Политико-правовые идеи М.А.Бакунина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:30, реферат

Краткое описание

Цель написания реферата – изучение и анализирование политических, экономических и социальных взглядов М.А. Бакунина, являющихся идеями анархизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Происхождение, сущность и формы государства по М.А.Бакунину…………………………………………………………………………5

§ 1.1. Критика капиталистического государства………………………………8

§ 1.2. Критика теории социалистического государства………………………11

Глава 2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного права………………………………………………………………………………….13

§ 2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве……………………………14

§2.2. Взгляды на преступление и наказание……………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

бакунин 2.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

     Бакунин критиковал и буржуазный парламент. По его убеждению, этот

     орган вообще не может "добровольно проводить  какие-либо

     

     5    Бакунин М. А. Избр. соч. Т. II. М., 1919. С. 219.

     6 Пирумова, Н.М. Бакунин М.А. Коррупция. – О Макиавелли. – Развитие государственности //Вопросы философии. 1990, № 12. С. 60. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/BAKUNIN/PHIL1.HTM

     7 Бакунин М.А.Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 356.

мероприятия для интеллектуального, материального и политического освобождения народа". Деятельность парламента он связывал исключительно с интересами предпринимателей.

     В политических произведениях Бакунина видное место занимали проблемы теории революции. Революция понималась как стихийная, необходимая и неизбежная фаза исторического процесса. Она рассматривалась с точки зрения ее связи с общемировым развитием, ее социальной базы, социально-экономических, политических и психологических причин. Предпринимались попытки сформулировать некоторые закономерности революции как формы исторического движения, радикального исторического сдвига. Общество и его политическая жизнь в теории анархизма М.А. Бакунина по существу, понимаются как самонастраивающиеся и по своей природе самоуправляемые и саморегулируемые явления. Социальными силами, стремящимися осуществить революцию и противодействовать ей, признавались большие социальные союзы, блоки классов, разделенных имущественным положением, образованием, составом юридических прав и привилегий, отношением к власти. Выделялись основные противоборствующие в революции социальные группы, классы, сословия. К лагерю социальной революции, особенно "анархической", им относились крестьяне, пролетариат без "рабочей аристократии", люмпенпролетарии, различные отверженные в социальном плане группы, включая разбойников. Идея о необходимости подготовки социальной революции сочеталась во взглядах Бакунина с предположением о практически постоянной готовности народа к революции, что не могло не служить противоречивости практики, содержало значительную долю субъективизма в оценке конкретных исторических ситуаций, в планировании практических революционных мероприятий. Важно отметить разграничение Бакуниным социальной и политической революции. Социальная революция понималась им как глубокий переворот в общественном устройстве за пределами чисто политической сферы, а политическая революция трактовалась преимущественно как государственный переворот, борьба за государственную власть, смена одних государственных форм на другие.

     В ходе социальной революции, полагал  он, произойдет не только смена групп, находящихся у государственной  власти, а разрушение, уничтожение государства вообще. Эта революция определялась им как "ниспровержение государства". 

     §1.2. Критика теории социалистического государства.

     Одной из нередко повторявшихся в произведениях  Бакунина тем была полемика с марксизмом. Прежде всего он был не согласен с марксистской теорией диктатуры пролетариата. Он в принципе отрицал возможность осуществления диктатуры пролетариата с помощью государства. Сохранение государства рассматривалось как основа восстановления эксплуататоров и причина неизбежного разложения личностей, оказавшихся у власти после революции.

     Выступая  против положения марксизма о  том, что пролетариат становится господствующим классом, Бакунин спрашивал, – "над кем он будет господствовать? Значит останется еще другой пролетариат, который будет подчинен этому господству, новому государству". "Поскольку существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, – отвечал Маркс автору, – он должен принять меры насилия, стало быть, правительственные меры";

     Критически  размышляя над идеей диктатуры  пролетариата, Бакунин недоумевал: "Неужели весь пролетариат будет  стоять во главе управления?... Весь народ будет управляющим, а управляемых не будет. Тогда не будет правительства, не будет государства, а если будет государство, то будут и управляемые, будут рабы".

