Содержание
Введение……………………………………………………………......2
1. Политико-правовые основы деятельности
Правительства РБ…...3
2. Место и роль Правительства
в формировании и реализации
идеологической политики белорусского
государства………………9
Заключение………………………………..…………………………..14
Список использованной литературы………………………………..15
Введение
В современных
условиях глобализации и унификации
национальных культур, сведения
их к единому образцу – массовой
культуре потребления, пропагандирующей
культ безудержного наслаждения,
первостепенной задачей Республики
Беларусь является сохранение
и приумножение своих культурных
и национальных ценностей. Сложность
переживаемого нашей республикой
периода обусловливается параллельностью
процессов государственного строительства,
создания социально-ориентированной
рыночной экономики и трансформации
политического режима. Все это
обосновывает необходимость создания
системы ценностей и приоритетов
белорусского государства.
Достигнуть процветания
страны можно лишь при наличии
единых общественно-политических
идеалов, базирующихся на религии
и морали, исторических и этических
традициях, чувстве национальной
гордости, уважительном отношении
к государству и индивиду. Фундаментом
сильного и стабильного государства
выступает сплоченное общество,
опирающееся на свои духовные
основы и вековые традиции.
Формирование
основных ценностей и приоритетов
развития Республики Беларусь
является важнейшей задачей современной
идеологии.
Глава
1.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРАВИТЕЛЬСТВА РБ
Государственная
власть в Республике Беларусь
осуществляется на основе разделения
ее на законодательную, исполнительную
и судебную. Каждая власть в
пределах своих полномочий независима
и самостоятельна, что является
необходимым условием построения
правового демократического государства.
Правительство —
специализированный исполнительный
и распорядительный орган любой
государственной власти. Идеологическая
роль правительства материализуется
во всех сферах жизнедеятельности
общества, что и отличает исполнительную
ветвь власти в разделении
властей.
Совет Министров
(Правительство Республики Беларусь)
является коллегиальным центральным
органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим
в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь исполнительную
власть в Республике Беларусь
и руководство системой подчиненных
ему республиканских органов
государственного управления и
иных государственных организаций,
а также местных исполнительных
и распорядительных органов. Компетенция
Совета Министров определена
Конституцией Республики Беларусь
и Законом Республики Беларусь
от 23 июля 2008 г. № 424-З "О Совете
Министров Республики Беларусь".
В состав Правительства
Республики Беларусь входят:
• Премьер-министр
Республики Беларусь;
• Глава
Администрации Президента Республики
Беларусь;
• Председатель
Комитета государственного контроля
Республики Беларусь;
• Председатель
Правления Национального банка
Республики Беларусь;
• заместители
Премьер-министра Республики Беларусь;
• министры;
• председатели
государственных комитетов;
• Руководитель
Аппарата Совета Министров Республики
Беларусь;
• Председатель
Президиума Национальной академии
наук Беларуси;
• Председатель
Правления Белорусского республиканского
союза потребительских обществ;
• иные
должностные лица по решению
Президента Республики Беларусь.
Работой Правительства
руководит Премьер-министр, который
назначается на эту должность
Президентом Республики Беларусь
с согласия Палаты представителей.
Совет Министров
в полном составе, Премьер-министр,
каждый член Совета Министров
отдельно имеют право заявить
Президенту Республики Беларусь
о своей отставке, если сочтут
невозможным исполнять возложенные
на них обязанности. Совет Министров
заявляет Президенту Республики
Беларусь о своей отставке
и в случае выражения Палатой
представителей Национального собрания
Республики Беларусь вотума недоверия
Совету Министров. Президент Республики
Беларусь вправе по собственной
инициативе принять решение об
отставке Совета Министров и
освободить от должности любого
члена Совета Министров. Отставка
Премьер-министра Республики Беларусь
не влечет за собой сложения
полномочий Советом Министров
в полном составе.
В своей деятельности
Совет Министров подотчетен Президенту
Республики Беларусь (по мере
необходимости, но не реже одного
раза в квартал представляет
Президенту отчет о своей деятельности)
и ответствен перед Национальным
собранием Республики Беларусь.
Совет Министров
в пределах своей компетенции
обеспечивает исполнение Конституции,
законов, актов Президента Республики
Беларусь, осуществляет контроль
за их исполнением подчиненными
ему республиканскими органами
государственного управления и
иными государственными организациями,
а также местными исполнительными
и распорядительными органами, физическими
лицами и организациями.
Совет Министров
осуществляет и иные полномочия,
возложенные на него Конституцией
Республики Беларусь, законами Республики
Беларусь и актами Президента
Республики Беларусь.
Совет Министров
обладает правом законодательной
инициативы. По поручению Президента,
по собственной инициативе, а
также в случаях, предусмотренных
законами, Совет Министров организует
разработку проектов законов
Республики Беларусь.
С согласия
Президента Правительство вправе
требовать от Палаты представителей
и Совета Республики Национального
собрания принятия решения путем
голосования в целом за весь
внесенный Правительством проект
или часть его с сохранением
лишь тех поправок, которые предложены
или приняты Президентом либо
Правительством. Совет Министров
по поручению Президента может
требовать принятия Палатой представителей
Национального собрания окончательного
решения, если согласительной
комиссией, созданной в соответствии
с Конституцией, вследствие отклонения
Советом Республики Национального
собрания законопроекта не принят
согласованный текст законопроекта.
