Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа
Восстание Ивана Болотникова – одно из наиболее ярких событий Смутного времени, которое произошло в 1606-1607 гг. Восстание охватило многие слои населения России, в том числе и дворянское сословие, которое выступало не только в качестве жертв, но и являлось участниками восстания. Это относилось в первую очередь к южным, окраинным землям Русского государства.
Сначала примкнули к восставшим северские, польские и украинские города (расположенные на юго-западной границе Русского государства), а затем рязанские и береговые города (прикрывавшие Москву с юга); позже восстанием были охвачены города, лежавшие у литовской границы, — Дорогобуж, Вязьма, Рославль, тверские пригороды, заокские города Калуга и др., низовые города — Муром, Арзамас и др. К моменту прихода войска Болотникова к Москве восстанием было охвачено свыше 70 городов.
Введение 3
Глава I. Советская историография восстания Болотникова И.И.
§ 1. Оценки советской историографии восстания И.И. Болотникова. 6
§ 2. Участие дворянства в восстании 1606-1607 гг. в оценках советской историографии. 9
Глава II. Постсоветская историография восстания Болотникова И.И.
§ 1. Оценки постсоветской историографии восстания Болотникова И.И. 14
§ 2. Участие дворянства в восстании 1606-1607 гг. в оценках постсоветской историографии. 17
Заключение 20
Список используемой литературы
Победоносный ход восстания усилили антифеодальное настроение основной массы участников движения – крестьян и холопов. Дворян, присоединившихся к повстанцам, это пугало. В.И. Буганов указывает, что большой страх внушало дворянству то, что в районах, где бушевала крестьянская война, угнетенные прекращали выплату налогов, отказывались работать на феодалов и государство. Они быстро разобрались в обстановке и поняли, что лучше быть «под Шуйским», чем вместе с восставшими, побивавшими помещиков и самовольно освобождавшимися от крепостной зависимости30.
Р.Г. Скрынников в работе «Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников» пишет, что «осведомленнее современники утверждали, что северские дворяне не только участвовали в восстании, но и были его инициаторами»31. В отличие от центральных уездов, где сложились многочисленные и устойчивые дворянские корпорации, на юге уездное дворянство было малочисленным и экономически неустойчивым.
Гражданская война, утверждает Р.Г. Скрынников, расколола страну надвое32. Юго-западные и южные уезды стали главной базой движения в поддержку законного царя «Дмитрия» из династии Калиты, тогда как московские и прочие уезды признали царем Василия Шуйского33.
Гражданская война расколола и феодальное сословие. Против царя Василия Шуйского на первых порах выступили мелкопоместные дети боярские южных окраин. В отличие от южных уездов, тульские дворяне издавна служили в составе государева двора. Восстания в Туле и Рязани показало, пишет Р.Г. Скрынников, что раскол впервые распространился на государев двор34.
Главная мысль Р.Г. Скрынникова, касающаяся неудачи наступления повстанцев на Москву заключается в следующем. У восстания было два главных предводителя – Пашков и Болотников, и каждый вел свою войну35.
Как и другие отечественные историки, Р.Г. Скрынников видит те же различия в программах Пашкова, Ляпунова и Болотникова. Они и помогли московским посадским людям, которые ездили на переговоры в Коломенское, установить контакты с некоторыми из дворян , находившихся в повстанческом лагере. Р.Г. Скрынников отмечает, что расходные книги Разрядного приказа точно зафиксировали факт тайных переговоров царя с повстанцами. Вскоре же они во главе с П. Ляпуновым переметнулись в царский лагерь36. Измена одного из самых выдающихся вождей повстанцев спутала все их планы37.
Вслед за П. Ляпуновым армию восставших покинул И. Пашков и его отряд38.
Болотников нес вражду к высшим классам, Ляпунов поднялся против боярской олигархии, зато Пашков представлял слой, которому одинаково были присущи мотивы и социального, и политического протеста39.
Факт широкого участия дворян в восстании Болотникова обнаруживает всю уязвимость гипотезы, согласно которой Болотников вел борьбу под лозунгом физического истребления феодалов и конфискации их имущества40.
Таким образом, историки советского периода в своем большинстве видели дворян в качестве случайных попутчиков основных масс восставших, которые преследовали разные социальные и политические интересы. Они являлись слабой составляющей восстания, что непосредственно сказалось на ходе восстания и его завершающем этапе.