     По  Бакунину, работники, поставленные у  управления, "перестанут быть работниками  и... будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природою человека".

     Бакунин был категорически против превращения  государства в "единственного  собственника", в "единственного  капиталиста, банкира, организатора, управляющего всем национальным трудом и распределителем  его продуктов"8. Превращение государства в "единственного собственника", считал он, не может содействовать народному освобождению. История действительно показала негативные последствия государственного монополизма в различных сферах.

     Для Бакунина государство – насильник, преступник, оно лишено у него правового  компонента. В этом смысле он чужд теории правового государства. Для него государство по сути своей неправовой институт.

     Одной из традиционных основ анархизма  является идея о развращающем и разлагающем  воздействии власти на человеческую нравственность. "Нет ничего более  опасною для личной нравственности человека, – писал Бакунин, – как привычка повелевать. Самый лучший, самый просвещенный бескорыстный, великодушный, чистый человек неизбежно испортится при этих условиях".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     8 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц, -  4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. — 944 с. 

     Глава 2. Взгляды М.А. Бакунина на теорию естественного права

     Бакунин подчинял все свои теоретические выкладки одной цели – доказать необходимость уничтожения государства и законодательства в революции как противоречащих, по его убеждению, свободе, справедливости, прогрессу.

     В анархический период (с конца 1860-х  гг.) Бакунин как и прежде признавал, что природой управляют объективные естественные законы, которым все существующее подчинено фатально и неизбежно. В одной из основных своих работ – "Философские размышления о божественном призраке, о реальном мире и о человеке"  мыслитель подробно останавливался на объективных естественных законах. Он подразделял их на главные (общие, наиболее фундаментальные), особые (более частные) и специальные, отмечал их системность, взаимосвязь, непознанность некоторых, сферы их действия. Естественные законы действуют и в физическом, и в социальном мире. Бакунин считал, что предшествующие системы естественных законов (например, физические, химические, геологические и т.п. законы) определяют последующие системы законов, проникают в них (например, в социальные законы, законы психики).

     Бакунин особое значение придавал биологическим  основам человеческого общества, что позволяло ему активно развивать мысль о естественности социальных законов (эта черта была общей для теорий Бакунина, Кропоткина, Элизе Реклю и др.).

     Та  часть естественных законов, которая  определяет общие правила и принципы человеческого поведения, именуется  Бакуниным общечеловеческим правом. Бакунин различал общечеловеческое право как естественное от позитивного права – "законов произвольных – политических, религиозных, уголовных и частных". В отличие от этих "произвольных" законов, законы природы и общества как "законы естественные, роковые" составляют "основу и условия существования" и относительно их человек никогда не может быть совершенно свободен. Естественные законы, писал Бакунин, "нас окружают, проникают в нас, управляют всеми нашими мыслями, нашими действиями, таким образом, что даже, когда мы думаем, что не повинуемся им, в действительности мы лишь проявляем их всемогущество... Мы безусловно рабы этих законов. Но в этом рабстве нет ничего унизительного, или скорее это даже не рабство". Рабство, по Бакунину, предполагает наличие какого-либо господина, законодателя, то есть персонификацию подчинения. Естественные же законы неотделимы от того, чем они управляют – от людей, их отношений, проникают в них, слиты с ними, не навязаны извне. С другой стороны, полагал Бакунин, естественные законы диктуют человеку не только подчинение природе, но и необходимость борьбы с внешним миром, с неблагоприятными условиями существования.

     Специфическим условием реализации естественных законов, управляющих человеческим обществом, является, по Бакунину, их познание и  сознательное подчинение им. Тогда  не будет нужно "внешних и, следовательно, деспотических законов". Существующие же юридические законы не согласуются с естественными законами, их совпадения "никогда не было и быть не может.

     В отрицательном отношении к естественному  праву, по Бакунину, находятся и позитивное право (законодательство), и государство. С точки зрения естественного  права деятельность государства  преступна. В статье "Всестороннее образование" (1869 г.) Бакунин подчеркивал, что все законы государства – "политические, религиозные, уголовные и частные" были созданы "привилегированными классами для лучшей эксплуатации труда рабочих масс, для полного подавления их свободы".  

