Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить политическую деятельность С.Ю. Витте и ее историческое значение.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления С.Ю. Витте как государственного деятеля.
2. Проанализировать деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России.
3. Раскрыть роль С.Ю. Витте как политика, рассмотрев итоги его дипломатической и политической деятельности.
4. Изучить деятельность С.Ю. Витте на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.).
Введение 3
Глава 1. Участие С.Ю.Витте в государственной политике социально-экономической модернизации Российской империи 6
1.1. Становление С.Ю. Витте как государственного деятеля 6
1.2. Деятельность С.Ю. Витте по осуществлению программы модернизации России 9
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Военно-политическая деятельность С.Ю.Витте 23
2.1. Дипломатическая и политическая деятельность С.Ю. Витте 23
2.2. Деятельность на посту председателя Совета министров (октябрь 1905 г. апрель 1906 г.). 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список источников и использованной литературы 43
Витте очутился меж двух огней. Для демократической части общества он был душителем свободы, для консерваторов - чуть ли не вдохновителем революции. Председатель Совета министров лавировал, но его положение с каждым месяцем становилось все более шатким. Предчувствуя неминуемую отставку, Витте решил закрепить важнейшие преобразования, принятые за время его премьерства, в виде новой редакции Основных государственных законов. Поскольку выборы в I Государственную думу дали перевес левым партиям, правительство стремилось поставить депутатов перед свершившимся фактом. С другой стороны, Витте стремился избежать реставрации старых порядков, выбив почву из-под ног консерваторов.
Обсуждение Основных законов происходило на совещании высших сановников империи в Царском Селе с 7 по 12 апреля 1906 г. Витте предложил сохранить упоминание о самодержавной власти, изъять из царского титула термин «неограниченный» и оставить термин «самодержавный». Он мотивировал свое предложение тем, что в Древней Руси «самодержавный» являлось синонимом суверенитета, следовательно, не шло в разрез с существованием выборных законодательных органов, тогда как термин «неограниченный» вступал в противоречие с манифестом 17 октября. Николай II остался крайне недовольным этим новшеством: «...меня мучит чувство, имею ли я перед моими предками право изменить пределы власти, которые я от них получил. Борьба во мне продолжается. Я еще не пришел к окончательному выводу». Но за исключением И. Л. Горемыкина, царя не поддержал ни один из участников совещания. Тем не менее Николай II колебался и лишь в последний день совещания после настойчивых вопросов, исключать ли термин «неограниченный», нехотя процедил: «Да».
Впрочем, изменение формулировки мало что означало, и недаром опытный Стишинский советовал: «Следует только слово исключить, а власть сохранить». Основные государственные законы закрепили за императором огромные полномочия. Его особа являлась священной и неприкосновенной, ему принадлежал почин по всем предметам законодательства, включая исключительное право на пересмотр Основных законов, император был верховным руководителем всех внешних сношений российского государства и державным вождем армии и флота.
Вместе с тем провозглашалось, что «Империя Российская» управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке" и повторялось положение манифеста 17 октября о том, что никакой закон не может последовать без одобрения обеих палат и воспринять силу без утверждения царя. В Основных законах конкретизировались «незыблемые основы гражданских свобод», дарованные манифестом 17 октября. Провозглашалась неприкосновенность жилища, каждый российский подданный имел право свободно избирать место жительства и беспрепятственно выезжать за границу. Каждый подданный имел право устраивать собрания, изустно и письменно высказывать свое мнение и распространять его посредством печати или иными способами. Разрешалось образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Провозглашалась свобода совести.
Все это можно было бы назвать настоящей хартией вольности, если бы Витте не пояснял, что "Весь этот отдел, с практической точки зрения, не имеет значения". За несколько месяцев после манифеста 17 октября власти успели принять ряд постановлений, ограничивавших свободу слова. Была установлена уголовная ответственность «за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц», приняты временные правила, разрешавшие министру внутренних дел во всякое время закрывать общества и союзы, если он сочтет их деятельность угрожающей общественному спокойствию. Характерно, что в Основных законах не было статьи, ограждающей тайны частной корреспонденции. Витте разъяснил, что правительство оставляет за собой право перлюстрации, та как «при нынешней организации полиции, судебной и сыскной части, без этого нельзя обойтись». Кое-кто из сановников предлагал хотя бы формально гарантировать неприкосновенность переписки, на что министр внутренних дел П.Н. Дурново меланхолически ответил, что он, собственно, не против, вот только «будет масса жалоб на рваные конверты».
