Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 13:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – проследить, как Цезарь достиг высшей власти в Римском государстве и какую роль сыграла его диктатура в трансформации политической системы римлян.
Основными задачами данной работы являются: рассмотреть, какая обстановка сложилась в Риме в первой половине I в. до н. э., установить обстоятельства прихода Цезаря к власти, определить характер его власти, провести анализ реформаторской деятельности Цезаря и проследить изменения его социальной опоры.
Усиление политического кризиса и обострение социальных противоречий вылилось в движение Клодия и в цепь массовых беспорядков. Развязавшаяся война между Цезарем и Помпеем наносила большой ущерб населению и всему государству. Социально-политический кризис, приведший к обострению социальной борьбы, поставил перед господствующими классами вопрос о военной диктатуре68.
Глава III. Характер власти и реформы Юлия Цезаря
Вопрос о характере власти Цезаря и, в особенности, о значении некоторых его отдельных полномочий или почетных титулов был рассмотрен многими исследователями истории этой эпохи Римского государства и вызывал много дискуссий по этому поводу.
Цезарь получил и сохранял свой империй с 59 года. В это время он занимал должность консула, в 58 – 50 гг. ему принадлежали проконсульские полномочия по управлению Галлией, после испанской кампании 49 г. Цезарь был назначен диктатором, но пробыл в этой должности всего 11 дней. В 48 г. он снова стал консулом69. Впервые власть Цезаря начала выходить за пределы республиканских рамок после Фарсала, когда он был снова назначен диктатором на неопределенное время, до этого был прецедент с Суллой. После битвы при Тапсе получил диктатуру на 10 лет, а после Мунды стал пожизненным диктатором. Последний эпизод знаменовал важный качественный переход и являлся переломным в развитии монархических институтов, которые с этого времени становятся постоянными70.
В дополнение диктатор, получил огромное количество почетных титулов и прав. Одним из самых дискуссионных оказался вопрос о значении титула император. Моммзен к примеру утверждал, что если положение Цезаря как главы государства формально определялось в первую очередь диктаторскими полномочиями, то для обозначения монархических сущности его власти “пригоднее” был титул императора, который впервые у Цезаря приобрел характер постоянного наименования и возможность передачи его по наследству71. Эту точку зрения ныне разделяют немногие исследователи. В основном мнения сходятся к тому, что титул император сохранял свое прежнее республиканское значение, где внутреннее содержание его не изменилось. Он по-прежнему означал высшего военачальника, распоряжавшегося подвластными ему людьми, но поскольку он стал постоянным, носитель данного титула сохранял теперь его и в мирное время. Также Цезарь обладал титулом “liberator” и назывался отцом отечества, сосредоточив таким образом в своих руках различные полномочия. Однако эти титулы не сводились лишь к магистратским обязанностям и были значительно шире.
Диктатура была основой власти Цезаря, являющаяся высшей магистратурой и дающая права подчинения прочих магистратур и государственных должностей. Но все же она не была единственной его властью. С 48 по 44 г. Цезарь являлся консулом, хотя от предложенного ему пожизненного консульства и отказался. В последние годы консульство для Цезаря было показателем не столько власти, сколько статуса. Следует помнить, что Цезарь обладал еще и трибунскими полномочиями и получил цензорскую власть, контроль над частной жизнью граждан72, что дает право говорить об чрезвычайно широком и вместе с тем экстраординарным характером его власти.
Единовластие Цезаря, базирующееся
на сочетании различных
В государственной религии наблюдается упадок, распространился рационализм среди высших слоев населения, но заметно повышается интерес к сверхъестественному у средних и низших слоев населения. Проникавшие учения о конце мира и о добром царе-избавителе безусловно находили своих приверженцев, что имело влияние на формирование общественного мнения римского народа. Цезарь пытался использовать силу религиозной власти в своих политических целях. Еще с начала своей политической деятельности Цезарь говорил, что род Юлиев восходит к самой богине Венере. Использовал распространенную легенду, о том, что основателем могущества в Лациуме был сын Венеры Эней. А его сын Юл считался родоначальником рода Юлиев. Сам Цезарь в 63 г. был избран великим понтификом, став правителем Рима, реально становиться главой религии75. Божественное происхождение рода, благочестие и жреческое достоинство – это те черты, которые Цезарь стремится подчеркнуть, наряду с военными успехами.
