Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:34, реферат
Началом этого подъема можно считать Октябрьскую социалистическую революцию, в результате которой народы огромной страны, десятки миллионов ранее бесправных людей, получив личную свободу, добившись классового и национального равенства, вдохновленные идеей по-строения нового общества, с энтузиазмом стали восстанавливать после мировой и гражданской войн экономику страны, создали новую интеллигенцию, обеспечили индустриальную мощь госу-дарства.
Уже первые итоги проведения реформ были положительными. В 1966-1970 гг. в стране были достигнуты довольно высокие темпы роста основных экономических показателей. Быстрыми тем-пами развивались наука и отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и др.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.
С созданием лагеря социалистических стран резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации при-держивалось немало стран Третьего мира. За всю более чем тысячелетнюю историю русского го-сударства оно не имело такого высокого экономического потенциала, уровня жизни населения, международного авторитета и влияния на судьбы мира.
Биография [править]
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге (сохранился дом — улица Тургенева, 23/25[1]). Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.[2]
Детские и девические годы —
с 1892 по 1904 год -- провела в Феодосии,
куда увез её отец, опасавшийся за здоровье
дочери (Вере было два года, когда от туберкулеза
умерла её мать).[2] Здесь
будущая художница получила первые уроки
рисунка и живописи. Окончив гимназию
и переехав в Москву,
она училась живописи в студияхК. Ф. Юона и И. И.
В 1912—1914 годах жила в Париже,
где в Академии
Гранд Шомьер училась у французского
скульптора-монументалиста Э.
В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина участвовала в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды.
Выдающийся мастер XX века. Ее монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.
В 1939 году монумент
был установлен недалеко от северного
входа на Выставку
достижений народного хозяйства (ВДНХ).
С 1947 года эта
скульптура является эмблемойкиностудии «
В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к Парижскомупавильону 1937 года.
В 1938—1939 годах В.И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В.И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после ее смерти.
Некоторые проекты В. И. Мухиной так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.
Один памятник М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала г. Москвы, другой - в 1952 году в Нижнем Новгороде (тогда - г. Горький).
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[3].
Работы В. И. Мухиной [править]
в Москве [править]
Первые публикации [править]
В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием «Один день Ивана Денисовича») о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году — рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)[К 12]. Пережил творческий кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения.
В 1961 году под впечатлением
от выступления Александра Твардовского
(редактора журнала «Новый мир»)
на XXII съезде КПСС, передал ему «Щ-854»,
предварительно изъяв из рассказа наиболее
политически острые, заведомо не проходимые
через советскую цензуру
Вскоре после этого в журнале «Новый мир» (№ 1, 1963) были напечатаны «Не стоит село без праведника» (под названием «Матрёнин двор») и «Случай на станции Кочетовка» (под названием «Случай на станции Кречетовка»[К 13]).
Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей — бывших заключённых (в ответ на «Ивана Денисовича») положили начало «Архипелагу ГУЛАГ».
Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчёркивали в то время многие, в том числе писатели и поэты. Так, В. Т. Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года писал:
Повесть — как стихи,— в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал[6].
Летом 1963 года создал очередную, пятую по счёту, усечённую «под цензуру» редакцию романа «В круге первом», предназначавшуюся для печати (из 87 глав — «Круг-87»). Четыре главы из романа отобраны автором и предложены Новому миру «…для пробы, под видом „Отрывка“…».
Рассказ «Для пользы дела» опубликован в журнале «Новый мир» № 7 за 1963 год.
28 декабря 1963 года редакция
журнала «Новый мир» и
В 1964 году впервые отдал своё произведение в самиздат — цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки».
Летом 1964 года пятая редакция «В круге первом» была обсуждена и принята к напечатанию в 1965 году «Новым миром»[К 15]. Твардовский познакомился с рукописью романа «Раковый корпус» и даже предложил его для прочтения Хрущёву (вновь — через его помощника Лебедева). Солженицын встретился с Шаламовым, ранее благожелательно отозвавшимся об «Иване Денисовиче», и предложил ему совместно работать над «Архипелагом».
Осенью 1964 года пьеса «Свеча на ветру» была принята к постановке в Театре имени Ленинского комсомола в Москве[К 16].
