Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить политическую деятельность С.Ю. Витте и ее историческое значение.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления С.Ю. Витте как государственного деятеля.
2. Проанализировать деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России.
3. Раскрыть роль С.Ю. Витте как политика, рассмотрев итоги его дипломатической и политической деятельности.
4. Изучить деятельность С.Ю. Витте на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Участие С.Ю.Витте в государственной политике социально-экономической модернизации Российской империи 6
1.1. Становление С.Ю. Витте как государственного деятеля 6
1.2. Деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России 9
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Военно-политическая деятельность С.Ю.Витте 23
2.1. Дипломатическая и политическая деятельность С.Ю. Витте 23
2.2. Деятельность на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.). 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список источников и использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая деятельность С.Ю. Витте.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, и у  него бывали и нередко — ошибки и заблуждения, подчас соразмерные масштабам его деятельности. Но ему претила бюрократическая традиция ведомств под предлогом изучения и всевозможных обсуждений тормозить решение назревших проблем. Сам он не очень любил признаваться в ошибках, нередко предпочитая прибегать к весьма неблаговидным приемам сваливания вины на подчиненных. С.Ю. Витте перенял все те методы достижения целей, которые широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде: лесть, умение вести закулисные интриги, используя в борьбе с противником далеко не джентльменские приемы, прессу, подкуп, слухи, сплетни и т. и.

В. И. Ковалевский  в беседе с известным издателем  А. С. Сувориным говорил: «У Витте большой талант и большой ум, умение видеть людей, но малое образование (имелось в виду образование гуманитарное) и полное отсутствие нравственных правил. Он старается подкупить всякого человека тем или иным способом и вытянуть из него все, что нужно...» [22, С.234-235].

Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичного общества произвело  сильное, но далеко не однозначное впечатление. В профессиональной области он был хорошо знаком с научной литературой. В сфере же гуманитарной у него была масса серьезнейших пробелов. Не блистал он и манерами. Весь его облик, по словам придворного общества, выдавал в нем провинциала.

У Александра III, который сам был груб и резок, новый министр вызывал симпатию. Ему нравились в нем ясность  ума, твердость, умение излагать свои идеи четко и убедительно. Симпатия была взаимной. Витте до конца своих дней с уважением и признательностью вспоминал об Александре III как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков и слабостей («ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования»), но в целом отвечавшем его представлению о носителе верховной власти («громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость, твердость»).

В высшем свете  «выскочка» из провинции фактически так и не стал своим. О нем ходили анекдоты, создавались легенды, разные «вицмундирные» люди не переставали изощряться в остроумии по поводу его французского произношения, поведения, громоздкой фигуры, его семейной жизни.

Витте был женат  дважды и оба раза - на разведенных, прилагая в каждом случае немало усилий, чтобы развести своих будущих жен с мужьями. Его первая жена Н. А. Спиридонова, урожденная Иваненко дочь черниговского предводителя дворянства, умерла осенью 1890 года. Вскоре Витте женился на М. И. Лисаневич (еврейке по происхождению), за что, но слухам, ему пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к угрозам. Скандальная история с разводом получила огласку, и служебное положение министра несколько пошатнулось. Но Александр III поддержал своего протеже. Брак оказался удачным в семейном отношении, хотя детей у Витте не было. Однако супруга могущественного сановника так и не была принята ни при дворе, ни в высшем свете, что крайне досаждало Витте на протяжении всей его жизни.

Министерство  финансов, которое возглавил Витте, представляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, С.Ю. Витте дал волю распиравшей его энергии. Правда, вначале у него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины XIX века Ф. Листа. Анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики.

Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

В целом на этом этапе  он попытался приспособить экономическую  политику к общеполитической доктрине царствования Александра III с ее курсом на отстаивание консервативных начал  во всех сферах жизни страны, к укреплению и расширению роли самодержавного государства. Усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны нашло отражение в ряде мер — от разработки и широкого внедрения тарифного законодательства, чрезвычайного усиления регулирующей роли государства во внутренней и внешней торговле до выкупа в казну почти 2/3 всех железных дорог, расширения казенного промышленного сектора и усиления роли Государственного банка во всей народнохозяйственной системе и т. д. Вместе с тем он попытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных предприятий.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета  при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года но 1903 год они возросли почти вдвое — с 1040 до 2071 миллиона рублей . Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.

