Политические
основы идеологии белорусского
государства составляет комплекс
идей и представлений белорусского
народа о политическом устройстве
Республики Беларусь, механизме взаимодействия
органов государственной власти, месте
и роли общественно-политических сил в
политическом процессе и путях совершенствования
политической системы.
Таким образом,
Правительство Республики Беларусь
осуществляет свою деятельность,
опираясь на основной закон
(Конституцию) и Закон Республики
Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З "О
Совете Министров Республики Беларусь".
Эти правовые документы регламентирую
деятельность Совета Министров в различных
отраслях, в том числе и в процессе формирования
и реализации идеологической политики
белорусского государства. Работу Правительства
в идеологической сфере активно контролирует
и направляет Президент Республики Беларусь
А. Г. Лукашенко.
Глава
2.
МЕСТО
И РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Правительство
Республики Беларусь — Совет
Министров — это коллегиальный
орган государственного управления,
осуществляющий исполнительную
власть в нашей стране. Правительство
состоит из Премьер-министра, его
заместителей, министров, иногда
и руководителей иных органов
государственного управления. Правительство
подотчетно Президенту и ответственно
перед парламентом. Руководит
работой Совета Министров Премьер-министр,
назначаемый Президентом с согласия
Палаты представителей Национального
собрания. Правительство разрабатывает
основные направления внешней
и внутренней политики, готовит
законопроекты, руководит системой
органов государственного управления,
обеспечивает соблюдение законов
и защиту конституционного строя,
организует управление государственной
собственностью и т. д.
Идеологическая
деятельность Совета Министров
идет в двух направлениях: практическая
работа и информационно-пропагандистская
работа.
Практическая
работа — это все действия
Правительства по решению социально-экономических
проблем и обеспечению устойчивого,
безопасного развития Республики
Беларусь. Результат этих действий
сказывается в конечном итоге
на уровне жизни населения
страны и тем самым влияет
на чувства, взгляды и ценностные
ориентации граждан, на их отношение
к государственной политике и
структурам государственной власти.
Поэтому первой важнейшей задачей
Правительства является разработка
грамотной экономической политики.
В настоящее время она должна
базироваться на трех принципах
— планировании хозяйственной
деятельности, рыночном саморегулировании
и политической демократии. Только
умелое сочетание этих принципов
позволит достичь цели экономической
политики государства, а именно,
экономической самостоятельности
и безопасности страны. Для этого
регулярно создается стратегия
социально-экономического развития
на определенное количество лет,
в которой особо отмечаются
важнейшие направления работы
Правительства.
В настоящее
время Правительством Беларуси
в качестве приоритетных направлений
деятельности определены:
® аграрная политика, нацеленная
на обеспечение полной продовольственной
безопасности государства и удовлетворения
потребностей граждан;
® жилищное строительство,
призванное обеспечить доступность
жилья для мало- и среднеимущих
слоев населения, своевременную
реконструкцию и ремонт существующего
жилищного фонда;
® экспорт продукции для
удержания прежних рынков сбыта
товаров отечественных производителей
и выявления новых;
в социальная политика
по защите материнства и детства,
доступности образования и медицинского
обслуживания для всех граждан
страны, по поддержке национальной
культуры, науки и оказанию адресной
помощи социально незащищенным
слоям населения;
© искоренение бюрократизма,
совершенствование государственного
управления для более полного
информирования граждан, получения
своевременной и точной информации
для правильного принятия управленческих
решений;
© обеспечение энергетической
безопасности путем сокращения
энергозатрат на производстве, более
эффективного использования альтернативных
источников энергии, развития
атомной энергетики.
