Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:44, контрольная работа
В России в XIX – начале XX вв. закончилось формирование территории Российской империи. Особенности социального строя России заключались в том, что в нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.
Введение…………………………………………………………………............3
1. Общественное движение в России XIX – начала XX вв…………………..5
1.1. Основные идеологические модели: консерватизм, либерализм, социализм………………………………………………………………....5
1.2. Революционно - освободительные движения как историческая проблема…………………………………………………………………..9
1.3. Основные тенденции культурного развития России в XIX – начала XX вв………………………………………………………………….….11
2. Россия в начале ХХ века……………………………………………….........12
2.1. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.: причины, предпосылки,
ход, итоги………………………………………………………………....12
2.2. Первый опыт российского парламентаризма………………….…..15
2.3. Государственные думы в России…………………………………...17
3. Россия в огне войн и революций…………………………………………….18
3.1. Россия в Первой мировой войне…………………………………....18
3.2. Февральская революция: причины, предпосылки, ход, итоги…....19
3.3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства….....21
3.4. Октябрьская революция и переход власти в руки Советов……......24
Заключение…………………………………………………………………..……28
Список литературы………………………………………………………….........29
С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.
Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг.
Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.) имела большое политическое значение, но привело к обратным результатам – отказу самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции. Ожидаемых народных выступлений не последовало. Вскоре большая часть Исполнительного комитета была арестована, лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были казнены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882 г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 человек. Несмотря на это «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили ее разгром. Члены организации, которым удалось избежать репрессий, в 1890-х гг. сыграли видную роль в оформлении партии эсеров.
1.3. Основные тенденции культурного развития России в XIX – начала XX вв.
В России конца 19 - начала 20 вв. в период «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов, произошли глубокие и серьезные изменения в искусстве, определившие новые и уникальные пути его развития.
С одной стороны, искусство того времени – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить наследие прошлого. Никогда прежде художник не был так свободен в своем творчестве – создавая картину мира, он получал реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.
Культура конца 19 – начала 20 столетий многогранна. Порой она представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Пережитые потрясения, войны, перемены в социальной структуре, веяния новых ценностей и стремлений Запада, все большая заинтересованность общества в науках и искусстве – все это сильно повлияло на развитие культуры того времени. Прилив творческой энергии, появление новых жанров, изменение и усложнение тем произведений стали началом новой эпохи, которую называют Серебряным Веком.
Серебряный век – одна из самых насыщенных культурных эпох нашей страны. И хотя первопричина возникновения всех этих течений практически одна – смена веков, чувство больших перемен, необходимость отобразить свое отношение к этому – многообразие взглядов на эту первопричину ошеломляет.
2. Россия в начале ХХ века.
Российская империя была самой большой в территориальном отношении страной в мире. Среди промышленных регионов особо выделялись Московская, Петербургская, Рижская, Лодзинская, Южнороссийский, Уральский и др. Начинается интенсивное освоение Сибири, Дальнего Востока ( Красноярский район, Новониколаевский (Новосибирский) и Владивостокский районы.
2.1. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.: причины, предпосылки,
ход, итоги.
Важнейшими причина стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительств партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции. Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний вначале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат). Периодизация революции:
1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г.;
2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г. по декабрь 1905 г.;
3-й этап - завершительный - январь 1906 г. - июнь 1907 г.
Началом революции принято считать 9 января 1905 г . («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Действительно, стремясь предотвратить развитие революционности масс и постав и их деятельность под контроль, правительство сделало шаги в этом направлении. Министр внутренних дел Плеве оказал поддержку экспериментам С. Зубатова по постановке под контроль оппозиционного движения. Им был разработан и внедрен «полицейский социализм».
1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г . был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г . матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.
Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы.
В октябре - ноябре 1905 г . волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г . началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г . восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие уступки.
17 октября 1905 г . царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).
Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г . Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.
Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.
2.2. Первый опыт российского парламентаризма
После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал "Основные государственные законы Российской империи", которые считают первой русской Конституцией. Конституция провозгласила, что "императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на "неограниченную" власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещения, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.
Государственный совет превратился из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с участием церкви и предпринимательских организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения их обеими палатами и утверждения царем. Между сессиями Думы царь издавал указы, которые затем утверждались Думой. Как видно, царь мог Думу обходить и этим широко пользовался.
Закон от 11 октября 1905 г. установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.
2.3. Государственные думы в России
6 августа 1905 г . появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.
Выборы в I Думу, проведенные весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте были "трудовики", представлявшие крестьянство и рабочих -24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в открытую конфронтацию с царизмом и увлекли за собой всю Думу, отражая тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью.
Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали предоставить Думе право формировать правительство, упразднить Государственный совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования, похожие на ультиматум, были отвергнуты главой правительства Горемыкиным. По аграрному вопросу трудовики предложили национализировать все земли, превышающие "трудовую норму", передать их в пользование сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых земель. Был и проект "социализации земли".
3. Россия в огне войн и революций
В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза. Германия играла в нем ведущую роль. С момента
образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную
подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.
Германия стремилась разгромить Великобританию, лишить её морского могущества, расширить "жизненное пространство" за счет французских, бельгийских и португальских колоний и ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её границ по Балтийскому морю, поработить Европу и превратить ее в свою колонию.
3.1. Россия в Первой мировой войне
К началу мировой войны в стране наблюдался значительный экономический подъем, охвативший все отрасли народного хозяйства. Его следствием стало определенное повышение жизненного уровня населения страны, За 20 лет, с 1894 по 1913 годы, вклады населения в государственных сберегательных кассах увеличились с 300 до 2000 млн. рублей. Были достигнуты успехи в культурной жизни. В стране насчитывалось 124 тыс. студентов. Высшая школа была автономна и по уровню своего развития не уступала передовым странам Европы. Созданы предпосылки для качественного улучшения народного образования, Расходы на него возросли с 43 в 1904 до 143 млн. рублей в 1913 году, а число учащихся увеличилось в два раза. В Думе специально рассматривался вопрос о введение всеобщего начального образования. Реализация проекта была от отложена в связи с началом первой мировой войны.
Информация о работе Политическая и духовная ситуация в России ХIX - начала ХХ вв