Политико-правовое учение М.М.Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Неоднозначно оценивалась не только государственная деятельность Сперанского, его исторические свершения во благо Российского государства, но и сама его личность. До сих пор отсутствует научно обоснованное жизнеописание мыслителя, нет объективной оценки его вклада в развитие российской государственности, в формирование самобытной русской философии права.

Содержание

Введение 3
1.Этапы развития политико-правовой мысли в России 4
2.Политико-правовое наследие М.М.Сперанского 6
2.1. План государственных преобразований 7
2.2. Концепции конституционной монархии 9
2.3. Политическая и гражданская свобода 10
2.4. Организация местной власти 11
2.5 Реализация намеченных планов 13
3.Особенности политико-правовой мысли России. 15
Заключение 24
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

Сперанский контрольная.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

                    АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   работа

 

 

по дисциплине: «История политических и правовых учений»

 

на тему № 16  Политико-правовое учение М.М.Сперанского.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 005-В       И.А. Носырева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Благовещенск  2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 3

1.Этапы развития политико-правовой мысли в России                                     4

2.Политико-правовое наследие М.М.Сперанского                                             6

2.1. План государственных  преобразований                                                    7

2.2. Концепции конституционной монархии                                                    9

2.3. Политическая и гражданская  свобода                                                     10

2.4. Организация местной  власти                                                                    11

2.5 Реализация намеченных планов                                                                 13

3.Особенности политико-правовой  мысли России.                                           15

Заключение                                                                                                            24

Библиографический список                                                                              25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История политических учений — неотъемлемая сторона истории государства. Мысли авторов этих учений используются и в современном государственном строительстве.

Заметное отставание в развитии политической теории и  практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории нашей страны оригинальных политических идей, учений. История российской и западной политической мысли имеет и схожие моменты развития, и существенные различия. Эти различия обуславливались не только культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, но и такими факторами, как географическое положение страны, климатические условия, внешнее окружение и т. д.

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих  будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.

Неоднозначно оценивалась  не только государственная деятельность Сперанского, его исторические свершения  во благо Российского государства, но и сама его личность. До сих пор отсутствует научно обоснованное жизнеописание мыслителя, нет объективной оценки его вклада в развитие российской государственности, в формирование самобытной русской философии права.

Роль Сперанского в  развитии российской государственности, его практическая деятельность на высоких государственных постах, разработанные им конституционные проекты и проведенные под его руководством масштабные кодификационные работы нуждаются в научном анализе и переосмыслении в контексте его философских и правовых взглядов.

 

 

1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ  МЫСЛИ В РОССИИ.

 

Начало развития политико-правовой мысли в России, доступное для  изучения современными историками и  политологами, следует исчислять  с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Второй этап охватывает конец XVII - первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.

Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической культуры. В это время развивается с необычайной силой национальной самосознание, ставящее во главу угла основную тему - тему специфичности русской культуры, а также особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории, особую значимость России в разрешении извечного конфликта Востока с Западом.

Четвертый этап в истории  ограничивается рамками 1917 - 1990 годов. Это эпоха социалистического  строительства, практической проверки марксистско-ленинской идеологии, материалистических воззрений на историю, на политику и советской государственности.

Пятый этап - с 1991 года по наши дни. Данный этап связывают, в первую очередь, с возвратом к либеральным  воззрениям и решительным их неприятием сторонниками социалистического пути развития, ушедшими в оппозицию установившемуся политическому (так называемому демократическому) режиму, установившемуся в результате известных событий 1991 года, оценка которых в кругах нашей интеллигенции, да и в народе в целом, весьма и весьма неоднозначна.

 Следует оговориться,  что устоявшейся в политологической  литературе периодизации истории  развития общественно-политической  мысли в России нет. Существуют  разные точки зрения по этому вопросу.