     §2.1. Вопрос о наследственном и семейном праве

     В деле революционного преобразования общества, анархической ликвидации государства  и законов Бакунин придавал ключевое значение уничтожению наследственного права. И не случайно, поскольку наследственное право – действительно важное звено любой правовой системы. В нем тесно переплетены экономические, политические и юридические проблемы, от него во многом зависит кумуляция, концентрация собственности.

     В представлении Бакунина наследственное право выступало активным средством  передачи отношений эксплуатации и  угнетения от поколения к поколению. Осуществлялось это с помощью  государства и законодательства. Именно политико-юридическая форма  наследственного права прежде всего должна была быть, по Бакунину, устранена из общества.  Он оговаривался, что не отрицает естественное "физиологическое" наследование и "наследство сентиментальное", то есть передачу родным и друзьям предметов незначительной ценности, которые принадлежали умершим и являются памятью об ушедших из жизни близких.

     Бакунин предлагал постепенно передавать собственность  умерших производственным ассоциациям. По Бакунину, всякий социальный прогресс в истории основывался на уничтожении каких-то форм, элементов права наследства.

     Вместе  с наследственным правом "в вихре  революционной анархии", по Бакунину, должно исчезнуть и семейное право. Уничтожение официального брака – религиозного, гражданского будет служить, считал он, развитию "естественного брака", основанного на "взаимном человеческом уважении и свободе двух человек, мужчины и женщины, которые любят друг друга". Невмешательство государственной власти в оформление и расторжение этого естественного свободного союза Бакунин признавал важным условием для превращения отношений лиц, вступающих в брак в более верные и честные.

     Закономерно вставал вопрос о формах воспитания детей и источниках их содержания. М.А. Бакунин и Н.И. Жуковский в  совместной статье выступали сторонниками, в основном, общественного содержания, воспитания и образования детей. Источником средств для осуществления этих планов общественного воспитания должен был стать, по Бакунину, специальный общественный фонд, который мыслился как единственный наследник всех умирающих. Отмена наследственного права, следовательно, должна была материально обеспечить отмену семейного права и официального брака, общественное воспитание детей. 

     §2.2. Взгляды на преступление и наказание

     M А. Бакунин полагал, что каждый человек является производной от всей совокупности различных комбинаций бесконечного множества причин – географических, этнографических, физиологических, экономических, исторических, религиозных, философских, юридических, политических, социальных 9. Всякий человек, по его убеждению, есть "произведение веков" и "история причин, способствующих его образованию не имеет начала". Поэтому самый закоренелый преступник (если только у него нет, оговаривался Бакунин, "какого-нибудь органического дефекта") стал таким в силу влияния "социальной среды, в которой он родился и развивался". Не преступник, а окружающая его среда виновна в преступлении.

     Он  был склонен рассматривать преступление как болезнь, а наказание, полагал, должно пониматься "скорее, как лечение, чем как возмездие со стороны  общества". Для отдаленного будущего наказание, по Бакунину, в основном будет исключено. Его, считал он, заменит  воспитание, образование и справедливая организация общества: "школа  должна заменить собою церковь и  сделать ненужным более уголовные кодексы, наказание, тюрьмы, палачей и жандармов". Тунеядство тогда будет исключено, редкие же его проявления будут "справедливо рассматриваться, как особого рода болезнь,

от которой будут лечить в больницах" 10. Он допускал лишение политических

     

     9 Бакунин М.А.. Полн. собр. соч. Т. I. С. 18,160-162

     10 Ударцев, С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность / С.Ф. Ударцев, - М.: Высшая школа права «Форум», 1994. URL: http://www.kursach.com/biblio/0010020/000.htm. Дата обращения: 05.05.2012.

прав  неработающих лиц с возможностью в последующем восстановить их в правах. В 1866 г. Бакунин предусматривал в своих планах, в случае нарушения устоявшихся порядков новой общественной жизни, наказание, "положенное по местным законам", но не тяжелые и длительные наказания которые по его мнению в будущем отменят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политико-правовые идеи М.А.Бакунина