В честь Цезаря строились храмы, статуя его ставится рядом со статуями легендарных семи римских царей. Он появляется постоянно в триумфальном облачении, которые одевали только во время триумфов. Клятва его именем приобретает юридическую силу. Все это являлось внешними признаками монархических начал власти Цезаря.
Проблема власти Цезаря являлась предметом дискуссии и достаточно перечислить те точки зрения, которые отражают диапазон этих оценок. По мнению Т. Моммзена деятельность Цезаря напоминала вариант демократической монархии, другие исследователи видят стремление установить в Риме монархию эллинистического типа или даже восточный вариант, третьи настаивают на специфически римском варианте абсолютной монархии76. С точки зрения С. Л. Утченко, власть Цезаря имела чисто римские корни и политические решения, которые он принимал, диктовались больше существующей обстановкой в государстве.
Власть Цезаря была построена на комбинации римских магистратур, почетных функций и концепции власти. Но хоть она и основывалась на римской магистратской власти, все же имела ряд новых черт: фиксация пожизненности, кумуляция различных магистратур в одном лице, дополнительные почетные права, элементы культа77.
Цезарь, как и всякий видный политический деятель Рима, имел некое политическое окружение, но этого было недостаточно, когда встал вопрос об фактически единоличном управлении огромной державой, следовало подумать о более широкой базе, на которую он мог бы смело опираться. Видимо, именно в этом аспекте и следует рассматривать политику Цезаря по отношению к армии, его колонизационную и гражданско-правовую политику, и политику милосердия. Среди социальных групп, в интересах которых действовал Цезарь, можно назвать различные группы рабовладельческого общества, но они не были связаны единством интересов78. Цезарь выдвинулся, прежде всего, как вождь популяров и преимущественно выступал в защиту их интересов. Необходимостью обрести поддержку некоторых слоев общества и надо объяснять его реформы.
Заняв высокое положение в государстве, и сосредоточив в своих руках широкие полномочия, Цезарь смог целиком отдаться реформаторской деятельности. Этот широкий спектр полномочий позволял Цезарю произвести ряд разнообразных мероприятий по восстановлению государства и укреплению своих позиций в нем.
Как и при Сулле, при Цезаре были сохранены практически все институты республики, которые, однако, подверглись сильной трансформации79. Полномочия полученные Цезарем после битвы при Тапсе дали ему легальные основания для пополнения сената. Так как прежний сенат был в оппозиции Цезарю, то он увеличил число сенаторов и довел его до 900 человек. Все лица пополнившие сенат были преимущественно из среды сторонников Цезаря, включив в их число не только вовсе не знатных людей, но даже сыновей вольноотпущенников, и граждан из Галлии и Испании80. Таким образом, в административном аппарате республики появилось большое количество энергичных, преданных Цезарю людей, прежде мало кому известных.
Цезарь осуществлял контроль над всеми звеньями магистратской коллегии. Наиболее важным являлся контроль над консульством, осуществлявшийся разными способами. Ежегодно избирались не два, а несколько пар консулов, где он сам ставал консулом, а остальные места занимались его доверенными лицами. Увеличение числа преторов и квесторов тоже ослабляли эти коллегии, а трибунская власть Цезаря контролировала и трибунат81. По отношению к комициям Цезарь поступал следующим образом: кроме кандидатов на консульство, из претендентов на остальные должности половина избиралась народом, а другая половина – самим Цезарем. Он рассылал по трибам рекомендательные записки и таким образом проводил своих ставленников82. Тем не менее, контролируя все магистратуры Цезарь делал это согласно традициям республики и в соответствии требованиям государственного управления.
В финансовом управлении Цезарь проводит, причем весьма энергично ограничение контингента лиц получающих даровой хлеб. К его времени пользовались бесплатным хлебом до 320 000 человек, по приказанию Цезаря было определенно число людей нуждавшихся в поддержке со стороны государства, таких оказалось 150 000. На это количество Цезарь и распорядился отпускать хлеб, и осуществлялся контроль за тем, чтобы новые лица были включены только на освободившиеся места. Вероятно, снижение количества лиц получающих бесплатный хлеб было вызвано переписью населения, в результате которой обнаружилось его резкое сокращение83.