Глава II. Постсоветская историография восстания Болотникова И.И.
§ 1. Оценки постсоветской историографии восстания
Болотникова И.И.
Справедливым следует признать мнение Р.Г. Скрынникова: «основной социальный конфликт XVII в. был порожден закрепощением крестьян и крепостническими законами о холопах. Но этот конфликт получил неадекватное выражение в условиях гражданской войны. Социальный протест принял своеобразную форму»41 казни дворян, и призывы к расправам Болотниковым не следует считать показателем его антифеодальной программы.
Исследователи обращают внимание на то, что о содержании грамот известно лишь со слов официальных московских властей, которые явно стремились создать о восставших как можно более отрицательное мнение. Как справедливо отмечают исследователи, отсутствуют доказательства, что эти казни проводились лично по инициативе Болотникова.
В.Н. Козляков в своих работах так же рассматривает восстание как этап гражданской войны, неоднократно употребляя эту терминологию. «Ко времени активного выступления Ивана Болотникова имя Дмитрия превратилось в знамя нового социального протеста»42. Борьба началась не только с воеводами царя Василия Шуйского, отмечает В.Н. Козляков, но и со всеми теми дворянами и детьми боярскими, кто воевал на его стороне в полках сотенного строя.
Исследование доктора
исторических наук А.Л. Станиславского
— это серьезная попытка
В советской историографии принято было считать вольных казаков беглыми крестьянами и холопами, а их борьбу против правительства проявлением классовой борьбы крестьян против феодалов. Автор отказался от этой упрощенной схемы. Он детально рассмотрел специфические черты казачества как особой «сословной группы»44. К началу XVII в. в вольных казачьих станицах сложился институт казачьего ученичества — «своеобразного патриархального рабства»45.
По наблюдению А.Л. Станиславского, вольное казачество начала XVII в. «по своему социальному развитию было много архаичнее общественного устройства Русского государства того же времени»46. Холопы и крестьяне, вступая в вольные казачьи станицы, «изменяли свой сословный статус»47. «Ведь крестьяне, — пишет А.Л. Станиславский, — уходили к казакам вовсе не для того, чтобы избавившись от помещиков, свободно возделывать землю, а для того, чтобы ее никогда не возделывать и, подобно дворянам, получать жалованье за службу или жить за счет других крестьян»48.
В конечном итоге А.Л. Станиславский предлагает новый взгляд на Смуту как на гражданскую войну в России, основным стержнем которой были противоречия между дворянством и казачеством. К сожалению, в книге нет определения самого термина «гражданская война». Представляется, что применение этого понятия к истории России начала XVII в. потребует дальнейшего обсуждения, поскольку в историографии последних десятилетий гражданская война традиционно связывалась с борьбой за установление новых общественных отношений. Как видно из книги, автор не связывает Смуту с такого рода переменами в общественном строе Московского государства. Вызывает известные сомнения сама возможность применения термина «гражданский», «гражданин» к московскому обществу начала XVII века.
В рамках концепции Смуты как крестьянской войны наибольшее освещение получило участие в ней крестьян, холопов, посадских людей. Ограниченность такого подхода состоит в том, что служилые люди, являвшиеся главными участниками событий начала XVII в., отодвинуты на второй план и выступают как сила, втянутая в общий поток крестьянского движения. Например, дворян — участников восстания Болотникова — называют попутчиками крестьянской войны. Специфические интересы различных категорий служилых людей при этом игнорируются. После опубликования монографии А.Л. Станиславского о казачестве необходимость исследовать историю дворянства49 в полном объеме, включая и его взаимоотношения с казачеством, становится очевидной.
§ 2. Участие дворянства в восстании 1606-1607 гг. в оценках постсоветской историографии.
В советское время много писалось о так называемых «дворянских попутчиках», которые своей «изменой» украли победу в крестьянской войне. В.Н. Козляков в своих работах опровергает этот тезис. Автор утверждает, что такое «представление о событиях возникло в классовой парадигме, воспринимавшей Смуту как крестьянскую войну»50.
