Польская диаспора Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Греческое слово " diaspora ", что означает рассеяние, впервые была применена к евреям , которые со времени вавилонского пленения оказались вне своей первоначальной родины - Иудея и Самария - и рассеялись по миру. Постепенно этот термин стали употреблять и по другим религиозных и этнических сообществ (например, по армян), которые по разным причинам - экономическим, религиозным, политическим - вынуждены были покинуть историческую родину и основать свои новые поселения в иноэтнической среде, перейдя на положение национально-культурных меньшинств. Существует несколько подходов к толкованию понятия " диаспора ".

Содержание

Введение
Раздел I. История теоретико-методологического основания исследования
История концептуально-теоретического изучения вопроса
Методология исследования
Раздел II. Особенности возникновения польской диаспоры на Украине
2.1. Этноним и этногенез
2.2. Расселение на территории Украины
2.3. Характеристика социально-культурной и политической жизни польской диаспоры на Украине
Раздел III. Структура общественно-политических отношений польской диаспоры на Украине
3.1. Взаимопомощь польских организаций (на территории Украины) с польскими организациями (на территории Польши)
3.2. Взаимосвязь польских организаций с украинскими организациями
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 73.35 Кб (Скачать файл)

 

3.1. Взаимопомощь  польских организаций (на территории  Украины) с польскими организациями (на территории Польши)

В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих странах.

По подсчётам польского МИД,  вне пределов Польши проживает более 15 млн. поляков.  Немалая их часть проживает на так называемой kresach wschodnich («восточных территориях»), входящих ныне в состав Белоруссии, Украины, Литвы и России (Калининградская обл.). С распадом СССР  Варшава всерьёз принялась за налаживание отношений с этническими поляками в постсоветских республиках. В политическом  дискурсе появилось понятие «Полонии», то есть Польского мира, объединяющего лиц польского происхождения вне зависимости от территории их проживания. Начиная с 1990 года, Сенат Республики Польши выделяет финансовые средства на развитие Полонии. И если изначально этим занималась только одна организация – ассоциация «Польская община», то к 2008 г. таких НПО насчитывалось уже более 75. Самыми крупными считаются «Польская община», «Semper Polonia» и Фонд «Помощь полякам на Востоке». На эти организации выделяется более 76%  (17,1 млн. долл.) государственных целевых субсидий, направленных на поддержку польской диаспоры за рубежом. Сенат Польши чётко определил основные приоритеты в работе с Полонией – это развитие общеобразовательных проектов  для поляков за рубежом (выделено 26% всех средств), и развитие польской культуры (выделено более 17% средств).  10%  выделено на развитие и поддержку польских и про - польских зарубежных СМИ. В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих странах. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации.  Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про - польски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно – культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Польская ирредента в Белоруссии – самая крупная не ассимилированная  община за пределами Польши и официально насчитывает 400 000 чел., однако польское внешнеполитическое ведомство говорит о 1,5 млн. поляков, населяющих Белоруссию, часть из которых будто бы утратила ощущение своей польскости. Поэтому инициативы Варшавы направлены, прежде всего, на возрождение польского духа, польской культуры и польского католицизма на белорусских землях. Некоторые польские эксперты и политологи настоятельно советуют  усилить религиозную составляющую польского присутствия на землях,  как Западной Украины, так  и Западной Белоруссии, призывая католический клир обращать больше внимания на политику, а не только духовное окормление своей паствы. Т.е. просматриваются попытки использовать католицизм в геополитических и стратегических целях.  К примеру, в Белоруссии польские ксендзы уже составляют  на данный момент 50%  католического духовенства республики.

Варшава стремится к наращиванию этнического присутствия в Белоруссии более чем в два раза.  На данный момент количество польского или про - польски ориентированного населения Белой Руси насчитывает около 15% и имеет тенденцию к увеличению.  Население Западной Белоруссии официальной Варшавой рассматривается как «окраинные поляки», но ни в коем случае не русские.  Поляки  проживают преимущественно в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. При этом в девяти из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51% населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В пяти западных районах Витебской области польское население составляет около 20%, а в Браславском районе Витебской области – порядка 50%. 

