Политико-правовые идеи М.А.Бакунина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:30, реферат

Краткое описание

Цель написания реферата – изучение и анализирование политических, экономических и социальных взглядов М.А. Бакунина, являющихся идеями анархизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А.Бакунину…………………………………………………………………………5

§ 1.1. Критика капиталистического государства………………………………8

§ 1.2. Критика теории социалистического государства………………………11

Глава 2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного права………………………………………………………………………………….13

§ 2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве……………………………14

§2.2. Взгляды на преступление и наказание……………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

бакунин 2.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)
 

Министерство  образования и  науки российской федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный университет им. И.Н.Ульянова» 

Юридический факультет 

кафедра публичного права 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ НА ТЕМУ:

«Политико-правовые идеи М.А.Бакунина» 
 

              Выполнил  студент группы ЮФ-13-08

              Николаева Татьяна Валерьевна 

              Проверил: к.ю.н., доцент

              Зиновьева Лариса Геннадьевна 
               

Чебоксары 2012

     Содержание

 Введение…………………………………………………………………………3

 Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А.Бакунину…………………………………………………………………………5

     § 1.1. Критика капиталистического государства………………………………8

     § 1.2. Критика теории социалистического государства………………………11

 Глава 2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного права………………………………………………………………………………….13

     § 2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве……………………………14

     §2.2. Взгляды на преступление и наказание……………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список  использованной литературы……………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

   Михаил  Александрович Бакунин вошел  в историю политической мысли  не только как идеолог бунтарского  направления в народничестве, но и как родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений в период после неудачного восстания декабристов.     Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и работы Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий.

   В наиболее упорядоченном виде его  взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873).

  Актуальность  темы определяется современной злободневностью проблемы, составляющей объект теории анархизма,  по которой ведутся дискуссии, такие как:  проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии и т.д.

     Цель написания реферата – изучение и анализирование политических, экономических и социальных взглядов М.А. Бакунина, являющихся идеями анархизма.

     Для изучения данной работы мною были поставлены следующие задачи:

     1) изучение взглядов и идей М.А.  Бакунина на сущность и формы  государства;

     2) изучение взглядов и идей М.А.  Бакунина на естественные и  позитивные законы и на право в целом;

     3) анализирование идей анархизма  во взглядах М.А. Бакунина.

     Предметом исследования являются взгляды, мысли, идеи М.А. Бакунина о государстве, праве и вопросы об их значении и надобности в данный исторический период.

     При написании были использованы аналитический, сравнительный, логический и методы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А. Бакунину.

     В своих произведениях анархического  периода Бакунин обращался к  разным темам, но всегда, так или  иначе, приходил к критике государства. Будь то проблемы общей теории государства, частные теоретические вопросы, или суждения по конкретным вопросам текущей внутренней и внешней  политики, политической жизни различных  стран – всегда конечной целью, мишенью  его ретроспективных и перспективных  теоретических построений оказывалось  государство, его различные проявления, формы.

     Рассматривая  вопрос о соотношении государства  и общества, Бакунин выступал против их отождествления. "Государство, – писал он, – вовсе не однозначно с обществом, оно есть лишь историческая форма"1. Общество им определялось как "естественный вид существования совокупности людей, независимый от всяких договоров". Общество – часть природы; государство же не является "непосредственным продуктом природы" и не предшествует "пробуждению мысли в людях"2. Государство, в отличие от естественного общества, – механическая сила, искусственная организация. Бакунин противопоставлял общество государству по времени возникновения и существования, по влиянию на человека, соотношению этого влияния и свободы человека, по отношению этого влияния к прогрессу и т.д.

     Бакунин критиковал договорную теорию образования  государства как сводящуюся к  отрицанию общества и подчеркивал, что "никакое историческое государство  никогда не имело основой своей  договор, все они были основаны насилием, завоеванием". Ставя вопрос о происхождении государства, он обращался к догосударственному обществу, пытался найти биопсихологическую основу возникновения государства, установить  

     

    1 Бакунин М.А. Избр. соч. Т. II. С предисл. Дж. Гильома. П.; М., 1919. С. 270.      2Бакунин, М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. URL: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0170.shtml. Дата обращения: 06.05.2012.

соотношение государства и церкви, стремился  проследить разнообразные черты  этого сложного исторического процесса.  

     Государство Бакунин связывал с эволюцией  борьбы за существование и вытекающим из нее (и проявляющимся в пей, по его мнению), "властническим

инстинктом". Борьба за существование, по Бакунину, проходит ряд этапов вместе с развитием  общества, принимая вид как борьбы индивидов, так и их групп. В условиях капиталистического общества борьба за существование между людьми "происходит двояким образом: в виде эксплуатации наемного труда капиталом и в виде юридического, гражданского, военного, полицейского угнетения государством"3. Бакунин видел в государстве одну из форм борьбы за существование, в которой реализуется "желание повелевать" или "пластический инстинкт", присущий, как он полагал, всем людям. Согласно Бакунину, не борьба за существование и не "властнический инстинкт" непосредственно порождают государство, а благоприятные условия, при которых эти явления насильственно реализуются в государственные формы.

