Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:30, реферат
Цель написания реферата – изучение и анализирование политических, экономических и социальных взглядов М.А. Бакунина, являющихся идеями анархизма.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А.Бакунину…………………………………………………………………………5
§ 1.1. Критика капиталистического государства………………………………8
§ 1.2. Критика теории социалистического государства………………………11
Глава 2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного права………………………………………………………………………………….13
§ 2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве……………………………14
§2.2. Взгляды на преступление и наказание……………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………….19
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Чувашский
государственный университет
Юридический
факультет
кафедра
публичного права
РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ НА ТЕМУ:
«Политико-правовые
идеи М.А.Бакунина»
Выполнил студент группы ЮФ-13-08
Николаева
Татьяна Валерьевна
Проверил: к.ю.н., доцент
Зиновьева
Лариса Геннадьевна
Чебоксары 2012
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава
1. Происхождение, сущность и формы государства
по М.А.Бакунину………………………………………………
§ 1.1. Критика капиталистического государства………………………………8
§ 1.2. Критика теории социалистического государства………………………11
Глава
2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного
права…………………………………………………………………
§ 2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве……………………………14
§2.2. Взгляды на преступление и наказание……………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………….
Введение
Михаил
Александрович Бакунин вошел
в историю политической мысли
не только как идеолог бунтарского
направления в народничестве, но
и как родоначальник и
В наиболее упорядоченном виде его взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873).
Актуальность темы определяется современной злободневностью проблемы, составляющей объект теории анархизма, по которой ведутся дискуссии, такие как: проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии и т.д.
Цель написания реферата – изучение и анализирование политических, экономических и социальных взглядов М.А. Бакунина, являющихся идеями анархизма.
Для изучения данной работы мною были поставлены следующие задачи:
1) изучение взглядов и идей М.А. Бакунина на сущность и формы государства;
2) изучение взглядов и идей М.А. Бакунина на естественные и позитивные законы и на право в целом;
3) анализирование идей анархизма во взглядах М.А. Бакунина.
Предметом исследования являются взгляды, мысли, идеи М.А. Бакунина о государстве, праве и вопросы об их значении и надобности в данный исторический период.
При
написании были использованы аналитический,
сравнительный, логический и методы
Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А. Бакунину.
В
своих произведениях
Рассматривая вопрос о соотношении государства и общества, Бакунин выступал против их отождествления. "Государство, – писал он, – вовсе не однозначно с обществом, оно есть лишь историческая форма"1. Общество им определялось как "естественный вид существования совокупности людей, независимый от всяких договоров". Общество – часть природы; государство же не является "непосредственным продуктом природы" и не предшествует "пробуждению мысли в людях"2. Государство, в отличие от естественного общества, – механическая сила, искусственная организация. Бакунин противопоставлял общество государству по времени возникновения и существования, по влиянию на человека, соотношению этого влияния и свободы человека, по отношению этого влияния к прогрессу и т.д.
Бакунин
критиковал договорную теорию образования
государства как сводящуюся к
отрицанию общества и подчеркивал,
что "никакое историческое государство
никогда не имело основой своей
договор, все они были основаны насилием,
завоеванием". Ставя вопрос о происхождении
государства, он обращался к догосударственному
обществу, пытался найти биопсихологическую
основу возникновения государства, установить
1
Бакунин М.А. Избр. соч. Т. II. С предисл. Дж.
Гильома. П.; М., 1919. С. 270.
2Бакунин, М.А. Федерализм, социализм
и антитеологизм. URL: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_
соотношение государства и церкви, стремился проследить разнообразные черты этого сложного исторического процесса.
Государство Бакунин связывал с эволюцией борьбы за существование и вытекающим из нее (и проявляющимся в пей, по его мнению), "властническим
инстинктом". Борьба за существование, по Бакунину, проходит ряд этапов вместе с развитием общества, принимая вид как борьбы индивидов, так и их групп. В условиях капиталистического общества борьба за существование между людьми "происходит двояким образом: в виде эксплуатации наемного труда капиталом и в виде юридического, гражданского, военного, полицейского угнетения государством"3. Бакунин видел в государстве одну из форм борьбы за существование, в которой реализуется "желание повелевать" или "пластический инстинкт", присущий, как он полагал, всем людям. Согласно Бакунину, не борьба за существование и не "властнический инстинкт" непосредственно порождают государство, а благоприятные условия, при которых эти явления насильственно реализуются в государственные формы.
В
произведениях Бакунина встречается
несколько определений
3,4 Бакунин,
М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм.