Была упорядочена налоговая система, отныне деятельность публиканов, откупщиков налогов в провинции ограничивалась и ставилась под контроль. За публиканами сохранялся только сбор косвенных налогов, прямые же налоги стали вноситься государству непосредственно представителями общин84. Вообще поборы были понижены, в связи с тем, что государство получало напрямую, без того чтоб значительные суммы оставались в карманах откупщиков. Эти мероприятия нанесли чувствительный урон по их интересам.
В вопросе о порядке сроков отправления магистратур Цезарь издал закон о провинциях, где управление консульскими провинциями ограничивалось двухгодичным сроком, а преторскими одногодичными. Роль наместников сводилась к административному и судебному надзору и лишалась военной власти. Распределял наместничество сам Цезарь. По-прежнему на должности наместников назначались бывшие консулы, преторы или квесторы.
Затем Цезарь проводит муниципальный закон, представляющий интересы италийских жителей. В нем касались вопросы городского управления и устройства, дающие большую самостоятельность в решении местных вопросов италийским городам.
Особым постановлением ужесточались наказания за убийство римского гражданина и другие уголовные преступления. Согласно закону лицо совершившее преступление и удалившееся в изгнание лишался имущества. Эта мера должна была снизить число злодеяний среди римских богачей85.
В области судопроизводства Цезарь провел также ряд мероприятий, в одном из которых намеревался создать общий свод законов. Римское судопроизводство давно пришло в упадок, поэтому были приняты меры направленные на установление порядка в судах, где пускались в ход различного рода злоупотребления: деньги, угрозы и прямые насилия86. Был проведен специальный закон, по которому суды снова становились привилегией сенаторов и всадников. Была произведена отмена религиозных коллегий восстановленных Клодием. После закона Клодия 58 г. эти коллегии были средоточием плебса и оплотом демократизма, что было опасно для режима установленного Цезарем. Поэтому демократические круги имели все основания быть недовольными Цезарем-диктатором.
Определенные решения были приняты по организации армии и высшего управления. Опираясь прежде всего на войска Цезарь захватил власть став вскоре высшим начальником всех военных сил государства. Бесспорно, Цезарь имел в виду сохранить могущественную армию, но он, конечно, хотел держать ее в стороне от политической жизни и от управления страной87. Всех своих солдат-ветеранов Цезарь постарался обеспечить землей. Наделение земельными участками производились предельно осторожно, стараясь не зацепить ничьих интересов88.
Кроме того была проведена
реформа календаря. Был введен
календарный год насчитывающий 365
дней, уничтожался добавочный месяц,
каждый четвертый год
Традиция занимала большое
Несмотря на протесты
Энергичная и активная государственная деятельность Цезаря была отмечена словами Плутарха: “Многочисленные успехи не были для деятельной натуры Цезаря основанием спокойно пользоваться плодами своих трудов. Напротив как бы воспламеняя и подстрекая его, они порождали планы еще более великих предприятий в будущем и стремление к новой славе, как будто достигнутая его не удовлетворяла”92.
В перспективе Цезарь строил планы, возвести храм Марса и построить огромный театр. Провести работы по осушению помптинских болот и спуску Фуцинского озера, что давало возможность обеспечить многих земледельцев землей. Открыть греческие и римские библиотеки. Военную деятельность, которую Цезарь намерен был развернуть и к которой тщательно готовился, организовав под своим руководством огромную армию, был поход на Восток. Предполагалось захватить сначала Дакию, а затем двинутся на Евфрат против Парфии93. Цезарь этой войной преследовал несколько целей. Главной, однако, было в случае победы над Парфией завершение обьеденения государства и создания мировой державы.
Власть Цезаря усиливалась, но нападки на него не только не прекращались, а увеличивались. Приверженцы республики, еще не сложили оружия. Республиканские традиции еще были живы и действенны, далеко не все представители сенаторского сословия отказывались от господствующего и независимого положения в государстве, несмотря на ряд мероприятий проводимых Цезарем в их пользу. А ходившие слухи о стремлении Цезаря к царской власти, более всего настраивали широкие народные массы против него и стремления его убить. Для народа это была главная вина Цезаря; у тайных же недоброжелателей это давно стало благовидным предлогом для вражды к нему94.
Информация о работе Политическая деятельность и триумвират Юлия Цезаря. Галльская кампания