Периодизация истории  России несомненно связана с периодизацией  отечественной истории политических и правовых учений. В первых трудах по истории русской общественной мысли были высказаны две точки зрения по этому вопросу. В.Н.Воскресенский вел начало истории этой мысли с XI века, а А.И.Герцен - с XVIII. В дальнейшем подходы не менялись, но исследования дореволюционных (1917г.) последователей Воскресенского и русских эмигрантов замалчивались, как, впрочем, не сильно учитывались и исследования Г.В.Плеханова. Правда, как отметили М.Н.Громов и Н.С.Козлов, в 40-е гг. XX в. начались советские изыскания в области истории общественной мысли России, углубившиеся до XI века, что было призвано опровергнуть нацистский тезис об изначальной неразвитости восточных славян. Это было значительным изменением, поскольку до этого марксистско-ленинской наукой наличие каких- либо значимых политико-правовых концепций в России до декабристов и революционеров-демократов не признавалось48 . Эти исследования связывались с той периодизацией истории СССР, которая вырабатывалась параллельно. Так появились периодизации, использованные в «Истории политических учений» под редакцией С.Ф. Кечекьяна и Г.И.Федькина, выделявшие до второй половины ХУШ века в развитии политико-правовой мысли России три периода -XI-XV вв., XV- XVII вв., первой половины XVIII в. В последние годы XX века заметного влияния добились те периодизации, которые все политико-правовые теории, которые удавалось обнаружить в России до XVII века, стали относить к «средневековым», как к присущим локальной славянской цивилизации традицион ного типа.

2.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ  М.М.СПЕРАНСКОГО.

 

С именем Михаила Михайловича  Сперанского (1772—1839 гг.) связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в. Известный государственный деятель и правовед, он стоял у основ русского конституционализма, его реформаторские идеи касались многих вопросов политических институтов самодержавия 4. Одно из основных направлений деятельности Сперанского связано с юриспруденцией, подготовкой и изданием актов систематизации законодательства — Полного собрания и Свода законов Российской империи, Свода военных постановлений и др., предложен и проведен в жизнь ряд мер по развитию юридического образования и правоведения.

Михаил Михайлович Сперанский, член Государственного совета, действительный тайный советник, полный кавалер высших российских орденов - один из самых выдающихся государственных деятелей России. Реформатор, государственный муж, непревзойденный кодификатор («русский Трибониан»), основатель российской правовой науки и «законоведческого» образования, создатель русской юридической терминологии, Сперанский вызывал искреннее восхищение одних своих современников и столь же искреннюю неприязнь, отторжение (вплоть до ненависти) других.

М.М. Сперанский (1772–1839) родился  в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного  чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г.–академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов,имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося  государственного деятеля, сказал о  нем: «чиновник огромного размера».

 

2.1. План государственных преобразований

Первым конституционным  проектом появившемся в России можно  назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял  идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Чувствуя дух времени, Сперанский с помощью реформ пытался  подготовить российское общество к  политической модернизации, соответствующей социально-экономическому и политическому уровню развитых европейских стран, в связи с наметившейся тенденцией России встать вровень с Европой. Тем самым разрешается главное, по его мнению, противоречие - противоречие между феодальными формами политического самодержавного управления и быстро развивающимися буржуазными отношениями, требующими свободы проявления разума и воли. «Какое, впрочем, противоречие, - писал он, - желать наук, коммерции и промышленности и не допускать самых естественных их последствий; желать, чтобы разум был свободен, а воля в цепях; чтобы страсти двигались и изменялись, а предметы их желания, свободы оставались в одном положении; чтобы народ обогащался и не пользовался бы лучшими плодами своего обогащения – свободою».

Сперанский был уверен, что логика движения общественного  духа, развитие науки, промышленности, просвещения, коммерческой деятельности неизбежно приведут к правовому  государству и подлинной свободе, где бы народ, являясь сувереном  власти, заставил бы работать законы, систему государственного правления на свою пользу. «Нет в истории примера, - писал он, - чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться. Сколько бедствий, сколько крови можно было бы сберечь, если бы правители держав точнее наблюдали бы движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народов. В этих словах, как и во многих других его высказываниях, выражен прямой совет монарху - сделать первые шаги к истинному правлению, к истинной монархии, основанной на “неизменном законе».

План государственных  преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед  законом, т. е. предоставление в перспективе  всем политической свободы (избирательное право, участие подданных в законодательном и исполнительном органе власти, правовое закрепление прав и обязанностей сословий); освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо «крепостничество не совместимо с цивилизованной государственностью» (реформатор предлагал раскрепощение осуществить в два этапа: путем ограничения крестьянской повинности, замены подушной подати поземельной, личного освобождения крестьян от помещиков и путем «возвращения древнего права перехода»); создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое «не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное», а также исполнительного министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом - Сенатом.

Информация о работе Политико-правовое учение М.М.Сперанского