Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:28, доклад

Краткое описание

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

вид.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной  из немногих форм дозволенного в России той поры общественного быта. В  этом ключе светская жизнь получала ценность общественного дела.

В культурной жизни русского общества ассамблеи не могли долго существовать, поскольку их идея была «навязана  сверху». Искусственность замысла  отвечала характеру времени великого основателя, но после царствования Петра I ассамблеи исчерпали себя. выполнив свои цели. Они оказали позитивное влияние на формирование новых культурных традиций русского общества первой половины XVIII столетия. После 1727 года в целостном виде их уже не устраивали в России, но отдельные их разновидности продолжали сохраняться и развиваться.

Например, танцы стали одним  из самых распространенных видов  деятельности. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную  культуру, сложная структура которой  включала в себя различные организационные  этапы подготовки и проведения. Помимо танцевального мастерства, она требовала от человека определенных знаний и навыков поведения, а также умений выстраивать взаимоотношения в процессе бала. Как составная часть нравов, быта и обычаев русского общества, бальная культура наиболее ярко проявлялась в жизни дворянского сословия.

Точно так же, на петровских ассамблеях угощение не имело большого значения, а служило лишь дополнением к  танцам, играм и разговорам. В  постпетровское время оно уже  занимало особое место в культурных традициях русского общества. Угощение стало неотъемлемой частью любой досуговой формы. Оно выступало как отдельным видом деятельности, так и составляющим элементом в их функционировании.

Ассамблеи выработали в обществе потребность  к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни, смягчили и отшлифовали нравы русских людей. Сыграв роль начальной школы в истории русской культуры, ассамблея научила русское общество осваивать сложную науку культурной жизни не по канонам дореформенной Руси, а по европейским стандартам высшей школы. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: СПбГУП, 2003 - с. 141

По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение  для высшего общества - катания  по Неве. Жителям Петербурга «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании. были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту. В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора: «…в указанный час должен Комиссар в местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару…. В указе сообщалось, что «на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть», однако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, «что не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины…». Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: « за преслушание же и на сих судах, також штраф брать, как и с парусных.

В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». Коллегию пьянства или «сумасброднейший, всешетейший собор» возглавлял князь-папа или «всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы». Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимадритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии. «Первейшей заповедью ордена было напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия «Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками. Следует отметить, что в названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, Петр такого рода институт, подобно Кунсткамере и Анатомическому театру, также заимствовал у Европы. Так, С.Ф. Платонов обратил внимание на то, что в оценке «всешутейшего собора» не следует упускать из виду, что такого рода забавы имели место и в европейских странах. Действительно, пародия и «шумства», шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XYII в. В быту британской аристократии времен Вильгельма и Анны были распространены маскарадные клубы, среди них выделялся клуб безбожников, члены которого упражнялись в пародийном кощунстве. Литвинцева Г. Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху // «Credo». Теоретический философский журнал. - 2001. - № 2 (26). - Режим доступа: [http://www.orenburg.ru/culture/credo/26/10.html].

Публичные празднества  перестали носить исключительно  церковный характер. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом, коими испокон веков на Руси отмечали военные победы, Петр ввел торжественные  шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. Первое празднество такого рода было устроено 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Особенно пышно и торжественно праздновали заключение Ништадтского мира и рождение Российской империи в 1721 году. В Петербурге был устроен маскарад с участием свыше тысячи масок, продолжавшийся несколько недель. Затем с наступлением зимы празднества перенесли в Москву, где на санях возили по улицам макеты кораблей, на палубах которых размещались участники маскарада. Никитина, Е. М. История социально-культурной деятельности. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22].

Введя систему государственных  праздников, Петр I обязал дворян принимать  в них активное участие. Дворяне  должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в .которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу - «Учения Невского флота».

И высшая аристократия, среднее  и мелкое дворянство, проживающее  в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с «простолюдинами». Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.

Русская культура первой четверти 18 столетия характеризовалась утверждением в ней светской направленности, личного начала, а так же преодолением национальной замкнутости. С реформ Петра 1 началось проникновение в русскую жизнь ценностей западной цивилизации с характерным для нее рациональным прагматизмом. Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, в том числе и сферу свободного времени, имели следствием общие подъем культурного уровня привилегированных слоев общества, все более отрывавшихся от подавляющей массы русского народа, жившего по старинке

В послепетровскую эпоху  общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением  административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более  «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - с. 29

2.4. Развитие  культурных традиций послепетровское время

В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, «осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе». Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Так, в публичный маскарад «иметь приезд всему дворянству с фамилиями», «в приличных масках», «а кто не дворянин, тот бы в оный маскарад быть не дерзал». Таким образом, маскарады признавались чисто дворянским развлечением. (В Приложении представлен сценарий маскарада екатерининской эпохи).

Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление  домашних театров как в столицах, так и в провинции. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов.

«Для дворянства и  всей публики» в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчивый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал  не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Недолгое существование (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непремен- ными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.

Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно  подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. И елизаветинское время дает нам пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.

Петровские реформы  стали началом постепенной перестройки  дворянских досугово-бытовых традиций по европейским стандартам. Наиболее ярко это выразилось в развитии отечественного клубного движения, когда в обществе стали возникать культурно-досуговые структуры не побочно, а специально занимающиеся организацией повседневного общения.

Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян - Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов Начало 19 века - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств :большой теннис, конный спорт . Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

В 1772 году появился Английский клуб в Москве. Во времена Павла I его закрыли, но с июля 1802 года он снова возобновил свою деятельность. Среди членов данного клуба значились  целые династии аристократов - Гагарины, Голицыны, Волконские, Одоевские, Трубецкие, Хрущевы, Шаховские, Оболенские и многие другие.

Много сходного с английскими  клубами имели в России многочисленные Благородные собрания. В Москве такое  собрание возникло в 1783 году. Основателями его стали князь А. Б. Долгорукий и сенатор М. Ф. Соймонов. Екатерина II специальным рескриптом передала в его полную собственность обширный дом в Охотном ряду. Александр I сразу после коронации не только посетил собрание, но и вступил в его члены. Собрание получило высокий титул Российского благородного собрания. 
Членами этого собраний могли стать лишь представители дворянского сословия.

Предреволюционные процессы изменили коллективные формы проведения дворянского досуга. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения. Получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д. Они начали зарождаться еще в первой половине XIX века.

Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки объединяли дворян по интересам. Домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. «Домашние» образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, которые пополнялись сочинениями гостей, родственников. Никитина, Е. М. История социально-культурной деятельности. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22].

Таким образом, русское  дворянство 18 - 19 вв. было порождением петровской реформы. Ориентация на западную культуру коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян - «ассамблеи». Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества - катания по Неве. В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян - Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Далее получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д.

Информация о работе Повседневная жизнь дворян в эпоху Петра I