Совет Министров
в порядке, определенном законодательством,
представляет в палаты Национального
собрания и их органы по
их требованию, а также по собственной
инициативе документы и материалы,
связанные с деятельностью Правительства.
Во время заседаний палат Национального
собрания Республики Беларусь, в
том числе закрытых, Премьер-министр
и члены Совета Министров могут
выступать вне очереди записавшихся
для выступления столько раз,
сколько они этого потребуют.
Национальный
банк Республики Беларусь совместно
с Советом Министров обеспечивает
проведение единой денежно-кредитной
политики Республики Беларусь
и представляет Президенту Республики
Беларусь для ежегодного утверждения
Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь. Совет
Министров и Национальный банк
Республики Беларусь информируют
друг друга о предполагаемых
действиях, имеющих общегосударственное
значение, координируют свою деятельность,
проводят регулярные взаимные
консультации.
Совет Министров
в целях учета интересов Республики
Беларусь и ее административно-территориальных
единиц в соответствии с законодательством
определяет вместе с местными
Советами депутатов степень и
порядок их участия в выполнении
общегосударственных программ, совместных
проектов, рассматривает предложения
этих Советов.
Политические
основы идеологии белорусского
государства составляет комплекс
идей и представлений белорусского
народа о политическом устройстве
Республики Беларусь, механизме
взаимодействия органов государственной
власти, месте и роли общественно-политических
сил в политическом процессе
и путях совершенствования политической
системы.
Эффективность идеологических процессов
во многом зависит от знания механизмов
управления политическим риском. Создание
фундаментальной концепции риска
предполагает междисциплинарный синтез
различных теоретических моделей, отражающих
закономерности механизмы формирования
рискового мышления и поведения в различных
сферах.
Фундаментом политического
и государственного устройства Республики
Беларусь выступает народовластие. Белорусский
народ, являясь единственным источником
верховной власти, создает механизмы,
при помощи которых граждане принимают
активное участие в решении государственных
дел, разрешении политических конфликтов.
Отличительной особенностью новейшей
политической истории Беларуси является
широкое использование форм непосредственной
демократии: референдумов, выборов и Всебелорусских
народных собраний.
Сегодня очевидно,
что только органы государственного
управления, созданные на легальной
и легитимной основе, могут быть
выразителями воли народа и
проводить политику, направленную
на повышение уровня благосостояния
населения.
Правовые основы
идеологии белорусского государства
составляет комплекс идей и
представлений белорусского народа
о суверенитете Республики Беларусь,
принципах построения правового
государства и механизме реализации
прав и свобод человека и
гражданина.
Народовластие
составляет основу Республики
Беларусь, а государство выступает
полномочным представителем народа
и обязуется обеспечивать надлежащие
условия жизнедеятельности своим
гражданам. Государство не должно
злоупотреблять своим суверенитетом
в ущерб принципам гуманизма
и демократии.
Руководство страны
проводит политику в интересах
белорусского народа и однозначно
заявляет о том, что суверенитет
и независимость Беларуси останутся
незыблемыми при любых обстоятельствах,
даже при углублении интеграционных
процессов с Российской Федерацией.
Правовое государство
– форма государственной организации,
при которой государственная
власть в своей деятельности
подчиняется праву и главной
целью считает обеспечение прав
и свобод человека. Государство,
все его органы и должностные
лица действуют в пределах
Конституции и принятых в соответствии
с ней актов законодательства.
Правовые акты или их отдельные
положения, признанные в установленном
законом порядке противоречащими
положениям Конституции, не имеют
юридической силы.
Признаки правового
государства:
✓ верховенство закона;
✓ разделение властей;
✓ взаимная ответственность личности
и государства;
✓ реальность прав и свобод гражданина;
✓ развитое гражданское общество.
Правовое государство
предполагает наличие мощного
экономического базиса, высоких
стандартов жизни и доминирование
«среднего» класса в социальной
структуре общества. Формирование
правового государства возможно
только при многоукладной рыночной
экономике, поскольку экономический
монополизм порождает монополизм
политический, т.е. доминирование
одной партии, идеологии, системы
ценностей.
Создание правового
государства требует сбалансированных
усилий в различных сферах
жизнедеятельности общества. Нельзя
проводить правовую реформу в
отрыве от политической, экономической,
социальной и т.д.
Значительное
опережение политических преобразований
при ухудшении экономического
положения справедливо может
породить протест масс. Демократия
блекнет, если государство не
способно обеспечить своим гражданам
безопасность и простое воспроизводство
жизни на уровне элементарных
биологических и социальных потребностей.
Построение правового
государства в Республике Беларусь
должно содействовать становлению
и развитию гражданского общества,
повышению благосостояния граждан,
поддержанию правопорядка и стабильности
в стране.
Человек, его
права и свободы в нашей
стране конституционно провозглашены
в качестве «высшей ценности»,
которую государство обязано
признавать, соблюдать и защищать.
Конституция Республики
Беларусь закрепляет принципиально
новую концепцию взаимоотношений
между государством и гражданином.
Если в советский период права
и свободы человека занимали
второстепенное место, а приоритет
отдавался интересам общества
или отдельных социальных групп,
то сейчас высшей ценностью
государства являются права и
свободы человека и гражданина.
Государство возложило на себя
ответственность за создание
условий для свободного, достойного
и всестороннего развития личности.