Когда Витте убеждал Александра III согласиться на реформу питейного  дела, он утверждал, что частная питейная торговля приводит к спаиванию народа, подчёркивал обычный тогда мотив  о вреде еврейской питейной торговли, особенно в губерниях черты оседлости, и указывал, что введение казённой монополии якобы избавит крестьян от экономической эксплуатации их евреями и, главным образом, вытеснит евреев из сельской местности.

Хотелось бы отметить что  тема «еврейского вопроса» в политике Витте очень подробно раскрыта А.Б. Миндлиным. Суть его глубокого анализа сводиться к прагматичному отношению к проблеме – «слова Витте коренным образом расходились с его делами» [19, С.120-126]. Выступая за евреев и их свободы Витте прежде всего руководствовался вопросами выгоды.

Витте продолжал подготовку денежной реформы, разрабатывавшейся еще М.X. Рейтерном, Н.X. Бунге и И.А. Вышнеградским и имевшей целью введение в России золотого обращения. Он совершил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

У экономической политики С.Ю. Витте было много противников среди дворянства. Даже золотое обращение, повысив курс рубля, оказалось невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало конкурентоспособность помещиков-экспортеров на мировом рынке. Но более всего раздражали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам дворянского сословия (1897— 1901 годы), созданного по повелению Николая II для выработки программы помощи высшему сословию.

В своих выступлениях на совещании и во всеподданнейших  записках Витте показал, что поместное  дворянство вовсе не было обойдено заботами правительства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены и организация дешевого и льготного кредита, и особая тарифная политика правительства, ограждавшая помещичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна, и закупка фуража интендантством и т. п. Главной же причиной оскудения поместного дворянства он считал его неумение приспособиться к новым условиям, понять перспективы развития страны.

«В России теперь происходит то же, что случилось в свое время  на Западе: она переходит к капиталистическому строю, - говорил Витте. ...Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон»'. Заявление смелое и весьма ответственное. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. «Мы находимся у начала этого движения, - констатировал он,— которого нельзя остановить без риска погубить Россию» [16, С.40]. Гигантская сила современной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

Под напором недовольных  Витте не отказался от своей идеи, и ему пришлось неоднократно отстаивать свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. В 1899 и 1900 годах им были подготовлены два всеподданнейших доклада, в которых он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить ее, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобретает целенаправленный характер - в течение примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов в виде займов и инвестиций, за счет внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активизации русского экспорта.

Витте удалось  в какой-то мере добиться реализации своих планов. В российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 процентов всех действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия но важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно но душевому потреблению оставалось eще весьма значительным.

Вместе с  тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива  в своей основе, ибо он использовал  для индустриального развития страны средства и условия, порожденные. феодальной природой существовавшей в России системы  государственного управления. Проводившаяся им политика государственного вмешательства в экономику часто оправдывалась необходимостью поддержки неокрепшей еще частной инициативы. Но в действительности это вмешательство далеко выходило за пределы помощи частному предпринимательству и фактически нередко становилось препятствием его естественного развития, тормозя процесс роста капитализма «снизу». Консерватизм виттевской системы состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционнейшего абсолютистского режима [17].

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для  промышленности и торговли. При нем  к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены  или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры  все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих

Нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 году), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Политика эта  встречала упорное сопротивление  МВД, пытавшегося, в свою очередь, полностью  подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции. Оказались  урезанными и принятые законы, что, как отмечал впоследствии Витте, послужило причиной обострения социальной напряженности. В целом его, конечно, никак нельзя заподозрить в особом благоволении к рабочим. Как вспоминал в заметке-некрологе Н. Ланговой, вице-директор департамента торговли и мануфактур, «в деле организации рабочего труда он терпеть не мог «крайностей» но поводу «утрирования» гигиены труда...» [17] Но в то же время он отчетливо осознавал опасность отставания в этой сфере от законодательства передовых стран Запада.

Информация о работе Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте