Послевоенные 50 лет в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

Началом этого подъема можно считать Октябрьскую социалистическую революцию, в результате которой народы огромной страны, десятки миллионов ранее бесправных людей, получив личную свободу, добившись классового и национального равенства, вдохновленные идеей по-строения нового общества, с энтузиазмом стали восстанавливать после мировой и гражданской войн экономику страны, создали новую интеллигенцию, обеспечили индустриальную мощь госу-дарства.

Вложенные файлы: 1 файл

Послевоенные пятьдесят лет в истории СССР и России можно охарактеризовать как период небывалого взлета.docx

— 208.21 Кб (Скачать файл)

Уже первые итоги проведения реформ были положительными. В 1966-1970 гг. в стране были достигнуты довольно высокие темпы роста основных экономических показателей. Быстрыми тем-пами развивались наука и отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и др.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.

С созданием лагеря социалистических стран резко возросло международное  значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации при-держивалось немало стран Третьего мира. За всю более чем тысячелетнюю историю русского го-сударства оно не имело такого высокого экономического потенциала, уровня жизни населения, международного авторитета и влияния на судьбы мира.

Биография [править]

Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге (сохранился дом — улица Тургенева, 23/25[1]). Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.[2]

Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год -- провела в Феодосии, куда увез её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулеза умерла её мать).[2] Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, она училась живописи в студияхК. Ф. Юона и И. И. Машкова.

В 1912—1914 годах жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

Вера Игнатьевна Мухина участвовала  в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды.

Выдающийся мастер XX века. Ее монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.

В 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года эта скульптура является эмблемойкиностудии «Мосфильм».

В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к Парижскомупавильону 1937 года.

В 1938—1939 годах В.И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В.И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после ее смерти.

Некоторые проекты В. И. Мухиной так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.

Один памятник М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала г. Москвы, другой - в 1952 году в Нижнем Новгороде (тогда - г. Горький).

Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[3].

Работы В. И. Мухиной [править]

в Москве [править]

  • Монумент «Рабочий и колхозница» рядом с ВВЦ.
  • Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ.
  • Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» (другое название-«Урожай») около Водного стадиона.
  • Скульптуры «Земля» и «Вода» (другое название-«Море») в Лужниках.
  • Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории.
  • Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала.
  • Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы.
  • Семь надгробий на Новодевичьем кладбище[4].

Первые публикации [править]

В 1959 году Солженицын написал  рассказ «Щ-854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием  «Один день Ивана Денисовича») о  жизни простого заключённого из русских  крестьян, в 1960 году — рассказы «Не  стоит село без праведника» и  «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)[К 12]. Пережил творческий кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения.

В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») на XXII съезде КПСС, передал ему «Щ-854», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые, заведомо не проходимые через советскую цензуру фрагменты. Твардовский оценил рассказ чрезвычайно  высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться публикации произведения. Н. С. Хрущёв преодолел сопротивление членов Политбюро и разрешил публикацию рассказа. Рассказ под названием «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в журнале «Новый мир» (№ 11, 1962), сразу же переиздан и переведён на иностранные языки. 30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР.

Вскоре после этого  в журнале «Новый мир» (№ 1, 1963) были напечатаны «Не стоит село без  праведника» (под названием «Матрёнин двор») и «Случай на станции Кочетовка» (под названием «Случай на станции Кречетовка»[К 13]).

Первые публикации вызвали  огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и  читателей. Письма читателей — бывших заключённых (в ответ на «Ивана Денисовича») положили начало «Архипелагу ГУЛАГ».

Рассказы Солженицына  резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными  достоинствами и гражданской  смелостью. Это подчёркивали в то время многие, в том числе писатели и поэты. Так, В. Т. Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года писал:

Повесть — как стихи,—  в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка  и глубока, что я думаю, что  «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал[6].

Летом 1963 года создал очередную, пятую по счёту, усечённую «под цензуру» редакцию романа «В круге первом», предназначавшуюся  для печати (из 87 глав — «Круг-87»). Четыре главы из романа отобраны автором  и предложены Новому миру «…для  пробы, под видом „Отрывка“…».

Рассказ «Для пользы дела»  опубликован в журнале «Новый мир» № 7 за 1963 год.

28 декабря 1963 года редакция  журнала «Новый мир» и Центральный  государственный архив литературы  и искусства выдвинули «Один  день Ивана Денисовича» на  соискание Ленинской премии за 1964 год (в результате голосования  Комитета по премиям предложение  было отклонено[К 14]).

В 1964 году впервые отдал  своё произведение в самиздат —  цикл «стихов в прозе» под общим  названием «Крохотки».

Летом 1964 года пятая редакция «В круге первом» была обсуждена  и принята к напечатанию в 1965 году «Новым миром»[К 15]. Твардовский познакомился с рукописью романа «Раковый корпус» и даже предложил его для прочтения Хрущёву (вновь — через его помощника Лебедева). Солженицын встретился с Шаламовым, ранее благожелательно отозвавшимся об «Иване Денисовиче», и предложил ему совместно работать над «Архипелагом».

Осенью 1964 года пьеса «Свеча на ветру» была принята к постановке в Театре имени Ленинского комсомола  в Москве[К 16].

«Крохотки» через самиздат проникли за границу и под названием  «Этюды и крохотные рассказы»  напечатаны в октябре 1964 года во Франкфурте в журнале «Грани» (№ 56) — это  первая публикация в зарубежной русской  прессе произведения Солженицына, отвергнутого в СССР.

