Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:20, контрольная работа
Целью нашей работы является определение особенностей и рассмотрение процесса становления Российского централизованного государства.
При этом решаются следующие задачи:
• выявление предпосылок и особенностей формирования единого государства;
• определение причин выдвижения Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость
Введение
1.Образование Русского централизованного государства в XIV – начале XVI веков.
1.1 Предпосылки и особенности процесса государственной централизации.
1.2 Этапы образования Московского государства.
1.3 Причины незавершенности образования Московского государства.
2. Политическая система Московского служилого государства
Заключение
Список использованной литературы.
________________
* Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. (Очерки социально-политической истории). М., 1982г. С.169.
Идет процесс трансформации дворцово-вотчинного управления.
Оно первоначально усложняется. «Великокняжескими землями на основных
территориях Русского государства ведал дворецкий. Он же принимал активное участие в решении общегосударственных дел, иногда более существенное, чем члены боярской Думы. Другие дворцовые слуги стали получать “путь” — заведование доходами с определенной местности с выполнением административных и судебных функций и назывались путными боярами».*
Дворцовые чины не включались в состав Думы и вышли в большинстве из среды старомосковского нетитулованного боярства, незнатных кругов служилого люда, бывших суверенных властителей, утративших поземельные связи и вотчинные права. Это было гарантией их преданности великому князю. Усиление двора оказалось временным явлением. Дальнейшая централизация русских земель привела к утверждению функционального управления, сменившего территориальное (дворцовое). Пути стали перерастать в приказную систему. Из ведомства дворецкого вырастают учреждения приказного тина — Большой Дворец и Казенный приказ, из конюшенного пути Конюшенный приказ, а в начале XVI в. Разрядный приказ, ведавший служилыми людьми, чинами и должностями.
Реальными исполнителями воли великого князя были дьяки. Они составляли аппарат боярской Думы, казны и двора. Их численность постоянно возрастала, как и круг вопросов, которыми они ведали по мере углубления централизации русских земель. Большинство дьяков рекрутировалось из поповичей, “простаго всенародства” или даже из холопов. Не защищенные от княжеской немилости, они максимально добросовестно выполняли свои функции. Дьяки центральных ведомств подразделялись на великокняжеских, дворцовых и ямских. Удельные дьяки при ликвидации уделов, как правило, не включались в великокняжеский аппарат.
Административно-
________________
* История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003. С.109.
Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы — на волости.Но сохранялись еще земли, существовали военные округа и судебные (губы). На основной территории государства управление осуществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него “кормы” в свою пользу. “Кормленщиками” были как представители аристократии, так и верхушки служилых людей, дворцовая администрация. Власть кормленщиков регламентировалась уставными грамотами, выдававшимися местному населению, и доходными списками — кормленщикам. Основная тенденция состояла в постоянном ограничении функций наместников в пользу более мелких, не зависимых от наместника агентов государственной казны (данщики, мытники, таможенники). «Ограничение власти наместников опиралось на усиление на местах роли дворянства, из которого вербовались городовые приказчики, в чьи руки переходит административно-финансовая власть не только над городом, но и уездам».* В вотчинах князья и бояре продолжали сохранять административные и судебные права.
Таким образом, к началу XVI в. централизация государственного управления не была завершена, оно сохраняло значительное разнообразие и архаические порядки, что указывает на незавершенность процесса централизации в целом.
________________
* История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003. С.116- 117.
2. Политическая система Московского служилого государства.
В период формирования единого централизованного государства происходят изменения в политическом устройстве. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия.
Реальная княжеская
власть с течением времени
усиливается и изменяется. Московское
государство оставалось еще
Постепенно изменилась
и юридическая природа
Таким образом, централизация
государства явилась
В целях укрепления
международного значения Москов
Феодальные съезды
имели тот же характер, что
и во времена Древней Руси,
но по мере укрепления
Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии.
«Став подданными великого московского князя, удельные князья в одном случае превращались в обычных бояр землевладельцев, в другом случае немало бывших великих и удельных князей добровольно или по принуждению вместе со своими боярами, дружиной и двором приходили на службу к московскому великому князю».* В связи с этим несколько меняется смысловое содержание понятия «боярин». Если раньше оно означало лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупных феодалов, то теперь, наряду с прежним значением, оно стало применяться для обозначения придворного чина (введенные бояре), либо государственного чина (путные бояре) служилых людей.
Боярство осуществляло
политику, угодную и выгодную
ему через Боярскую Думу, которая
являлась важным органом
________________
* История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003. С.131.
** Черепнин А. В. Образование русского централизованного государства в XIV –XV веках (Очерки социально-экономической и политической истории Руси). М., 1960г. С.221.
любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. «Изменение социальной природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Вчерашние удельные князья и приближенные к ним бояре, олицетворявшие феодальную аристократию, не желавшие терять свои привилегии, настраиваются к великому князю московскому весьма оппозиционно».* Поэтому, неудивительно, что великие князья начинают формировать вокруг себя новую социальную группу феодалов, которая получила название дворян. Они наделяют людей, изъявлявших сотрудничать с ним дворами, поместьями (отсюда идет название «помещики») при условии несения ими военной или государственной службы. Каковы источники формирования российского дворянства: 1) мелкие слуги великих князей, так называемые «слуги под дворским (ключники, псари и т.д.)», которые раньше часто набирались из княжеских холопов; 2) отпрыски старых боярских фамилий, имущественное положение которых пошатнулось; 3) Иван III давал землю на правах поместья и многим свободным людям при условии их поступления на государственную службу. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой.
«Рост роли и значения дворянства шел одновременно с падением влияния боярства, экономические и политические позиции которого во второй половине XV века начали уменьшаться».** Здесь далее Зимин пишет о том, что с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти, основной пик этого процесса относя к временам княжения Ивана III и Василия III.
Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкно -
________________
* История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003. С.133.
** Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. (Очерки социально-политической истории). М., 1982г. С.174.
- вение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Преобразование старой
системы начинается с ее
«Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством».* Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца – дьяки – специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством.
________________
* История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003. С.139.
Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Русское государство
подразделялось на уезды –
наиболее крупные
Во главе отдельных
административных единиц
Информация о работе Политическая система Московского служилого государства