Политическая и духовная ситуация в России ХIX - начала ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В России в XIX – начале XX вв. закончилось формирование территории Российской империи. Особенности социального строя России заключались в том, что в нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3
1. Общественное движение в России XIX – начала XX вв…………………..5
1.1. Основные идеологические модели: консерватизм, либерализм, социализм………………………………………………………………....5
1.2. Революционно - освободительные движения как историческая проблема…………………………………………………………………..9
1.3. Основные тенденции культурного развития России в XIX – начала XX вв………………………………………………………………….….11
2. Россия в начале ХХ века……………………………………………….........12
2.1. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.: причины, предпосылки,
ход, итоги………………………………………………………………....12
2.2. Первый опыт российского парламентаризма………………….…..15
2.3. Государственные думы в России…………………………………...17
3. Россия в огне войн и революций…………………………………………….18
3.1. Россия в Первой мировой войне…………………………………....18
3.2. Февральская революция: причины, предпосылки, ход, итоги…....19
3.3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства….....21
3.4. Октябрьская революция и переход власти в руки Советов……......24
Заключение…………………………………………………………………..……28
Список литературы………………………………………………………….........29

Вложенные файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Кафедра истории и социологии

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Отечественная история»

по теме

«Политическая и духовная ситуация в России ХIX - начала ХХ вв.»

 

 

 

 

 

Выполнил: А.Д. Щедровец

ФЗСЭО-1 № ЭКОЗ б11з-260у

Проверил: Рябинина Т.В.

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………............3

1. Общественное движение в России XIX – начала XX вв…………………..5

1.1. Основные идеологические модели: консерватизм, либерализм, социализм………………………………………………………………....5

1.2.  Революционно - освободительные движения как историческая проблема…………………………………………………………………..9

1.3.  Основные тенденции культурного развития России в XIX – начала XX вв………………………………………………………………….….11

2. Россия в начале ХХ века……………………………………………….........12

2.1. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.: причины, предпосылки,

ход, итоги………………………………………………………………....12

2.2. Первый опыт российского парламентаризма………………….…..15

2.3. Государственные думы в России…………………………………...17

3. Россия в огне войн и революций…………………………………………….18

3.1. Россия в Первой мировой войне…………………………………....18

3.2. Февральская революция: причины, предпосылки, ход, итоги…....19

3.3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства….....21

3.4. Октябрьская революция и переход власти в руки Советов……......24

Заключение…………………………………………………………………..……28

Список литературы………………………………………………………….........29

 

 

 

 

 

 

Введение

В России в XIX – начале XX вв. закончилось формирование территории Российской империи. Особенности социального строя России заключались в том, что в нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.

Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.

Новые черты в социальном строе возникали вследствие изменений в экономике и расстановке политических сил страны. Модернизация ускорила складывание классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата.

Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян, усилила политические амбиции буржуазии и общественную роль рабочего класса. В 1906 г. был создан представительный орган (Государственная дума).

Достигнутое в результате борьбы трудящихся некоторое ограничение самодержавия не удовлетворяло разные слои населения, требовавшие продолжения демократизации страны. В 1917 г. это привело к краху самодержавия.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису.

Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Актуальность выбранной темы обусловливается интересом и необходимостью изучения истории России в один из ключевых моментов изменения власти и дальнейшего развития страны. XIX – XX вв. стал решающем в формирование страны и государственной власти.

Цель контрольной работы состоит в исследовании основных событий происходивших в России на рубеже XIX – XX вв.

Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:

    • рассмотреть общественные движения возникшее в это время;
    • дать характеристику Первой русской революции 1905-1907 г.г;
    • проанализировать изменение политической жизни;
    • ознакомиться с появлением Политических партий;
    • изучить Россию в период Первой мировой войны;
    • рассмотреть общественный кризис накануне 1917г.;
    • проанализировать Февральскую и Октябрьскую революции;
    • ознакомится с становлением советской государственной власти;

Предметом исследования являются политическая жизнь России XIX – начала XX вв.