В.Н. Козляков пишет, что изначально люди из разных чинов объединялись по принципу не социального, а политического протеста по поводу переворота, устроенного царем Василием Шуйским. Но те, кто отказался от присяги царю Шуйскому, были обмануты слухами о спасении царя Дмитрия51. Когда это стало выясняться, пришло время других решений.
Ученый так трактует измену части дворянства во главе с рязанским воеводой Прокофием Ляпуновым. Они видели, как в Коломне сторонники царя Дмитрия разграбили город, и решили, пока не поздно, вернуться на службу к царю Василию Ивановичу52.
В постсоветский период ученые
историки начали говорить уже о внутренних
противоречиях среди
Но конфликт был намного глубже. Здесь речь идет о том, кто должен объединить и возглавить силы восставших на данном этапе выступления. Пашков имел основания встать во главе всех повстанческих сил55, утверждает Р.Г. Скрынников. Он первым поднял знамя восстания, он разгромил главных царских воевод и приступил к осаде Москвы. Болотников пытался самостоятельно пробиться к столице, но потерпел поражение по Калугой и явился в Коломенское с запозданием. Добиваясь первенства, Болотников ссылался не на свои победы, а на царскую грамоту: сам царь «Дмитрий» назначил его главнокомандующим56.
В конфликт, вызванный личным соперничеством, оказались вовлечены многие служивые люди. Явившиеся в Москву перебежчики заявляли, пишет Р.Г. Скрынников, что у повстанцев «половина войска принуждена от более сильной партии, и она охотна к заявлению покорности великому князю»57.
В одной из своих статей А.Л. Станиславский сформулировал тезис о том, что конфликт между промежуточными слоями служилых людей (военными холопами, «жилыми» казаками и стрельцами, «зольными» казаками, служилыми татарами, мелким дворянством) и привилегированным дворянством был одним из стержневых в Смутное время58.
В монографии «Гражданская война в России 17 в.» этот вывод конкретизирован и уточнен. На первый план выдвинулось противоречие между казачеством и дворянством в целом. С одной стороны, казаки направляли свои действия «и против дворян вообще»59; а с другой — «вряд ли следует сомневаться, что в разгар Смуты дворяне мечтали об уничтожении казачества именно потому, что не могли справиться с сословием, угрожавшим их существованию»60. Смысл противоречий между дворянством и казачеством периода подмосковных ополчений А.Л. Станиславский видит в борьбе «за преобладающее влияние в армии и долю в доходах». Казачьи приставства угрожали, по мнению автора, существовавшим формам феодального землевладения61. Борьбу дворянства и казачества автор прослеживает и в дальнейших событиях Смуты62. Общий вывод автора состоит в том, что в моменты «наивысшего обострения этой борьбы казаки стремились к полному уничтожению дворянства как правящего класса»63.
А.Л. Станиславский подробно рассмотрел различия интересов казаков и дворян, а общность интересов этих двух категорий служилых людей осталась в тени. Действительно, владение поместьем не было идеалом для вольного казачества в целом в начале XVII в.64. Однако стремление получить государево жалование в той или иной форме (в виде земельного владения, денежного и хлебного довольствия) было общим для различных групп служилого сословия.
Не следует забывать также,
что во всех движениях начала XVII
в. участвовали различные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, данная работа показывает, как развивалось и изменялось мнение о восстании 1606-1607 гг. под предводительством И. Болотникова в отечественной историографии советского и постсоветского периодов.
В советской историографии общепринято было рассматривать движение 1606-1607 гг. как один из этапов крестьянской войны. Вышло множество работ, которые утверждали и разрабатывали эту точку зрения. Ученые историки говорили об антифеодальном характере движения, массовом характере, широком размахе восстания. Ивана Болотникова советские авторы называли вождем первой крестьянской войны в России.
В настоящее же время мнение
о характере восстания
Главный вывод заключается в следующем. Изменилось мнение и об участниках восстания, которые представляли сословие дворян.
В отечественной историографии советского периода дворянство рассматривали в качестве случайных попутчиков, которые преследовали иные цели, нежели основная масса восставших. Они являлись слабой составляющей восстания, что сказалось на ходе движения и его завершающем этапе. Многие ученые считали, что именно предательство дворян явилось тем фактором, который, в конечном счете, и привел к поражению восставших.
Информация о работе Постсоветская историография восстания Болотникова И.И