Свою лепту в размывание этнического и духовного самосознания белорусов вносит т.н. Польский институт в Минске (ПИ), сотрудники которого обхаживают представителей белорусского дипломатического корпуса, политиков, учёных и интеллигенцию. Благодаря проектам ПИ населению республики прививается польский взгляд на историю взаимоотношений поляков и белорусов, с одной стороны, и поляков и белорусов с русскими, с другой. Особое внимание уделяется общему культурному наследию Речи Посполитой и Белоруссии, а также общей истории, положительное отношение к которой, по мнению польских экспертов, необходимо внедрять в белорусское сознание.

Заметна возросшая активность поляков и на Украине. По данным переписи населения Украины 2001 г. количество лиц польской национальности составляет 144,1 тыс. человек (0,2% населения). Официальная Варшава рассматривает их как потенциальных союзников в продвижении своего влияния в самой Украине. Наибольшее количество поляков проживает в Житомирской  и Хмельницкой областях. Немалое их количество имеется в Ивано – Франковской, Львовской, Тернопольской областях. На Юге и Востоке Украины общее количество лиц польской национальности невелико, однако достаточно для создания региональных польских организаций. Такие организации существуют практически по всей юго – восточной Украине: в Днепропетровской, Одесской, Кировоградской, Донецкой, Николаевской областях и в Крыму. На Украине издаётся более 20 печатных изданий полонийных организаций.

Гуманитарные проекты Варшавы  выходят далеко за рамки приграничной полосы. Польша инициирует  возникновение не только полонийных организаций просветительской направленности, но и налаживает работу с интеллектуалами, результатом чего явилось учреждение организаций польских учёных на Украине, с которыми периодически контактируют представители польского дипломатического корпуса. Перед руководителями полонийных организаций поставлена задача проникновения в органы местного самоуправления для лоббирования интересов польской диаспоры и налаживания партнёрских отношений с польскими городами на уровне административно – территориальной единицы (институт городов – побратимов). Для этих же целей члены польской диаспоры учреждают небольшие экономические предприятия и фирмы, которые в дальнейшем призваны перевести организации на частичную самоокупаемость. Некоторые совместные польско – украинские фирмы (как правило, неприметные, со штатом не более 4 – 5 человек) используются польской разведкой для сбора интересующей информации.  В Киеве действует Польский институт (аналогичный минскому), а все гуманитарные проекты, реализуемые Варшавой, курирует Генеральный консул Республики Польши на Украине Гжегож Опаленский.

 Отмечены случаи вербовки  на территории Польши легальных  и нелегальных иммигрантов с  Украины. И если по итогам 2008 года  Польша сократила выдачу виз  украинцам на рекордные 40% (до 350 тыс.), то уже в 2009 г. польские консульства  увеличили выдачу виз украинцам  на 17% (до 410 тыс.).  В целом польские  консульства в государствах, которые  имеют непосредственную границу  с Польшей (Украина, Белоруссия, Россия), выдали около 700 тысяч виз.  Делается  ставка и на работу дипломатического  корпуса. Польские консульства располагаются  в  Киеве, Львове, Луцке, Харькове  и Одессе. С 6.02.2010 ещё одно консульство  Республики Польша открылось  в Виннице. Теперь Варшава прилагает  усилия для открытия очередного  консульства в Симферополе, что связано с намерением поляков проникнуть в Крым, но пока безуспешно.