URL: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_
самого существования общества"4, предназначенными удерживать в повиновении народы "и стричь их, не заставляя кричать слишком громко".
Государство, по Бакунину, – гарантия спокойной эксплуатации, оно узаконивает, охраняет те отношения в обществе, которые "находит". Он видел, что государство гарантирует одним – "их богатство" и "свободу, основанную на собственности", а другим – "их бедность" и "рабство, неизменное следствие их нищеты". И это утверждение имеющейся в обществе несправедливости, по Бакунину, – "истинная миссия государства".
Одним из специфических аспектов анархической критики государства является критика государства с точки зрения неограниченной свободы личности. Проявление, античеловеческой, противоестественной и насильственной сущности государства как "обособленной концентрации" Бакунин видел в "особой государственной морали".
Эта "трансцендентальная мораль государства", по Бакунину, не совпадает с человеческой и часто противоречит ей (например, убийства во время войн). Все литературное красноречие теоретика анархизма нацелено на развенчание государства, его институтов и деятельности, на его нравственное принижение и уничтожение. Острый и внимательный взгляд Бакунина находил в эксплуататорском государстве множество недостатков и отрицательных черт.
Поскольку
государство понималось как явление
негативное, то степень совершенства
государства, по его убеждению, обратно
пропорциональна степени
Любое государство, по Бакунину, уже деспотизм изначально, монархия же, республика и вообще формы государства – лишь формы деспотизма.
В монархии, не без иронии замечал он, народ грабится чиновниками "для пользы привилегированных, имущих классов, а также и своих собственных карманов, во имя монарха"; в республике – "для тех же карманов и классов, только уже во имя народной воли... Бакунин достаточно отчетливо видел ложность и демагогичность буржуазных политиканов, политики современных ему государств.
Деятельность государства, по Бакунину, распадается на несколько направлений, соответственно задачам государства. Он выделял основную внутреннюю и внешнюю задачу государства. Внутри страны государство решает задачу, "как наименьшими и наилучше организованными средствами и силами, взятыми у народа, держать этот народ в повиновении или гражданском порядке...". В области внешних отношений государство имеет задачу, – "с одной стороны, предохранить независимость своего государства против честолюбивых замыслов соседних держав, а с другой стороны, как увеличить свои владения в ущерб тем же самым державам". Деятельность государства во всех, направлениях сводится Бакуниным к насилию, притеснению, грабежу, захвату.
Такой
характер деятельности государства, по
убеждению Бакунина, неизбежно порождает
и поддерживает войны и столкновения
межу государствами. "Пока существуют
государства, – заявлял он, –
не прекратятся войны и ужасные
преступления войн". Государство, по
Бакунину, – "вечная первопричина воины.
§1.1 Критика капиталистического государства.
Народ, по Бакунину, организован в государстве для самоподчинения интересам господствующих классов. Сила господства эксплуататорского класса заключается в государственно организованной народной силе. Привилегированные классы пользуются "коллективной силой организованных с этой целью масс, чтобы насильственно навязать им свою власть". Целью государства, писал он, является "устройство самой широкой эксплуатации Народного труда в пользу капитала, сосредоточенного в весьма немногих руках".
M А. Бакунин отмечал, что при капитализме государство становится орудием буржуазии, что с того времени как буржуазия стала господствующим классом, "государство ... сделалось... инструментом для установления исключительной власти этого класса"5. Особенность буржуазии, по Бакунину, – ее "низкая сущность", прагматизм, отсутствие великих идеалов. Она способна наиболее непосредственно "замыкаться" в своих собственных интересах. Ее идеалы, считал он, лежат в соответствующих "сомнительных и спорных идеалах метафизики и юридического права"6. Индивидуализм и эгоизм буржуазии, ее идеалы максимального частного раскрепощения, по мнению Бакунина, создают наиболее благоприятную почву для коррупции. К общим условиям существования коррупции он относил противостояние интересов класса общественным интересам, а также противопоставление частных интересов класса его общим интересам или точнее понимание частных интересов как
квинтэссенции общих. Наиболее благоприятные условия для коррупции, считал он, возникают в буржуазном государстве после буржуазной революции. Число коррумпированных лиц в современном обществе, признавал Бакунин, бесконечно больше, чем в прошлом – гораздо больше, чем в средневековье или в Древнем мире.
Одной
из постоянных мишеней критики М.А.
Бакунина была система демократии капиталистического
общества. Всякая конституция государства
объявлялась им ложной, фиктивной, не
способной ликвидировать