Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа
Централизация политической системы была тесно связана с процессом завершения становления социальной структуры российского общества. С одной стороны, становится все более заметной консолидация его верхнего слоя: к концу XVII в. практически потеряло значение былое разделение между боярами и дворянами. Формальным выражением этого сближения стал акт отмены местничества в 1682 г.
Введение………………………………………………………………… 3
1. «Бунташный» век в истории России: социальные противоречия в обществе…………………………………………………………………………..6
2. Реформация русской православной церкви………………………….13
3. Воссоединение Украины с Россией: предпосылки, итоги………….18
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………….24
В августе 1647 года Богдан
Хмельницкий отправился в Сечь, где
начал вербовать своих
В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины - в основном крестьян, для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. К апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек.
Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше – 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев.
19 января 1949 года королём
Польши наконец становится Ян
Казимир. Он решил предпринять
энергичные меры к подавлению
восстания. В середине мая Ян
Казимир двинул на Волынь
Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков – основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне – стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. Поэтому осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился за покровительством к Русскому Царю Алексею Михайловичу.
1 октября 1653 г. в
Москве состоялся Земский
19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора. А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский парод приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.
Заключение
Таким образом, крайняя противоречивость социально-политических процессов XVII в. является неотъемлемой характеристикой этого периода. Это с очевидностью доказывает правомерность трактовки XVII в. как переходной эпохи. Другое дело, что вопрос о том, каковы причины этого перехода, от чего и к чему он совершался и сколь позитивен он для России - все эти проблемы вызывали и до сих пор вызывают немало споров. Если для одних переход к новой эпохе был следствием развития закономерных общественно-исторических процессов по пути прогресса, то для других - он объясняется лишь усилившимся влиянием Запада на Россию. Если, по мнению "государственников", основным содержанием XVII в. была борьба родовых и государственных начал, то советские историки искали в нем начало противостояния феодализма и зарождающегося капитализма. Наконец, тогда как "славянофилы" видели в XVII в. вершину развития, период расцвета неповторимой российской цивилизации, и соответственно, крайне негативно оценивали петровские реформы, то "западники", напротив, позитивно оценивали лишь те черты XVII в., которые указывали на развитие в зародыше будущих преобразований.
В отличие от предшествующих этапов развития Российского государства, когда большинство конфликтов происходило лишь в верхних эшелонах власти, в XVII на политическую сцену все активнее выходят социальные низы.
Важно также отметить, что социальные бури XVII – XVIII вв.- это порождение отнюдь не только классовых антагонизмов: это совокупность социальных, национальных и религиозных конфликтов, вызванных кризисными явлениями в обществе. На протяжении XVII в. степные казаки боролись с московским правительством, бедные казаки - с богатыми, мелкое дворянство – с аристократией, национальные меньшинства – с колонизаторами, старообрядцы – с новой верой, крепостные крестьяне – с помещиками.
Список литературы
16. История России от древнейших времен до начала XX в.: Учебное
пособие / Под ред. И.Я. Фроянова Электронный ресурс//
http://www.infoliolib.info/
Глоссарий
Бунташный век - образное название современниками XVII века на Руси, для которого были характерны частые выступления (мятежи, бунты, восстания, войны) городских низов, крестьян, стрельцов и казачества/
Гетманство - управление и время управления гетмана Малороссией.
Губная реформа - реформа в Московском государстве в части местного управления, произведённая в XVI веке (во время правления Ивана IV). Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями — «разбоями». В соответствии с положениями губной реформы дела о «лихих людях» изымались из ведения наместников и волостелей и передавались в ведение губных старост, которых выбирало провинциальное дворянство, а в черных землях — земских старост («излюбленных голов»), избиравшихся черносошным крестьянством.
Запорожская Сечь - название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Земский собор (Совет всей земли) - высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Крестьяне - население, занятое в сельскохозяйственном производстве.
Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Существовала с сер. 16 в. до последней трети 18 в. в странах Зап. Европы, со 2-й пол. 17 в. до 1-й пол. 19 в. в России. В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.
«Медный бунт» - произошедшее в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года восстание городских низов против повышения налогов в годы русско-польской войны 1654—1667 годов и выпуска с 1654 года обесценивающихся, по сравнению с серебряными медных монет.
Митрополит - первый по древности епископский титул в xристианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции, кафедры которых находилась в главных городах (метрополиях — греч. Μητρόπολις), административных центрах провинций Римской империи. В Русской Церкви миттрополичий титул первоначально - в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола - присваивался исключительно её предстоятелю - Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Модернизация - модернизация это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.
Переяславская Рада - собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 г. в Переяславе, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов (Гетманщина), с Русским Царством, закрепленное присягой на верность царю.
Подьячий, поддьячий («под» +«дьяк») - низший административный чин в Москве в XVI - начале XVIII века.
Раскольники - официальное название сторонников старообрядчества в России до 1905 года.
Реформа́ция (лат. reformatio - исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Секуляризация церкви - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению, превращение церковной собственности в государственную. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке.
Семибоя́рщина - принятое историками название переходного правительства в России из семи бояр летом 1610 года.
«Служилые люди» - в России XIV-XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.
Соборное уложение - свод законов в эпоху царствования Василия IV Шуйского и в эпоху царствования Алексея Михайловича.
Соловецкое восстание 1668—1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.
«Соляной бунт» - Московское восстание 1648 года, «Соляной бунт», одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII века в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей.
Старообрядчество - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и, прежде всего, с Церковью Константинопольской.
Столбовое дворянство - в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов - средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Униатская церковь - соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значительной части православных обрядов.
Юрьев день - определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому.
Информация о работе Политическое, социально–экономическое и культурное развитие России в XVII в.