Объектом исследования являются социальные противоречия, внешняя и внутренняя политика страны.

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественное движение в России XIX – начала XX вв.

В пореформенный период процесс капитализации российской экономики принял бурный характер. Страна из аграрной превращалась в промышленную, формировалась индустриальная цивилизация. К концу XIX века Россия занимала 5-е место в мире по объему промышленной продукции, 4-е – по машиностроению, 3-е – по выработке хлопчатобумажных тканей и 2-е по добыче нефти и выработке древесины. По темпам развития производства в тяжелой промышленности – 1-е место.

  Деревня динамично втягивалась в рыночные отношения. Складывался рынок зерна, технических культур, продуктов животноводства. Внутри общинного крестьянства шла общинная дифференциация. Выделялся слой зажиточных крестьян, которые имели высокопродуктивное хозяйство связанное с рынком. В 90-х годах был принят ряд мер, связанных с именем выдающегося государственного деятеля, министра финансов С. Ю. Витте. По его инициативе было начато строение Транссибирской магистрали, была введена винная монополия, что резко повысили доходы государства. Витте успешно провел денежную реформу – в обращение была введена золотая валюта и свободный обмен на нее бумажного кредитного рубля.

  Экономический рывок потребовал напряжение всех сил страны. Россия стремилась догнать ушедшие вперед развитые страны мира. Но это не удалось ибо экономические меры не были подкреплены политикой.

1.1. Основные идеологические модели: консерватизм, либерализм, социализм.

Консерватизм, либерализм и социализм представляют собой «главные» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованности; то есть любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан.

Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличие от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. Консерватизм, отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление – в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев.

В первой половине ХIХ в.  царское  правительство  пыталось  разработать

собственную   идеологию,   на   основании   которой   воспитать преданное

самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал  Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами,  он  выдвинул  так называемую  "теорию  официальной  народности".

В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном  о  будущих  путях

развития России. Славянофилы выступали за самобытность России,  которую  они

видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского  народа.

Среди  них  своим  значительным  философским  потенциалом  выделялись   И.В.

Киреевский.  К.С.  Аксаков,  Ю.Ф.  Самарин  и  особенно  А.С.  Хомяков.  Они

стремились  опровергнуть  немецкий  тип  философствования  и  выработать  на

основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

Либерализм — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка. История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство историков, эти усилия не имели в своей основе политической программы и потому часто страдали от копирования западных решений без должного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества. Тем не менее, они оказали значительное влияние на страну, и их последствия включали важные положительные сдвиги. В прошлом, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались.

В начале XIX века в России не было ни политических партий, ни неправительственных общественных организаций. Их роль заменяли многочисленные тайные общества.

Начало XX века в России ознаменовалось усилением либерализма благодаря развитию капитализма и связанному с этим стремительному экономическому подъёму. Поражение в русско-японской войне в 1905 г. привело к тому, что недовольство режимом переросло в революционное движение. Резко усилились радикальные течения, включая марксизм и анархизм. Одним из лидеров либерального движения того периода был Пётр Струве. Он полагал, что государственность и нация в равной степени берут начало от народного единства (политического и духовного). Разочарование Струве в завоеваниях революции 1905 г. выразилось в его работе «Интеллигенция и революция», опубликованной в сборнике «Вехи».

Социализм — экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудов “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России.

В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной России.

До 1917 года политическая мысль России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них были: А.И. Гучков, князь Г.Е. Львов, М.В. Родзянко и другие.

1.2.  Революционно - освободительные движения как историческая проблема.

Революционно-демократическое движение. Начало складывания радикально-демократического направления общественной мысли в России относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его представителями стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-начала 70 гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков разночинной интеллигенции в Москве, Петербурге и ряде провинциальных, в основном университетских городов.

Информация о работе Политическая и духовная ситуация в России ХIX - начала ХХ вв