Как и в Белоруссии, на Украине Варшава также делает ставку на католицизм. В стране уже зарегистрированы  Молодежный центр «Дон Боско» Салезианского ордена (Одесса), чьими партнерами выступают Салезианский миссионерский волонтариат (Краков), Салезианский Миссионерский Центр (Варшава), Католический фонд «Каритас Амброзиана» (Милан), Приход св. Маурицио в Солбиате Арно (Италия), Молодежный Центр Дон Боско (Коростышев), Церковь Пресвитериан (Одесса).  Активную позицию занимает Орден капуцинов (Киев). Орден считается одним из наиболее активных, с разветвленной сетью монастырей Братьев Меньших Капуцинов по всей Украине (Красилов, Староконстантинов, Киев, Днепродзержинск, Днепропетровск, Винница). Не отстает от него Орден доминиканцев (Киев). Кроме того, свои монастыри Орден доминиканцев разместил в Ялте, Фастове, Черткове. По данным папского ежегодника «Annuario Pontificio», общее число католиков (всех обрядов) на Украине составляет сегодня около 5 млн. чел. (около 10%  населения). Официальная статистика Ватикана фиксирует определенный рост числа католиков на Украине за последние годы.

На территории Украины (и Белоруссии)  польские НПО приступили к реализации проекта "Полонийная Биржа Труда". Главная цель проекта - помощь по трудоустройству молодёжи польского происхождения и выпускников ВУЗов из стран Центральной и Восточной Европы в заграничные филиалы польских фирм, либо в местных предприятиях, заинтересованных в сотрудничестве с Польшей, что способствует выработке эффективной политики лоббирования экономических интересов польского государства.

Выводы: устремления Польши отодвинуть духовно – политическую разделительную линию между Русским миром и католической Польшей дальше на восток несут угрозу интересам России. Агрессивный прозелитизм католических  орденов обусловливает укрепление польского влияния не только в западных, но и центральных регионах Украины и Белоруссии. Православное духовенство должно занимать более активную позицию в этом вопросе. Необходимо, чтобы усилия Русской Православной Церкви не ограничивались собственно белорусскими и украинскими землями. В Польше насчитывается  400 тыс. православных (1% населения). Местами их компактного проживания являются  приграничные с Белоруссией и Украиной польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью позволит создать этническую прослойку, духовно ориентированную на Россию, что немаловажно. К примеру, в условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточными поляками православный ареал, захватывающий к тому же земли нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет укрепиться православное влияние.

В отличие от России, Польша  давно обозначила  контуры работы со своими соотечественниками в России, Белоруссии, Молдавии, республиках Средней Азии и на Украине. Польский  МИД  дал чёткое концептуальное определение, кто относится к соотечественникам, а кто таковым не считается. Польские власти активно реализуют программу «Карта поляка», в то время  как «Карта русского» так и осталась до конца не реализованным начинанием.

 Во взаимодействии  с  польскими НПО  в постсоветских  республиках поляки предпочитают  методы «челночной демократии», лично контактируя с нужным  человеком или работая на грантовой основе. В то же время российская сторона в работе с соотечественниками занимается затратным и нецелесообразным сооружением пирамидальной структуры, где низовое звено в лице городских и районных ячеек подчинено областным штабам, которые, в свою очередь, подчиняются главному органу на общегосударственном уровне. Как следствие, возникают десятки организаций-фантомов, которые зачастую включают одного – двух человек, и создают иллюзию массовости про - российского культурного и гражданского движения. Без изменения и оптимизации методов работы с российскими соотечественниками на Украине и в Белоруссии России будет сложно нейтрализовать противодействие польских (и других западных) НПО.

3.2. Взаимосвязь  польских организаций с украинскими  организациями

На протяжении последних лет состояние украинско-польских отношений определяли по такой формуле: очень хорошие на официальном межгосударственном уровне (в частности, это касалось взаимоотношений президентов), слабенькие в аспекте экономического сотрудничества и никакие на простом человеческом уровне. Несмотря на частые и демонстративно теплые встречи президентов Кучмы и Квасьневского, регулярно происходившие до осени 2000 года, в польском обществе преобладало достаточно неприязненное отношение к украинцам, о чем свидетельствуют разнообразные исследования общественного мнения. Многие украинцы об этом знают и тоже не пылают любовью к полякам. Разумеется, такое расхождение между положительной официальной риторикой и негативными общественными настроениями не могло продолжаться вечно.

