Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:34, реферат
Началом этого подъема можно считать Октябрьскую социалистическую революцию, в результате которой народы огромной страны, десятки миллионов ранее бесправных людей, получив личную свободу, добившись классового и национального равенства, вдохновленные идеей по-строения нового общества, с энтузиазмом стали восстанавливать после мировой и гражданской войн экономику страны, создали новую интеллигенцию, обеспечили индустриальную мощь госу-дарства.
Идейные разногласия Солженицына с эмиграцией «третьей волны» (то есть уехавшими из СССР в 1970-е годы) и западными активистами холодной войны освещены в его мемуарах «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов», а также в многочисленных эмигрантских публикациях.
В апреле 1976 года с семьёй
переехал в США и поселился
в городке Кавендиш (штат Вермо
С представителями прессы и общественности общался редко, из-за чего прослыл «вермонтским затворником»[18][К 19].
Снова в России [править]
С приходом перестройки официальн
18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде»[К 20] была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства — «Как нам обустроить Россию». Статья развивала давние мысли Солженицына, высказанные им ранее в «Письме вождям Советского Союза» и публицистических работах, в частности, включенных в сборник «Из-под глыб». Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС[19]. Статья вызвала огромное количество откликов.
В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве[К 21] с последующим прекращением уголовного дела[20], в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ».
Согласно рассказу В. Костикова, во время первого официального визита Б. Н. Ельцина в США в 1992 году, сразу по приезде в Вашингтон Борис Николаевич позвонил из гостиницы Солженицыну и имел с ним «длинный» разговор, в частности, о Курильских островах. «Мнение писателя оказалось неожиданным и для многих шокирующим: „Я изучил всю историю островов с XII века. Не наши это, Борис Николаевич, острова. Нужно отдать. Но дорого…“»[21].
27—30 апреля 1992 года кинорежиссёр Станислав Говорухин посетил Солженицына в его доме в Вермонте и снял телевизионный фильм «Александр Солженицын» в двух частях.
Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. После из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ.
В середине 1990-х личным распоряжением президента Б. Ельцина[22] ему была подарена государственная дача[23] «Сосновка-2» в Троице-Лыкове. Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты П. Столыпина и А. Колчака.
В 1997 году был избран действительным членом Российской академии наук.
В 1998 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу»[24].
Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1998 год).
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости»[25], Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка„цветных“ революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»[26]
Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 год).
12 июня 2007 года президент В. Путин посетил Солженицына[27] и поздравил его с присуждением Государственной премии[28].
Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».
Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.
В «Круге первом» спор Сологдина и Рубина, кроме рассуждений о законах диалектики, — сильно политизирован. Нержин, пребывая в состоянии общего осторожного скепсиса, не должен был вмешиваться. Он, очевидно, тянется рассмотреть какую-то более общую, кардинальную проблему, объёмней, чем только коммунистическая. Тогда — и сам автор вместе с Нержиным ещё не видел её. А она проступила как одно из крупнейших мировых умственных явлений. С тех пор, с годами, мне уже пришлось не раз высказываться о ней: это — крушение в XX веке основ философии Просвещения и секулярного антропоцентризма. (Мировые последствия этого крушения ещё и сейчас проявились не полностью.)
— Интервью Даниэлю Кельману для журнала «Cicero» в 2006 году.[29][30]
Кончина и погребение [править]
Президент России Д. А. Медведев у могилы А. И. Солженицына. 6 августа 2008 года
Памятник на могиле Солженицына на Донском кладбище
Последнюю исповедь Солженицына принял протоиерей Николай Чернышов, клирик храма Святителя Николая в Клёниках [31].
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности[32][33].
5 августа в
здании Российской
академии наук, действительным
членом которой являлся А. И. Солженицын,
состоялись гражданская панихида и
прощание с покойным. На этой траурной
церемонии присутствовали бывший Президент
СССР М. С. Горбачёв,
Председатель Правительства РФ В. В. Путин,
президент РАН Ю. С. Осипов,рек
Заупокойную литургию и отпеван
3 августа 2010 года, во вторую
годовщину со дня кончины, на
могиле Солженицына установлен
памятник — мраморный крест, созданный
по проекту скульптораД. М. Шаховского[38]
Творчество [править]
Творчество Солженицына
отличает постановка масштабных эпических
задач, демонстрация исторических событий
глазами нескольких персонажей разного
социального уровня, находящихся
по разные стороны баррикад. Для
его стиля характерны библейски
Для Солженицына, как в
художественной прозе, так и в
эссеистике, характерно внимание к
богатствам русского языка, использование
редких слов из словаря Даля (анализом
которого он начал заниматься в молодости),
русских писателей и
Биография [править]
Родился 2 января 1927 года,
(по другим источникам — 1 января[2]),
в Ленинграде в
семье служащего Николая Евгеньевича
Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович
(в девичестве — Розай)[3].
Учился в Ленинградском
хореографическом училище у Бориса Шаврова и Але
Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок»Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).
В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.
В 1995 году Юрий
Григорович покинул Большой театр и начал
работать с различными российскими и зарубежными
коллективами. В 1996 году осуществил
первую постановку в Краснодаре —
сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича.
Сотрудничество с новым коллективом (ныне
Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича)
успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским т
В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.
Профессиональная и
Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года
Бессменный руководитель жюри:
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории
В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент
С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии
С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
С 1990 — Президент фонда «Русский балет»
C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО
C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)
C 2004 — Почётный член Российской академии художеств
Почётный член Австрийского музыкального общества
Семья [править]
Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова [править]