Информационно-пропагандистская
работа направлена на формирование
общественного мнения и заключается
в своевременном информировании
граждан о работе Правительства,
его успехах, трудностях и дальнейших
планах. Независимо от занимаемой
должности, все госслужащие в
такой массово-политической работе
должны глубоко и доходчиво
разъяснять политику Президента
и Правительства, учитывая уровень
образованности различных категорий
населения, не уходить от острых
проблем. В условиях разработки
государственной идеологии Правительство,
являясь внепартийным, выступает
посредником между различными
социальными слоями населения,
между нанимателями и наемными
работниками и его деятельность
нацелена на достижение согласия
в обществе, общего блага для
всех граждан. Следовательно,
обеспечение бесконфликтных отношений
государства и общества, а также
координация и взаимодействие
с различными институтами гражданского
общества - это вторая главная
задача Правительства. Исполнительная
власть добивается этого через
регулирование деятельности СМИ
и государственную политику в
сфере науки, образования, культуры.
Однако следует помнить, что
чрезмерная идеологизация ведет
к снижению эффективности работы
правительственных структур и негативно
сказывается на проводимой государственной
аграрной, социальной, экономической,
культурной политике.
Повышение роли
Правительства в формировании
идеологии государства сегодня
равнозначно повышению эффективности
управления. В решающей мере оно
зависит от шести факторов:
o в возвышения роли
министров и других членов
Правительства в руководстве
отраслями и сферами деятельности;
• внедрения межотраслевого управления
в министерствах, госу
дарственных комитетах,
концернах, местных органах исполнитель
ной власти. Это
обеспечит взаимодействие между
промышленностью
и сельским хозяйством,
между реальным сектором экономики
и со
циальной сферой;
• в привлечения научных
работников отраслевыми и территориальными
органами исполнительной власти,
возможно, на хозрасчетной основе;
• усиления взаимодействия
Правительства и Парламента, например,
совместную комиссию по обсуждению
проектов законов, вносимых в
Палату представителей;
• наличия налаженного
информационного поля управленческой
деятельности. Следует определить
способы получения информации
для гарантии ее своевременности,
полезности, точности и объективности.
Особо ценной надо считать
ту ее часть, которая содержит
в себе элементы предвидения
хода событий и разработку
программ действий на будущее;
• а подбора и воспитания
кадров органов государственного
управления. Так, в 2002 г. был
утвержден кадровый реестр Правительства,
состоящий из 26 категорий, включая
работников республиканских органов
управления, государственных вузов,
дипломатических кадров. Кроме того,
начата переподготовка и повышение
квалификации кадров в Академии
управления при Президенте Республики
Беларусь, создается кодекс этики
госслужащих на базе их формы
трудового контракта.
Совет Министров
является учредителем газеты
«Рэспубл1ка», которая информирует
граждан о работе Правительства,
его министерств и ведомств,
их постановлениях, инструкциях,
запретах, предписаниях.
Опорой белорусского
общества должны стать сильные
Советы депутатов, профсоюзы и
молодежная организация (БРСМ), призванные
обеспечить связь народа с властными
структурами, вовлечь граждан в активное
государственное строительство и осуществлять
контроль за деятельностью органов государственной
власти.
После распада
Советского Союза в нашей стране
удалось сохранить систему местного
самоуправления, позволяющую гражданам
непосредственно участвовать в
управлении общественными делами,
в решении экономических и
социальных проблем на местах.
Однако в силу ряда объективных
причин в Беларуси не оформилась
самостоятельность и независимость
Советов. Большинство существующих
полномочий по управлению административно-территориальными
единицами сконцентрировалось в
исполнительных комитетах.
Идеологическая
роль Правительства Беларуси
по конкретным направлениям характеризуется
широкими полномочиями и среди
них:
• руководить системой
подчиненных ему органов госуправления
и других органов исполнительной
власти;
• разрабатывать основные
направления внутренней и внешней
политики и принимать меры
по их реализации;
• представлять Президенту
для внесения в Парламент проект
республиканского бюджета и отчет
о его исполнении;
• обеспечивать проведение
единой экономической, финансово-кредитной
и денежной политики в сферах
науки, культуры, образования, экологии,
социального обеспечения и оплаты
труда;
• принимать меры
по обеспечению прав и свобод
граждан, защите интересов государства,
национальной безопасности и
обороноспособности, охране собственности
и общественного порядка, борьбе
с преступностью;
• выступать от имени
собственника в отношении имущества
государства Республики Беларусь
и управлять государственной
собственностью;
• обеспечивать исполнение
Конституции, законов Республики
Беларусь, а также декретов, указов
и распоряжений Президента.
