Политическое, социально–экономическое и культурное развитие России в XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Централизация политической системы была тесно связана с процессом завершения становления социальной структуры российского общества. С одной стороны, становится все более заметной консолидация его верхнего слоя: к концу XVII в. практически потеряло значение былое разделение между боярами и дворянами. Формальным выражением этого сближения стал акт отмены местничества в 1682 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. «Бунташный» век в истории России: социальные противоречия в обществе…………………………………………………………………………..6
2. Реформация русской православной церкви………………………….13
3. Воссоединение Украины с Россией: предпосылки, итоги………….18
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Отечетсвенная история контрольная.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В марте - апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями в Пскове. Однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей.

Следующее выступление  произошло в 1662 г. в Москве. Оно  известно как Медный бунт. Восстание  было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным.

В июле 1662 г. по набатному  колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло  в южных районах России, где  земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения с центром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами». Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.

Во главе восставших стоял домовитый донской казак  Степан Разин. Первые его походы «за  зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета - Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север - вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы и его царистский характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформация русской православной церкви

XVII в. принес также серьезные потрясения и для русской православной церкви. К середине этого века в русском обществе нарастало недовольство церковью, поддерживавшей порядки, усиливающие угнетение простого народа, а также неблаговидным поведением многих церковнослужителей, отсутствием единообразия церковной службы.

В религиозных книгах и церковных  обрядах накопились существенные разночтения, священные каноны толковались противоречиво. В каждой местности были свои традиции совершения культа. Порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Особенно горячие прения вызвали два вопроса:

1) Сколько раз нужно произносить  «аллилуйя» (два или три);

2) О «Посолонном хождении» (движение  по солнцу).

Тогда же в XVI столетии, было замечено множество расхождений и недосмотров  в церковных книгах. Много сложностей было и с переводчиками богослужебных  текстов: одни переводчики плохо  знали греческий языки, другие – русский. На стоглавом совете было решено исправлять книги, сверяя их с добрыми переводами, но отсутствие единого подхода привело к ещё большим искажениям текста. Одной из попыток достичь единообразия в богослужебных книгах было открытие типографии в Москве, но вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок.

Расширение связей с Украиной и  греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение  книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно

 правильные: двойную  аллилуйю, двуперстное крёстное  знамение, хождение

 «посолонь» и другие отечественные  традиции, не уточнив, как же  это

 происходит в православном мире. Также было решено исправлять книги, сверяя их с добрыми переводами.

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Никон,

 ещё будучи в Новгороде,  стремился к введению «единогласия»  в церкви,

 поэтому отменил одновременное  чтение и пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг. Первым шагом реформы стал указ о  сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Протопоп  Аввакум и его единомышленники подали царю челобитную на Никона, но ответа  не последовало. Однако стало ясно, что изменить канонические обряды,  складывавшиеся веками, только указами патриарха не удастся. Требовалось  освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами.

В 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который  прибыло более  20 видных деятелей русской церкви. В результате было решено достойно и праведно исправить  книги, написанные на пергаменте, а  во избежание новых промахов посоветоваться с патриархом  Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основой для решений последующих московских соборов.

В результате реформы богослужебные  книги были исправлены по греческим  оригиналам. Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение  усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий - голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных книг.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д.

Протопоп Аввакум  (1620—1682) был идеологом староверия, старообрядцев. Он требовал возврата к прежним обрядам и традициям: читать и петь во время службы одновременно разное несколькими голосами (реформа устанавливала единоголосие); крестное знамение производить двумя перстами, а не тремя, как полагала реформа; поклоны при богослужении должны оставаться поясными, а не земными, как вводила реформа; они требовали возврата к ходу посолонью, а не крестному ходу навстречу солнцу, как предусматривала реформа.

13 мая 1667 года собор  святителей России и Православного  Востока

осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам.

Вместе с тем все  книжные исправления были одобрены. Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих – то сжечь», - говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти  и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».

Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума и его единомышленников сослали в Пустозерск в низовье Печоры, где они провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» - самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

Трагически сложилась  и судьба главного врага старообрядцев  патриарха Никона. Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел  добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в  равное положение с царем Алексеем Михайловичем.

Таким образом, церковь  создавала серьезное препятствие  на пути перехода к абсолютизму, претендуя  на большую власть. Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона  церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Уже после смерти Алексея  Михайловича Никон возвратился  из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме.  Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.

Старую веру поддерживали широкие массы народа (горожан, крестьян, стрельцов, казаков), части духовенства и известные и влиятельные боярские семейства (такие как Морозовы, Урусовы).

В народе стал подниматься  ропот, начались антиправительственные  толки. Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и восстание было подавлено.

Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких  лесов, в архангельских ледяных  пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия.

Таким образом, раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воссоединение  Украины с Россией: предпосылки,  итоги

В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.

Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному  и религиозному гнёту со стороны  как поляков, так и евреев, которым  польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия.

Впервые за помощью к  России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

В 1648 году началась восстание  под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия  Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом. Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.

 Возмутившись таким  состоянием дел, Хмельницкий написал  жалобу польскому королю, но тот  её проигнорировал, а через некоторое  время в отместку за эту  жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну,  впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.

Информация о работе Политическое, социально–экономическое и культурное развитие России в XVII в.