Первым поводом для охлаждения отношений между президентами обеих стран стал политический кризис в Украине, вызванный стычками между милицией и сторонникам оппозиции на улицах Киева 9 марта 2001 года. Александр Квасьневский был единственным европейским политиком высокого ранга, который сразу же после тех событий лично встретился с Леонидом Кучмой. В живописном польском городке Казимеж Дольни 13 марта польский президент пытался убедить своего украинского коллегу сесть за стол переговоров с оппозицией и не прибегать к грубым действиям в отношении ее представителей. Дальнейшее развитие событий засвидетельствовало, что Кучма не прислушался к советам Квасьневского, а Квасьневский получил первый повод для критического взгляда на «дружеские отношения» с Президентом Украины.

Повлияла на охлаждение отношений между Киевом и Варшавой также многолетняя проблема с открытием польского военного некрополя на львовском Лычаковском кладбище. Леонид Кучма неоднократно обещал Александру Квасьневскому, что кладбище Орлят будет открыто, и каждый раз открытие переносилось. Очередное обещание завершить это дело в мае, данное в Варшаве министром иностранных дел Украины Анатолием Зленко, президент Польши отказался комментировать, сказав журналистам, что для него «унизительно уже в который раз вести разговор о дате открытия кладбища Орлят». Однако вскоре после этого в Ивано-Франковске президенты Украины и Польши торжественно заявили, что открытие некрополя состоится 21 мая. Несмотря на предшествующий негативный опыт, политики высокого ранга обеих стран демонстрировали свою уверенность в том, что запланированное открытие состоится. Даже когда из Львова начали поступать вполне конкретные сигналы «угрозы». Еще 15 мая в Рейкьявике министры иностранных дел Влодзимеж Цимошевич и Анатолий Зленко убеждали журналистов, что все идет согласно плану. Надеялся на это 10 мая и руководитель Бюро национальной безопасности РП Марек Сивец, возвратившись из Львова без оптимистических результатов.

Но случилось то, что случилось. Как на это отреагировали поляки? Конечно же, реакция была эмоциональной. Непонимание того, как обещание президента соседнего государства может оказаться «пустым звуком», чувствовалось практически во всех комментариях. Известный журналист Павел Смоленьский на страницах «Газеты выборчей» оценил случившееся, как такое, что «для поляков — несправедливо и обидно, а для Украины — политически самоубийственно».

Главным потерпевшим этого скандала с польской стороны оказался президент Александр Квасьневский, авторитету которого был нанесен серьезный удар. «Как минимум трижды президент заявлял, что кладбище будет наконец открыто, ибо удалось найти компромисс с украинцами», — написала газета правой ориентации «Жице». Журналистка коммерческого телевидения TVN напомнила президенту, что он поощрял журналистов «покупать билеты во Львов», высказанное им в Ивано-Франковске. Президент не стал оправдываться: «Я с грустью и разочарованием воспринял решение украинской стороны в деле кладбища львовских Орлят. Уход от договоренностей, принятых в декабре прошлого года властями Польши и Украины, не служит духу единения и партнерства между нашими странами и народами», — сказано в заявлении Александра Квасьневского. Свои «сожаление и разочарование» по поводу решения Львовского горсовета высказали также премьер-министр Польши Лешек Миллер, спикер сейма Марек Боровский и еще ряд других политиков. Достаточно эмоциональным был комментарий шефа БНБ Марека Сивца, намекавшего в эфире публичного телевидения, что украинские власти могли бы отстранить от решения этого вопроса львовских городских депутатов. Это можно было бы сделать путем перевода военного некрополя из ведения городских властей в ведение правительства. Однако окончательным выводом большинства комментариев было то, что украинцы (конкретно — Львов и Киев) должны сначала договориться относительно этой проблемы между собой. «Польская сторона никак не причастна к этому скандалу. Это дело власти Украинского государства и самоуправления Львова, они должны ее решить сами», — написала авторитетная газета «Жечпосполита».

Информация о работе Польская диаспора Украины