Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:32, контрольная работа
Неоднозначно оценивалась не только государственная деятельность Сперанского, его исторические свершения во благо Российского государства, но и сама его личность. До сих пор отсутствует научно обоснованное жизнеописание мыслителя, нет объективной оценки его вклада в развитие российской государственности, в формирование самобытной русской философии права.
Введение 3
1.Этапы развития политико-правовой мысли в России 4
2.Политико-правовое наследие М.М.Сперанского 6
2.1. План государственных преобразований 7
2.2. Концепции конституционной монархии 9
2.3. Политическая и гражданская свобода 10
2.4. Организация местной власти 11
2.5 Реализация намеченных планов 13
3.Особенности политико-правовой мысли России. 15
Заключение 24
Библиографический список 25
(ГОУВПО «АмГУ»)
КОНТРОЛЬНАЯ работа
по дисциплине: «История политических и правовых учений»
на тему № 16 Политико-правовое учение М.М.Сперанского.
Исполнитель
студент группы 005-В И.А. Носырева
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Этапы развития политико-
2.Политико-правовое наследие
2.1. План государственных
преобразований
2.2. Концепции конституционной монархии
2.3. Политическая и гражданская
свобода
2.4. Организация местной
власти
2.5 Реализация намеченных
планов
3.Особенности политико-
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
История политических учений — неотъемлемая сторона истории государства. Мысли авторов этих учений используются и в современном государственном строительстве.
Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории нашей страны оригинальных политических идей, учений. История российской и западной политической мысли имеет и схожие моменты развития, и существенные различия. Эти различия обуславливались не только культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, но и такими факторами, как географическое положение страны, климатические условия, внешнее окружение и т. д.
Первая половина XIX в.
характеризуется широким
Неоднозначно оценивалась не только государственная деятельность Сперанского, его исторические свершения во благо Российского государства, но и сама его личность. До сих пор отсутствует научно обоснованное жизнеописание мыслителя, нет объективной оценки его вклада в развитие российской государственности, в формирование самобытной русской философии права.
Роль Сперанского в развитии российской государственности, его практическая деятельность на высоких государственных постах, разработанные им конституционные проекты и проведенные под его руководством масштабные кодификационные работы нуждаются в научном анализе и переосмыслении в контексте его философских и правовых взглядов.
1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-
Начало развития политико-правовой мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.
С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).
Второй этап охватывает конец XVII - первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.
Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической культуры. В это время развивается с необычайной силой национальной самосознание, ставящее во главу угла основную тему - тему специфичности русской культуры, а также особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории, особую значимость России в разрешении извечного конфликта Востока с Западом.
Четвертый этап в истории ограничивается рамками 1917 - 1990 годов. Это эпоха социалистического строительства, практической проверки марксистско-ленинской идеологии, материалистических воззрений на историю, на политику и советской государственности.
Пятый этап - с 1991 года по наши дни. Данный этап связывают, в первую очередь, с возвратом к либеральным воззрениям и решительным их неприятием сторонниками социалистического пути развития, ушедшими в оппозицию установившемуся политическому (так называемому демократическому) режиму, установившемуся в результате известных событий 1991 года, оценка которых в кругах нашей интеллигенции, да и в народе в целом, весьма и весьма неоднозначна.
Следует оговориться,
что устоявшейся в
Периодизация истории
России несомненно связана с периодизацией
отечественной истории
2.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ М.М.СПЕРАНСКОГО.
С именем Михаила Михайловича Сперанского (1772—1839 гг.) связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в. Известный государственный деятель и правовед, он стоял у основ русского конституционализма, его реформаторские идеи касались многих вопросов политических институтов самодержавия 4. Одно из основных направлений деятельности Сперанского связано с юриспруденцией, подготовкой и изданием актов систематизации законодательства — Полного собрания и Свода законов Российской империи, Свода военных постановлений и др., предложен и проведен в жизнь ряд мер по развитию юридического образования и правоведения.
Михаил Михайлович Сперанский, член Государственного совета, действительный тайный советник, полный кавалер высших российских орденов - один из самых выдающихся государственных деятелей России. Реформатор, государственный муж, непревзойденный кодификатор («русский Трибониан»), основатель российской правовой науки и «законоведческого» образования, создатель русской юридической терминологии, Сперанский вызывал искреннее восхищение одних своих современников и столь же искреннюю неприязнь, отторжение (вплоть до ненависти) других.
М.М. Сперанский (1772–1839) родился
в деревне Черкутино
Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: «чиновник огромного размера».
2.1. План государственных преобразований
Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».
Чувствуя дух времени, Сперанский с помощью реформ пытался подготовить российское общество к политической модернизации, соответствующей социально-экономическому и политическому уровню развитых европейских стран, в связи с наметившейся тенденцией России встать вровень с Европой. Тем самым разрешается главное, по его мнению, противоречие - противоречие между феодальными формами политического самодержавного управления и быстро развивающимися буржуазными отношениями, требующими свободы проявления разума и воли. «Какое, впрочем, противоречие, - писал он, - желать наук, коммерции и промышленности и не допускать самых естественных их последствий; желать, чтобы разум был свободен, а воля в цепях; чтобы страсти двигались и изменялись, а предметы их желания, свободы оставались в одном положении; чтобы народ обогащался и не пользовался бы лучшими плодами своего обогащения – свободою».
Сперанский был уверен,
что логика движения общественного
духа, развитие науки, промышленности,
просвещения, коммерческой деятельности
неизбежно приведут к правовому
государству и подлинной
План государственных преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы (избирательное право, участие подданных в законодательном и исполнительном органе власти, правовое закрепление прав и обязанностей сословий); освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо «крепостничество не совместимо с цивилизованной государственностью» (реформатор предлагал раскрепощение осуществить в два этапа: путем ограничения крестьянской повинности, замены подушной подати поземельной, личного освобождения крестьян от помещиков и путем «возвращения древнего права перехода»); создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое «не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное», а также исполнительного министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом - Сенатом.
Информация о работе Политико-правовое учение М.М.Сперанского