы, влияющие на неё
- Пионерская
организация на территории страны и региона
Верхнего Поволжья возникла на базе опыта
предшествующих детских
организаций (в первую очередь, скаутской),
который активно
применялся в первый период становления
пионерской организации
(1922-1923 гг.).
- Кадровое обеспечение
пионерской организации на
протяжении 1920-х гг. было неудовлетворительным.
Резкий рост
численности организации в 1924-1925 гг. привёл
к кадровому кризису.
В связи с этим комсомол включил административный
и
мобилизационный ресурс: стал направлять
к пионерам членов
ВЛКСМ в порядке нагрузки, проводя для
их обучения курсы,
семинарии и совещания. Однако это не решило
проблемы, подготовка
многих вожатых оставалась неудовлетворительной,
а текучесть
кадров – высокой.
- Материально-техническое обес
движения было в целом неудовлетворительным.
В условиях
необходимости восстановления народного
хозяйства, а впоследствии
начала коллективизации и индустриализации,
деньги на пионеров
выделялись «по остаточному принципу».
- Отход
от скаутской методики работы привёл к
политизации
деятельности пионерской организации,
частичному копированию
комсомольской методики работы. Это вело
к разочарованию пионеров
в организации, к текучести и развалу отрядов.
- 1920-е
гг. были для пионерской организации временем
становления, поиска организационных
форм и методики работы. К
концу 1920-х гг.
пионерская организация
при мощной поддержке
13
партии и комсомола заняла монопольное положение в детском движении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут использоваться для разработки лекционных курсов, а также применяться при строительстве новых детских организаций и корректировке деятельности уже действующих.
Проблематика и выводы диссертации соответствуют
паспорту специальности 07.00.02 – отечественная история,
а именно:
п.4 «История
взаимоотношений власти и общества, государственных
органов и общественных институтов России
и ее регионов», п.6
«История повседневной жизни различных
слоев населения страны на
соответствующем этапе
ее развития»,
п.8 «История развития
различных социальных
групп России, их политической жизни и
хозяйственной деятельности», п.9 «История
общественной мысли и
общественных движений», п.12 «История
развития культуры, науки и
образования России, ее регионов и народов»,
п.25 «История
государственной и общественной
настроений и общественного мнения».
Апробация результатов. Основны
опубликованных исследований отражены в докладах и материалах международных, общероссийских, региональных и вузовских конференций, посвященных различным аспектам политической истории России ХХ века. Среди них важнейшими являются: «100 лет скаутскому движению» (Архангельск, 2008), «Наследие и развитие детского движения. Открытые научно-педагогические чтения» (Москва, 2009), «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (Иваново, 2012—2014), «Областная краеведческая конференция» (Иваново, 2012-2014).
Все основные результаты исследования и выводы полностью отражены в 21 научной работе общим объемом 5,48 п. л. (автора — 5,48 п. л.).
Структура работы. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, основной части из трёх глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений.
14
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается акт
исследования,
ее научная новизна и практическая значимость,
обосновываются хронологические
выделяется объект и предмет, ставятся цели и задачи работы. Также раскрывается методологическая база, даётся историографический и источниковедческий обзор, содержатся сведения об апробации исследования.
Глава 1: «Истоки и начальный период становления пионерского движения».
В первом параграфе «Предшественники пионеров
и создание
первых пионерских
отрядов» исследуются
предшественники
пионерской организации до революции, в первые постреволюционные годы, рассматривается процесс возникновения пионерских отрядов в губерниях Верхнего Поволжья летом 1922-весной 1923 гг.
Изученные материалы позволяют утверждать,
что пионерские
отряды на территории региона Верхнего
Поволжья использовали опыт
предшествующих детских и юношеских
организаций – «Майских
союзов», «потешных», спортивны
пролеткульта, скаутских и юк-скаутских отрядов. Особенно успешно развивалось юк-скаутское движение. После окончания Гражданской войны комсомол занялся строительством подконтрольной детской коммунистической организации. В этом РКСМ помогали лояльные Советской власти скаутмастера.