     В произведениях Бакунина встречается  несколько определений государства. Стремясь оттенить многообразные его  свойства, Бакунин устанавливал его  соотношение с обществом, человечеством, подчинением и эксплуатацией, с  интересами народа и отдельных людей, моралью. Часто он называл государство отрицанием человечности и человечества, а принцип власти – "противочеловеческим". В его понимании государство – неразрывно слившийся с обществом эксплуатации человека человеком механизм, сам ставший необходимым моментом, звеном, рычагом этой эксплуатации и неотъемлемой частью эксплуататорского общества. Государство определялось им как "насилие, угнетение, эксплуатация, несправедливость, возведенные в систему и ставшие основными условиями

    3,4 Бакунин, М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. URL: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0170.shtml. Дата обращения: 06.05.2012.

     самого  существования общества"4, предназначенными удерживать в повиновении народы "и стричь их, не заставляя кричать слишком громко".

     Государство, по Бакунину, – гарантия спокойной  эксплуатации, оно узаконивает, охраняет те отношения в обществе, которые "находит". Он видел, что государство гарантирует одним – "их богатство" и "свободу, основанную на собственности", а другим – "их бедность" и "рабство, неизменное следствие их нищеты". И это утверждение имеющейся в обществе несправедливости, по Бакунину, – "истинная миссия государства".

     Одним из специфических аспектов анархической критики государства является критика государства с точки зрения неограниченной свободы личности. Проявление, античеловеческой, противоестественной и насильственной сущности государства как "обособленной концентрации" Бакунин видел в "особой государственной морали".

     Эта "трансцендентальная мораль государства", по Бакунину, не совпадает с человеческой и часто противоречит ей (например, убийства во время войн). Все литературное красноречие теоретика анархизма нацелено на развенчание государства, его институтов и деятельности, на его нравственное принижение и уничтожение. Острый и внимательный взгляд Бакунина находил в эксплуататорском государстве множество недостатков и отрицательных черт.

     Поскольку государство понималось как явление  негативное, то степень совершенства государства, по его убеждению, обратно  пропорциональна степени существующей свободы, процветанию народа. "...

     Любое государство, по Бакунину, уже деспотизм  изначально, монархия же, республика и  вообще формы государства – лишь формы деспотизма.

     В монархии, не без иронии замечал он, народ грабится чиновниками "для пользы привилегированных, имущих классов, а также и своих собственных карманов, во имя монарха"; в республике – "для тех же карманов и классов, только уже во имя народной воли... Бакунин достаточно отчетливо видел ложность и демагогичность буржуазных политиканов, политики современных ему государств.

     Деятельность  государства, по Бакунину, распадается  на несколько направлений, соответственно задачам государства. Он выделял основную внутреннюю и внешнюю задачу государства. Внутри страны государство решает задачу, "как наименьшими и наилучше организованными средствами и силами, взятыми у народа, держать этот народ в повиновении или гражданском порядке...". В области внешних отношений государство имеет задачу, – "с одной стороны, предохранить независимость своего государства против честолюбивых замыслов соседних держав, а с другой стороны, как увеличить свои владения в ущерб тем же самым державам". Деятельность государства во всех, направлениях сводится Бакуниным к насилию, притеснению, грабежу, захвату.

     Такой характер деятельности государства, по убеждению Бакунина, неизбежно порождает  и поддерживает войны и столкновения межу государствами. "Пока существуют государства, – заявлял он, –  не прекратятся войны и ужасные  преступления войн". Государство, по Бакунину, – "вечная первопричина воины.  

     §1.1 Критика капиталистического государства.

     Народ, по Бакунину, организован в государстве  для самоподчинения интересам господствующих классов. Сила господства эксплуататорского класса заключается в государственно организованной народной силе. Привилегированные классы пользуются "коллективной силой организованных с этой целью масс, чтобы насильственно навязать им свою власть". Целью государства, писал он, является "устройство самой широкой эксплуатации Народного труда в пользу капитала, сосредоточенного в весьма немногих руках". 

     M А. Бакунин отмечал, что при капитализме государство становится орудием буржуазии, что с того времени как буржуазия стала господствующим классом, "государство ... сделалось... инструментом для установления исключительной власти этого класса"5. Особенность буржуазии, по Бакунину, – ее "низкая сущность", прагматизм, отсутствие великих идеалов. Она способна наиболее непосредственно "замыкаться" в своих собственных интересах. Ее идеалы, считал он, лежат в соответствующих "сомнительных и спорных идеалах метафизики и юридического права"6. Индивидуализм и эгоизм буржуазии, ее идеалы максимального частного раскрепощения, по мнению Бакунина, создают наиболее благоприятную почву для коррупции. К общим условиям существования коррупции он относил противостояние интересов класса общественным интересам, а также противопоставление частных интересов класса его общим интересам или точнее понимание частных интересов как

квинтэссенции общих. Наиболее благоприятные условия для коррупции, считал он, возникают в буржуазном государстве после буржуазной революции. Число коррумпированных лиц в современном обществе, признавал Бакунин, бесконечно больше, чем в прошлом – гораздо больше, чем в средневековье или в Древнем мире.

     Одной из постоянных мишеней критики М.А. Бакунина была система демократии капиталистического общества. Всякая конституция государства  объявлялась им ложной, фиктивной, не способной ликвидировать фактического неравенства в буржуазном обществе. Никакая конституция, заявлял он, "даже самая либеральная и самая  демократическая" не может изменить к лучшему "отношение государства к народу; ухудшить, сделать его еще более обременительным, разорительным – пожалуй..."7.

Информация о работе Политико-правовые идеи М.А.Бакунина