Идеология практической
деятельности Совета Министров
проявляется в правительственных
актах, в организации структур,
распоряжении материальными, финансовыми
и духовными ресурсами.
Кроме этого,
органы исполнительной власти
организуют информационно-пропагандистскую
работу для формирования общественного
мнения. В этой деятельности используются
устная и печатная информация, наука, образование
и культура.
Специфика (или
особенность) белорусского правительства
состоит в том, что по Конституции
и Закону «О Совете Министров
Республики Беларусь и подчиненных
ему государственных органах»
является не высшим, а центральным
органом госуправления. Правительство
в президентской Беларуси подотчетно
Главе государства и ответственно
перед Парламентом. Правительство
Беларуси руководит системой
подчиненных ему органов государственного
управления. Совет Министров имеет
право законодательной инициативы.
Заключение
Идеология государства
- это не застывшая идиома, а подвижная
и постоянно трансформирующаяся система,
нацеленная на реализацию потребностей
и запросов общества, выяснение его отношения
к различным институтам власти. Довольно
часто уже после выборов в краткосрочной
перспективе возникает необходимость
в определенной степени изменить, скорректировать
курс на основе новых тенденций, специфики
и чаяний людей. Как это сделать правильно,
быстро и эффективно? Во-первых, государству
необходимо постоянно проводить мониторинг,
зондаж общественного мнения с целью выявления
предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического
обеспечения государственной политики,
помимо прямой связи “гражданин – государство”,
которая особенно ярко проявляется в ходе
избирательных кампаний, должна работать
обратная связь “власть, органы управления
– человек”.
У нас сформировалась социальная ориентированность
идеологических предпочтений. В Конституции
Республики Беларусь четко указывается,
что наша страна – социальное государство.
Таким образом, белорусы ожидают
от правительства социальных гарантий,
устранения болевых точек, в первую
очередь, в экономической и социальной
сферах. Думается, второй особенностью
белорусской идеологической составляющей
является решение всего комплекса
проблем, связанных с ликвидацией
последствий на ЧАЭС.
Республика Беларусь –
молодая суверенная страна, которая
делает первые шаги на пути
построения правового демократического
государства, основанного на базе
развитого гражданского общества.
Это очень сложный и продолжительный
по времени процесс, предусматривающий
ломку старой тоталитарной системы,
пересмотр ранее действовавшей
Конституции и создание новых
структур власти.
Список
использованной литературы
1. Основы идеологии современного
государства: Учебное пособие
для вузов / Под общ. ред.
С.Н. Князева, С.В. Решетникова.
– Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь,
2004 – 491 с.
2. Идеология и молодежь Беларуси:
Пособие / Под редакцией Л.Е.
Землякова, С.Д. Лаптенка.
– Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь,
2004. – 305 с
3. Политология: Учебно-методический
комплекс для студ. и преподавателей
высш. учеб. заведений / Е.М. Бабосов,
Л.В. Гребенникова-Воробьева, В.А.
Гребень-Грущенкова и др.; Под
общ. ред.Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина.
- Мн.: Технопринт, 2002. - 461с.
4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический
аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес,
2005 - 816 с.
5. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей:
теория и практика // Вестн. Конституц.
Суда Респ. Беларусь. 1997. № 1. С. 32–37.
6. Мельник В.А. Государственная
идеология Республики Беларусь:
концептуальные основы / В.А. Мельник;
Науч. ред.П.Г. Никитенко. - 2-е изд.,
испр. и доп. - Мн.: Тесей, 2003. – 239 с.
7. Идеологическая работа в Республике
Беларусь: в помощь идеологическому
активу: пособие / Е.В. Матусевич,
С.Г. Паречина; под общ. ред.
проф. С.Н. Князева. – Мн.: Акад.
упр. при Президенте Респ. Беларусь,
2005. – 275 с.
8. Василевич Г.А. Органы государственной
власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой
статус. / Сер. «Юрид. справочник».
Прилож. к журн. «Право и экономика».
Мн., 1998. - 232 с