Первые пионерские отряды в губерниях
Верхнего Поволжья
возникли летом-осенью 1922 г. В их формировании
участвовали как
комсомольские работники (Д. Лавров, Г. Шувалов), так и
скаутмастера (Л. Клоков, Н. Беляков, П. Ефремов и др). Позиции губернских комитетов РКСМ по пионерскому вопросу различались и не всегда совпадали с линией центра. Можно выделить три основных подхода. В Ярославской губернии губком комсомола ответственно подошёл к строительству пионерской организации, и не только выполнял указания ЦК РКСМ, но и выступал с инициативами, многие из которых впоследствии были рекомендованы к распространению. В Иваново-Вознесенской и Владимирской губерниях губкомы РКСМ пошли по более лёгкому пути и просто переименовали несколько спортивных, скаутских и юк-скаутских объединений в пионерские, не вмешиваясь в их практическую деятельность. Это привело к тому, что
15
отряды работали по привычной им допионерской методике.Наконец, в Рыбинской и Костромской губерниях установка ЦК РКСМ на создание пионерских отрядах попросту игнорировалась губкомами РКСМ, т.к. в этих губерниях комсомол негативно относился к скаутской методике работы с детьми.
Подобная разница в подходах не устраивала ЦК РКСМ, который добивался создания единой политической, пролетарской детской организации. К весне 1923 г. стало ясно, что переломить влияние скаутмастеров на местах не удастся без обучения комсомольцев работе с детьми, создания новых отрядов, не работавших по допионерской методике, и более жёсткого контроля со стороны ЦК РКСМ. На XII съезде РКП(б) в апреле 1923 г. пионерскому движению была дана положительная оценка, что означало новый этап его развития. К этому времени в стране насчитывалось 10 тысяч пионеров, из них более 1000 в Верхнем Поволжье. С июля 1922 г. по апрель 1923 г. количество пионеров в регионе выросло в десять раз.
Во втором параграфе «Оформление централизованной пионерской организации (май 1923 – июнь 1924 гг.)» рассматривается этап становления пионерской организации в период от XII съезда РКП(б) до решений XIII съезда партии и VI съезда РЛКСМ, основные решения партийных и комсомольских структур, исследуются изменение методики работы, отход от скаутинга, массовое обучение комсомольских кадров вожатых и чистки в рядах пионеров.
Исследование
показало, что в период с апреля 1923 г. по
июль
1924 г. центральные органы комсомола отказались
от скаутской
методики работы для пионеров, произошёл
переход к работе «по
этапам», привязанным к политическим праздникам.
В регионе
Верхнего Поволжья следствием этого явились
политизация
деятельности пионеров, массово
сформированных на базе старых детских объединений, и чистка оставшихся. Губкомы комсомола не останавливались даже перед сокращением численности пионерской организации, чтобы удалить из неё «нежелательный элемент». Началась замена старых вожатых, имевших опыт скаутской работы, комсомольцами. Однако проведение курсов даже на губернском уровне было очень сложным делом. В то же время пионерская организация региона продолжала постоянно расти за счёт формирования новых отрядов. В июле 1923 г. она насчитывала 2500 пионеров, в ноябре 5800, а к маю 1924 г. 9508
16
человек. Таким образом, она увеличилась на 280% (по стране прирост составлял 167%).
В мае 1924 г. XIII съезд партии (о пионерах делали доклады И.В.Сталин и Н.И.Бухарин) поставил задачу резко увеличить численность организации за счёт детей не только рабочих, но и всех социальных слоёв. ЦК РКП(б) потребовал от партийных организаций, профсоюзов, органов государственной власти оказывать содействие пионерским отрядам. VI съезд комсомола поставил задачу достичь через год численности пионеров в стране 1,5 млн. пионеров.
Глава 2: «Организация пионеров во второй половине 1924-1925 гг.».
В первом параграфе «Нормативно-директивное, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности пионерского движения во второй половине 1924-1925 гг.» изучается политика партии и комсомола по пионерскому вопросу, рассматриваются основные директивы, а также их исполнение на местном уровне в губерниях Верхнего Поволжья, рассматривается кадровое и материально-техническое обеспечение пионерских отрядов.