В 1965 году с Б. А. Можаевым ездил в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании (в поездке определилось название романа-эпопеи о русской революции — «Красное колесо»), начал первую и пятую части «Архипелага» (в Солотче Рязанской области и на хуторе Копли-Мярди близ Тарту), закончил работу над рассказами «Как жаль» и «Захар-Калита», 4 ноября опубликовал в «Литературной газете» (полемизируя с академиком В. В. Виноградовым) статью «Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана»[7] в защиту русской литературной речи:

Ещё не упущено изгнать  то, что есть публицистический жаргон, а не русская речь. Ещё не поздно выправить склад нашей письменной (авторской) речи, так, чтоб вернуть  ей разговорную народную лёгкость и  свободу.

11 сентября КГБ провёл  обыск на квартире друга Солженицына  В. Л. Теуша, у которого Солженицын хранил часть своего архива. Были изъяты рукописи стихов, «В круге первом», «Крохоток», пьес «Республика труда» и «Пир победителей».

ЦК КПСС издал закрытым тиражом и распространил среди  номенклатуры, «для уличения автора», «Пир победителей» и пятую редакцию «В круге первом». Солженицын написал  жалобы на незаконное изъятие рукописей  министру культуры СССР П. Н. Демичеву, секретарям ЦК КПСС Л. И. Брежневу, М. А. Суслову и Ю. В. Андропову, передал  рукопись «Круга-87» на хранение в  Центральный государственный архив  литературы и искусства.

Четыре рассказа предложены редакциям «Огонька», «Октября», «Литературной  России», «Москвы» — отвергнуты везде. Газета «Известия» набрала рассказ  «Захар-Калита» — готовый набор был рассыпан, «Захар-Калита» передан в газету «Правда» — проследовал отказ Н. А. Абалкина, заведующего отделом литературы и искусства.

В то же время в США вышел  сборник «А. Солженицын. Избранное»: «Один день…», «Кочетовка» и «Матрёнин двор»; в ФРГ в издательстве «Посев» — сборник рассказов на немецком языке.

Изгнание [править]

7 января 1974 года выход «Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро[12]. Вопрос был вынесен на ЦК КПСС, за высылку высказалисьЮ. В. Андропов и другие; за арест и ссылку — Косыгин, Брежнев, Подгорный, Шелепин, Громыко и другие. Возобладало мнение Андропова. Интересно, что ранее один из «советских вождей», министр внутренних дел Н. Щёлоков направлял в Политбюро записку в защиту Солженицына («К вопросу о Солженицыне», 7 октября 1971 года), но его предложения (в том числе — опубликовать «Раковый корпус») не нашли поддержки. По свидетельству тогдашнего начальника паспортного стола Москвы полковника милиции Н. Я. Амосова[13]: «Cудя по характерным высказываниям Щёлокова, вся эта возня была ему явно не по душе. (…) но не Щёлокову, при всём его положении, было дано решить этот „государственный“ вопрос».

12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства[14]. 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте).

14 февраля 1974 года был  издан приказ начальника Главного  управления по охране государственных  тайн в печати при Совете  министров СССР «Об изъятии  из библиотек и книготорговой  сети произведений Солженицына  А. И.». В соответствии с этим приказом были уничтожены номера журналов «Новый мир»: № 11 за 1962 год (в нём был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича»), № 1 за 1963 год (с рассказами «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка»), № 7 за 1963 год (с рассказом «Для пользы дела») и № 1 за 1966 год (с рассказом «Захар-Калита»); «Роман-газета» № 1 за 1963 год и отдельные издания «Ивана Денисовича» (издательства «Советский писатель» и Учпедгиз — издание для слепых, а также издания на литовском и эстонском языках). Изъятию подлежали также иностранные издания (в том числе журналы и газеты) с произведениями Солженицына[15]. Издания уничтожались «разрезанием на мелкие части», о чём составлялся соответствующий акт, подписанный заведующим библиотекой и её сотрудниками, уничтожавшими журналы.

29 марта СССР покинула  семья Солженицына. Архив и  военные награды писателя помог  тайно вывезти за рубеж помощник  военного атташе США Вильям Одом. Вскоре после высылки Солженицын совершил короткое путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе, Швейцария.

3 марта 1974 года в Париже было опубликовано «Письмо вождям Советского Союза»; ведущие западные издания и многие демократически настроенные диссиденты в СССР, включая А. Д. Сахарова и Роя Медведева, оценили «Письмо» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»; отношения Солженицына с западной прессой продолжали ухудшаться.

Летом 1974 года на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ», создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политическим заключённым в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых).

В 1974—1975 годах в Цюрихе собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом».

В апреле 1975 года совершил вместе с семьёй путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В июне — июле 1975 года Солженицын посетил Вашингтон и Нью-Йорк, выступил с речами на съезде профсоюзов и в Конгрессе США. В своих выступлениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию, призывал США отказаться от сотрудничества с СССР и политики разрядки; в то время писатель ещё продолжал воспринимать Запад как союзника в освобождении России от «коммунистического тоталитаризма». В то же время Солженицын опасался того, что в случае быстрого перехода к демократии в СССР могут обостриться межнациональные конфликты[16].

В августе 1975 года вернулся в  Цюрих и продолжил работу над  эпопеей «Красное колесо».

В феврале 1976 года совершил поездку  по Великобритании и Франции, к этому  времени в его выступлениях стали  заметны антизападные мотивы. В марте 1976 года писатель посетил Испанию. В  нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В западной прессе усилилась критика Солженицына, некоторые ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами.[17]

Вскоре после появления  на Западе сблизился со старыми эмигрантскими  организациями и издательством  «ИМКА-Пресс», в которой занял главенствующее положение, не становясь при этом его формальным руководителем. Подвергся осторожной критике в эмигрантской среде за решение отстранить от руководства издательством эмигрантского общественного деятеля Морозова, руководившего издательством около 30 лет.

Информация о работе Послевоенные 50 лет в СССР