Новая редакция Основных государственных законов была введены императорским указом Сенату 23 апреля 1906 г., за три дня до открытия I Государственной думы. Оппозиционные силы были возмущены тем, что правительство как «тать в нощи» украло у народа власть. Действительно, Основные законы сохранили самодержавную власть и оградили привилегии правящей верхушки. Государство по-прежнему превалировало и над обществом и над отдельной личностью. Основные законы являлись документом переходной эпохи, отпечаток противоречивости лежал на каждой статье. Но как бы ни критиковали эти законы, каким бы антидемократическим ни было их содержание, они все же стали определенным шагом в направлении к правовому государству.
Витте и его кабинет подали в отставку сразу после публикации Основных государственных законов. Уход Витте вызвал бурю восторга справа и слева. Для правых отставка премьер-министра символизировала долгожданный отказ от реформаторского курса, левые, наоборот, видели в этом признак слабости царского самодержавия. Таков был финал шестимесячного премьерства Витте, пытавшегося примирить политические крайности.
Карьера Витте была закончена. Правда, он долго этого не осознавал, устраивать разные комбинации, интриговал, даже пытался использовать Г. Е. Распутина, чтобы вернуться к власти. Но в этом ему не смог помочь даже фаворит царской четы, сетовавший на то, что «папаша и мамаша» на дух не переносят «Витю». 25 февраля 1915 г. Витте умер в своем доме на Каменноостровском проспекте, и в ту же ночь его кабинет и бумаги были опечатаны. Полиция искала его воспоминания, державшие в трепете всю правящую верхушку. Однако Витте принял меры предосторожности. Рукописи хранились за границей в сейфе одного из банков. Воспоминания Витте впервые были опубликованы уже после революции в 1921-23 гг.
Важным направлением в деятельности С.Ю. Витте была забота об укреплении обороноспособности государства. На протяжении всего периода нахождения у власти он стремился внести вклад в военную политику государства. При его непосредственном участии решались многие военно-экономические проблемы развития России, вопросы повышения боеготовности и боеспособности ее армии и флота. Главными направлениями в деле укрепления обороны России С.Ю. Витте считал: достаточное финансирование; ведение умелой дипломатической работы; создание условий для внедрения новейших достижений науки и техники в военную область; создание инфраструктуры на театрах военных действий.
Витте был ярым
сторонником самодержавия и утверждал,
что демократические формы
В последние годы своей политической карьеры С.Ю. Витте демонстрировал просто феноменальную изворотливость, выступая то твердым, безжалостным карателем, то искусным миротворцем. Вследствие чего очутился меж двух огней. Для демократической части общества он был душителем свободы, гадким безжалостным тираном, для консерваторов – чуть ли не вдохновителем революции, декабристом нового времени. И, конечно же, отставка не заставила себя ждать и стала, по сути, стала концом его карьеры. Хотя он не отошел от политической деятельности совсем (был членом Государственного совета, часто выступал в печати) вплоть до самой своей смерти.
Как государственный деятель и политик С.Ю.Витте являлся достаточно ярким представителем своего времени. Об эклектичности, противоречивости, а порой и беспринципности его хорошо сказал К.П. Победоносцев: «Витте умный человек... но он весь составлен из кусочков». Вращаясь в среде, где процветали интриги, лицемерие и корысть, он вынужден был принять «правила игры», и усвоил их в полной мере. Однако это не умаляет достоинств Витте как государственного деятеля сложной переходной эпохи российской империи. На его долю выпали не только выработка и реализация нового правительственного курса экономической политики, но и первые глубокие реформы политического строя царской России, попытки дать новый импульс развитию страны с учетом как сложившихся традиций, так и новых потребностей, продиктованных неумолимым духом времени, выработать и воплотить в жизнь курс правительственной политики, альтернативный надвигавшейся, а затем и разразившейся революции. Конечно, не все ему удалось свершить из задуманного — и в силу сопротивления среды, в которой ему пришлось действовать, и в силу собственной ограниченности.