Делается вывод о том, что во второй половине 1924 –1925 гг. ЦК ВКП(б) и ЦК РЛКСМ предприняли «кавалерийскую атаку» на детское движение, стараясь в кратчайшие сроки сделать пионерскую организацию массовой и эффективной (своего рода «болезнь левизны» в детском движении). Центр выпускал директивы, однако не контролировал в полной мере их выполнение на местах.
Пионерских
работников готовили на курсах, семинариях
и
совещаниях, проводимых на губернском,
уездном и волостном
уровнях. Однако уровень подготовки вожатых
зачастую был
неудовлетворителен. Пионерская
популярностью у комсомольцев, текучесть кадров была высокой.
Материально-техническое
обеспечение отрядов зависело от их
подведомственности и проводилось профсоюзами,
комсомольскими
органами, отделами народного образования.
Хотя после указаний ЦК
РКП(б) объем помощи пионерским отрядам
резко увеличился, но
темпы роста пионерской организации значительно
опережали темпы
роста ее финансирования. Уровень материально-технического
обеспечения отрядов на практике был неодинаков
и зависел от
финансовых возможностей шефа отряда.
Крупные и богатые
профсоюзы, например, на Большо
мануфактуре, были в состоянии обеспечивать подшефные отряды
17
всем необходимым, мелкие организации такой помощи оказать не могли, и зачастую ограничивались оплатой вожатого. В городах остро стоял вопрос о помещениях для работы пионерских отрядов. В деревнях многие отряды вообще не имели средств и работали только «на бумаге».
Второй параграф «Деятельность детской коммунистической организации и её итоги к концу 1925 г.» рассматривает практическую работу пионерской организации в обозначенный выше период.
Автор выделяет несколько направлений деятельности пионерских отрядов: политико-воспитательную работу, общественно-полезную работу, работу в школе и детских домах, внутриотрядную работу (кружки, игры и т.д.), летнюю работу в пионерских лагерях. Делается вывод, что именно внутриотрядная работа привлекала пионеров больше всего. Партией и комсомолом же наиболее важной считалось политико-воспитательная работа. Однако на практике она оборачивалась копированием комсомольских форм, перегрузкой собраниями. Работа в школе должна была проводиться пионерскими форпостами. Работа в детских домах зачастую вообще была невозможна ввиду условий самих детдомов в 1920-е гг. В целом, пионерская деятельность была политизирована, что вело к утрате интереса у детей. Хотя численно организация выросла за полтора года по стране с 200 тыс. до 1,5 млн., а в регионе Верхнего Поволжья с 9,5 до 57 тыс., в ней наблюдалась громадная текучесть личного состава (с октября 1924 г. по сентябрь 1925 г. выросла с 7,1% до 70,4%, т.е. ряды пионеров обновились более чем на 2/3). Это привело организацию к кризису в конце 1925 г.
Глава 3: «Развитие пионерской организации в 1926-1929 гг.».
Первый параграф «Обеспечение д
коммунистического движения в условиях «режима экономии» (1926-1929 гг.)» посвящён нормативно-директивному, кадровому и материально-техническому обеспечению пионерских отрядов. Итоги исследования позволяют заключить, что в период 1926-1929 г. центральными органами партии и ВЛКСМ были предприняты попытки улучшить положение пионерской организации, однако они не привели к успеху. В условиях внутрипартийной борьбы, коллективизации и индустриализации директивы, предписывающие уделять внимание пионерам, на практике нередко саботировались на местах. Несмотря на то, что гипертрофированный численный рост в
18
1926-1929 гг. прекратился, материальную и кадровую проблему это не решило. Главной причиной этого стало введение в стране в 1926 г. «режима экономии». Ссылаясь на него, профсоюзы урезали материальную помощь отрядам, экономили на зарплате пионерских работников. В итоге в некоторых отрядах Иваново-Вознесенской губернии за месяц менялось по 5-6 вожатых. Комсомольцев не устраивала как сложность работы с детьми, так и низкий уровень оплаты, или же её отсутствие. Вожатые помимо пионерской работы имели и другие комсомольские нагрузки (до 6-7), что также негативно сказывалось на работе.
Информация о работе Пионерское движение в 1922-1929 гг. (на материалах губерний Верхнего Поволжья)