«Крохотки» через самиздат проникли за границу и под названием «Этюды и крохотные рассказы» напечатаны в октябре 1964 года во Франкфурте в журнале «Грани» (№ 56) — это первая публикация в зарубежной русской прессе произведения Солженицына, отвергнутого в СССР.
В 1965 году с Б. А. Можаевым ездил в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании (в поездке определилось название романа-эпопеи о русской революции — «Красное колесо»), начал первую и пятую части «Архипелага» (в Солотче Рязанской области и на хуторе Копли-Мярди близ Тарту), закончил работу над рассказами «Как жаль» и «Захар-Калита», 4 ноября опубликовал в «Литературной газете» (полемизируя с академиком В. В. Виноградовым) статью «Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана»[7] в защиту русской литературной речи:
Ещё не упущено изгнать
то, что есть публицистический жаргон,
а не русская речь. Ещё не поздно
выправить склад нашей
11 сентября КГБ провёл
обыск на квартире друга
ЦК КПСС издал закрытым
тиражом и распространил среди
номенклатуры, «для уличения автора»,
«Пир победителей» и пятую редакцию
«В круге первом». Солженицын написал
жалобы на незаконное изъятие рукописей
министру культуры СССР П. Н. Демичеву,
секретарям ЦК КПСС Л. И. Брежневу, М. А.
Суслову и Ю. В. Андропову, передал
рукопись «Круга-87» на хранение в
Центральный государственный
Четыре рассказа предложены редакциям «Огонька», «Октября», «Литературной России», «Москвы» — отвергнуты везде. Газета «Известия» набрала рассказ «Захар-Калита» — готовый набор был рассыпан, «Захар-Калита» передан в газету «Правда» — проследовал отказ Н. А. Абалкина, заведующего отделом литературы и искусства.
В то же время в США вышел сборник «А. Солженицын. Избранное»: «Один день…», «Кочетовка» и «Матрёнин двор»; в ФРГ в издательстве «Посев» — сборник рассказов на немецком языке.
Изгнание [править]
7 января 1974 года выход
«Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения
антисоветской деятельности» Солженицына
были обсуждены на заседании Политбюро[12].
Вопрос был вынесен на ЦК КПСС,
за высылку высказалисьЮ. В.
12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства[14]. 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте).
14 февраля 1974 года был
издан приказ начальника
29 марта СССР покинула
семья Солженицына. Архив и
военные награды писателя
3 марта 1974 года в Париже было опубликовано «Письмо вождям Советского Союза»; ведущие западные издания и многие демократически настроенные диссиденты в СССР, включая А. Д. Сахарова и Роя Медведева, оценили «Письмо» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»; отношения Солженицына с западной прессой продолжали ухудшаться.
Летом 1974 года на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ», создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политическим заключённым в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых).
В 1974—1975 годах в Цюрихе
собирал материалы о жизни Лени
В апреле 1975 года совершил вместе
с семьёй путешествие по Западной
Европе, затем направился в Канаду
и США. В июне — июле 1975 года Солженицын
посетил Вашингтон и Нью-Йорк, выступил
с речами на съезде профсоюзов и в Конгрессе
США. В своих выступлениях Солженицын
резко критиковал коммунистический режим
и идеологию, призывал США отказаться
от сотрудничества с СССР и политики разрядки;
в то время писатель ещё продолжал воспринимать
Запад как союзника в освобождении России
от «коммунистического тоталитариз
В августе 1975 года вернулся в Цюрих и продолжил работу над эпопеей «Красное колесо».
В феврале 1976 года совершил поездку по Великобритании и Франции, к этому времени в его выступлениях стали заметны антизападные мотивы. В марте 1976 года писатель посетил Испанию. В нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В западной прессе усилилась критика Солженицына, некоторые ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами.[17]
Вскоре после появления на Западе сблизился со старыми эмигрантскими организациями и издательством «ИМКА-Пресс», в которой занял главенствующее положение, не становясь при этом его формальным руководителем. Подвергся осторожной критике в эмигрантской среде за решение отстранить от руководства издательством эмигрантского общественного деятеля Морозова, руководившего издательством около 30 лет.