Правила политического искусства Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал младший современник Леонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (1513-1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии “Мандрагора”.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр по ИППУ ВАРИАНТ 10.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

 

 

 

Направление подготовки – Юриспруденция

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине  «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙЙ»

 

Вариант №10

 

 

 

Студент      

Группа   10213      

Номер зачетной книжки    

 

Преподаватель    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2013

 

ВАРИАНТ № 10

 

1. Правила политического искусства Н. Макиавелли.. . . . . . . . . . . . 3

2. Взгляды  И. Бентама на право и государство. . . . . . . . . . . . . . . . . .7

3. Проблемы правосознания в работах И. А. Ильина.. . . . . . . . . . . . 9

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правила политического искусства Н. Макиавелли

 

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал младший современник Леонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (1513-1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии “Мандрагора”.

Именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления, и определенную территорию. По форме правления Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления - республика, но государству, “где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством”, также отданы симпатии автора.

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та - республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, - таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий». Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.

Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых же государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые установления и порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность.

Макиавелли также отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым - невозможно. Макиавелли считает, что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало - помалу, что бы их распробовали как можно лучше.

Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была. Если правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм - все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть, не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

Политика, по его мнению, - это относительно автономная, рациональная и аналитическая сфера человеческой деятельности. Человек, как считает Макиавелли, - это человек политический, активный деятельный, разумный и одновременно эгоистичный.

В заключение вышесказанного следует понять философию нравственно-политической проблемы у Макиавелли, о возможности научного подхода к субъективной сфере морали, тем более, что Макиавелли, иногда, до сих пор объявляют философом, разделившим политику и мораль. В своё время тезис о разделении политики и морали сыграл положительную роль, поскольку он апеллирует к научности и снимает с Макиавелли как учёного обвинение в аморализме. На сегодняшний день простого противопоставления политической реальности и нравственных норм не достаточно. Нужно объяснить их расхождение. Утверждение общеобязательности, абсолютной объективности моральных предписаний было преимущественно делом религиозных и идеалистических учений, отдалявших сферу человеческих отношений, регулируемую моралью, от всех прочих видов деятельности. Многие учёные подчёркивали её субъективный и переходящий характер, относительность нравственных критериев. Такая точка зрения может подкрепляться функционалистским противопоставлением морали и политики (у каждой из них своя область регулирования, свои законы, цели). Но ведь мораль - это способ быть человеком в конкретной социальной обстановке времени и среды. Уже поэтому не следует противопоставлять её политике, с которой она имеет общий предмет - отношения людей. Макиавелли "освобождает" науку не от морали, а от абстрактного морализирования. Нравственные проблемы политики можно и даже нужно решать только в пределах этики, ставя при этом вопросы о происхождении моральных норм, о том, как люди к ним относятся, как их используют.

 

 

 

 

 

 

  1. Взгляды И. Бентама на право и государство

 

Иеремия Бентам (1748-1832) выдающийся английский философ, экономист и теоретик права, которого чаще всего относят к представителям европейского либерализма. В числе его трудов: «Фрагмент о правительстве», «Анархические софизмы», «Введение к принципам нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс».

Взгляды Бентама несколько отличаются от положений классического либерализма: он предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека - в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Свобода и права личности были для Бентама истинным воплощением зла, так как он не видел принципиальной разницы между свободой и своеволием. Бентам также отрицал принцип разграничения права и закона, считая, что таким образом праву придается противозаконный смысл.

В вопросах организации государственной власти И. Бентам стоял на демократических позициях. Он осуждал монархию и наследственную аристократию являясь сторонником республиканского государственного устройства, в рамках которого три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны быть разделены. Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

Цель правительства в любом государстве - наибольшее счастье наибольшего числа людей (на деле цель - наибольшее счастье тех, кто осуществляет правительственную власть). Превращение правительства в опекуна подданных, действующего в их интересах, уберечь от злоупотребления властью путем установления ответственности (над властью должен стоять какой-то суд).

Конституция должна обеспечить иерархию властей, т.е. приоритет учредительной над действующей, а в рамках последней - законодательной власти над исполнительной. Судебная власть оказывается несколько заниженной, она рассматривается всего лишь как часть исполнительной власти. Стержень конституционной системы Бентама - высшая законодательная власть. Ее полномочия неограниченны, сдержками для этой власти служат лишь гарантии хорошего поведения депутатов, которые несут правовую ответственность за свои поступки и могут быть отозваны.

Для Бентама характерен последовательный юридический позитивизм. Его справедливо называют одним из пионеров позитивизма в юридической науке Нового времени. Право - это воля суверена. Он стремится поставить право на научную основу, объяснить существующую систему и показать, каким должно быть право (главный принцип разумной системы права - утилитарность, полезность; критерий полезности - обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей - новое выражение лозунга общего блага). Каждый человек стремится получать удовольствия и избегать страданий (наряду с убеждениями, свойственными каждому индивиду, поведение людей определяется общественными санкциями - моральными, религиозными, правовыми). Бентам пытается построить отношения между людьми, политическую и правовую систему на началах полезности, разумного эгоизма (предлагает реформировать на этих началах право).

Для Бентама в идеале, право должно быть тождественно закону. Квалифицирующий признак права - санкция. Бентам воспринимал законодательство не только как определенную систему правил, но и как мощное средство воздействия на общество, определенную политику и стратегию, направленную на борьбу со злом.

Закон, по Бентаму, должен быть общедоступен, а также ясен и прост в изложении. Главное усилие ученый направил на создание кодексов, сводов законов - простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были полностью или частично использованы в законодательствах Франции, Германии, Испании. Идеи философа, бывшее исключительно популярными в свое время, получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Милля, А.Бена, Г. Спенсера и Л. Стивена.

  1. Проблемы правосознания Ильина И.А.

 

Иван Александрович Ильин (1882-1954) российский религиозный философ, был одним из крупных представителей неомонархизма. Творческое наследие Ильина огромно. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сотен статей, более 100 лекций и большое количество писем. Среди работ по теоретической юриспруденции следует отметить «Понятие права и силы», «Учение о правосознании», «Наши задачи», незаконченный труд о монархии и республике» и особенно знаменитую книгу «О сопротивлении злу силою», вызвавшую острую полемику, как в России, так и за рубежом.

Юриспруденция Ильина строится на основе православного мировоззрения. Для него право относиться к тем же «вершинам духа», что и откровение, добро, красота, истина. Он всегда утверждал объективное значение права, категорически отвергая субъективно-релятивистское воззрение на него.

Ильин считает, что естественное правосознание как предмет знания о «самом», «настоящем», едином праве должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми под названием «положительного права».

Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право» и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, непредметность и слабость естественного правосознания будут создавать «непредметное», т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу «положительное право».Тогда «право», единое и верное по своей идее, раздваивается и вступает в своеобразное внутреннее разноречие с самим собою: естественное правосознание утверждает не то, о чем говорит знание положительного права, и в результате этого душа приобретает два различных правосознания, ибо наряду с естественным возникает правосознание положительное, не совпадающее с ним по содержанию. Такое раздвоение права, такое разноречие правосознании - свидетельствует, конечно, о духовной неудаче, постигающей человека: ему не удается - по отсутствию воли или по недостатку умения - осознать содержание естественной правоты и положить его в незыблемое основание всякого суждения о «положительном» праве; но так как умение всегда зависит от сердца, которое любит, и от воли, которая выковывает и воспитывает умение, то вся эта великая духовная неудача в деле правотворчества покоится на всеобщем, исторически устойчивом очерствении сердец и недостатке воли к правовому праву.

Ильин утверждал, что нормальное правосознание знает свой предмет; оно есть знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности, и признающая его потому, что она признает его цель. Поэтому нормальное правосознание есть, прежде всего, воля к цели права, а потому и воля к праву; а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бороться за право. Только в этом целостном виде правосознание является нормальным правосознанием и становится благородной и непреклонной силой, питающейся жизнью духа и, в свою очередь, определяющей и воспитывающей его жизнь на земле.

Информация о работе Правила политического искусства Н. Макиавелли