Стремление занять ведущее место в иерархии царской бюрократии, безусловно, являлось важной основой поступков и деяний Витте. Тем не менее его деятельность, направленную на создание определенного личного имиджа, авторитета и в конечном счете на создание бюрократической карьеры, следует рассматривать в большей степени как попытку сильной личности с ярко выраженным административным талантом модернизировать страну и упрочить положение Российского государства. Именно на прагматическом патриотизме базировалась вся ментальность Витте, как и у многих высокопоставленных бюрократов России конца XIX — начала XX в.
Как и все люди С.Ю. Витте допускал просчеты и ошибки, которые он стремился исправлять по мере их проявления. Сравнивая его с другими государственными деятелями последнего периода царствования Романовых, многие историки отмечали, что не будучи морально выше своих современников, С.Ю. Витте несколькими головами превышал их по своему уму и организаторским способностям. Анализируя личность политика С.Ю.Витте хочется привести его же слова «Человек - существо крайне сложное, не только фразой, но целыми страницами определить его трудно... . Чтобы определить человека, надо написать роман его жизни…» [1, С.453].
Благодаря проводимому С.Ю. Витте курсу на ускоренное развитие промышленности страны на основе индустриализации, Россия в конце XIX века по темпам экономического развития вышла на ведущее место в мире.
Среди основных
черт, т.е. существенных признаков, свойств,
которые характеризовали
1) научная обоснованность большинства принимаемых им решений, учитывающая происходящие изменения в экономике, социально-политической сфере российского общества, в обороноспособности государства, во взаимоотношениях с другими странами;
2) принципиальный, инициативный подход в решении задач укрепления российской денежной системы, как основы развития народного хозяйства, укрепления обороноспособности государства;
3) смелость, компетентность,
масштабность в принятии
4) умение не только принять ответственное решение, но и организовать работу подчиненных ему ведомств по реализации их в жизнь, сосредоточить их влияние на главных, решающих участках работы;
5) самостоятельность
и независимость суждений, умение
отстаивать свою точку зрения,
настойчивость в
б) конкретно-историческая обусловленность целесообразности тех или иных форм и средств проведения преобразований в экономической, политической, военной сферах;
7) универсальность,
возможность повторения и
Деятельная натура С.Ю. Витте не смогла раскрыться до конца в условиях господствующего самодержавного строя. При покровительстве Александра III он начал активную государственную и политическую деятельность, имевшую хорошие результаты. После воцарения Николая II деятельность С.Ю. Витте год от года становилась все более зависимой от прихотей царя. В таких условиях ему приходилось действовать осторожно, с оглядкой на двор. Наиболее характерно шатания и нерешительность министра проявились после его первой отставки в 1903 г. и второго возвышения в 1905 г. Перемены во взглядах и «резкий поворот вправо» в ноябре-декабре 1905 г. связан был с желанием сохранить самодержавие. Защищая самодержавие С.Ю. Витте полагал, что оно наиболее полно соответствует российской ментальности, что только оно способно объединить огромную полиэтническую, многоконфессиональную, разнообразную по географическим условиям страну, создать условия для роста могущества России, обеспечить ее международный авторитет.
Между тем, С.Ю. Витте стремился внедрить в практику государственного правления России буржуазные методы. Он выступал за устранение причин, мешавших капиталистическому развитию деревни, был против исключительных привелегий дворянской верхушки, хотя по воле императора и был вынужден подкармливать ее за счет государственной казны. В отношениях между дворянством и буржуазией он решительно стоял за интересы последней. В то же время он хорошо понимал, что нельзя государственную политику вести наперекор дворянству. Отсюда происходила политическая нерешительность С.Ю. Витте, его метания из стороны в сторону, которые наиболее наглядно проявились в период его премьерства.
Основная причина, не позволившая полностью раскрыться потенциальным способностям С.Ю. Витте по реформированию экономической и политической жизни страны заключалась в том, чтоон не опирался на парламентскую партию сподвижников, хотя и пытался создать ее в 1906 - 1911 гг., и не апеллировал к внепарламентской оппозиции, пытаясь в период революции занимать надпартийные позиции. Тем самым он лишался поддержки за стенами царского двора и оказывался зависимым от личных прихотей царя.
Информация о работе Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте