Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:10, контрольная работа
Задачи политики просвещенного абсолютизма в России:
- укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствований системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов;
- расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное служить интересам государства и всего общества;
- проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
- создание условий для экономического развития страны;
- распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;
Введение 3
ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1 Наказ Уложенной Комиссии………………..……………………….4
1.2 Губернская реформа....………………………………………………..5
1.3 Судебная система…………..………………………………………...5
1.4 Введение выборности...………...…………………………………….5
1.5 Жалованная грамота дворянству………..…………………………..6
1.6 Жалованная грамота городам………………………………………...7
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .…………………………….8
ГЛАВА 3. НАУКА И КУЛЬТУРА 9
3.1 Образование …………...…………………………………..............…9
3.2 Комиссия об учреждении училищ……………….………………...10
3.3 Увеличение роли книги 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Отечественная история»
на тему: «Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм»
Выполнил студент группы: 43-71-25
Бурханова Наиля Ахатовна
Альметьевск 2013
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1 Наказ Уложенной Комиссии………………..……………………….4
1.2 Губернская реформа....……………………………………………….
1.3 Судебная система…………..………………………………………..
1.4 Введение выборности...………...……………………………
1.5 Жалованная грамота дворянству………..…………………………..6
1.6 Жалованная грамота городам………………………………………...7
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .…………………………….8
ГЛАВА 3. НАУКА И КУЛЬТУРА 9
3.1 Образование …………...…………………………………..........
3.2 Комиссия об учреждении училищ……………….………………...10
3.3 Увеличение роли книги 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………...……..……………
Введение
Екатерина II, правившая после Петра III, внесла огромный вклад в историю развития России. Время её царствования (1762-1796) называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм с одной стороны представляет собой политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей (М. В. Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо), преследовала цель сохранения порядков; с другой стороны, просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, способствовал буржуазному развитию. А некоторые ученые видят в просвещенном абсолютизме один из этапов эволюции абсолютной монархии.
Задачи политики просвещенного абсолютизма в России:
- укрепление
самодержавия за счет
- расширение
прав и свобод дворянства в
целях его превращения в
- проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
- создание условий для экономического развития страны;
- распространение
знаний, развитие европейских форм
культуры и образования в
- повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения
Цель работы
– как можно глубже исследовать
уже имеющиеся источники
Глава 1. Власть и управление
Чтобы сгладить впечатление от захвата престола, Екатерине надо было стать популярной в широких кругах народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом, новое должно было упрочить законность в управлении. Так, деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям.
1.1 Наказ Уложенной Комиссии
Важным моментом в политике «просвещенного абсолютизма» был созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ Уложенной Комиссии», который возвещал, что равенство граждан состоит в том, чтобы все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.
1.2 Губернская реформа
Одной из главных форм решения этих
задач стала перестройка
1.3 Судебная система
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой суд. Дворян судили: верхний земский суд в губернских городах и уездный суд в уездных городах. Горожан – соответственно, губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых уже не выбирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Таким образом, дворянство добилось укрепления
своих позиций в местном
1.4 Введение выборности
Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала, забытого в России со времен земских сборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением сословных принципов и обеспечением преимуществ господствующему сословию. Это шло вразрез со взглядами просветителей, которым ранее следовала Екатерина. Впрочем, в тогдашней России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия.
Важно отметить и попытку внедрить разделение властей, о чем Екатерина говорила еще в Уложенной комиссии. Екатерина провозгласила: «Государев наместник не есть судья». Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в XVIII в. началось бы формирование правового государства. Увы, всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судов. На практике губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате суд в России отнюдь не воспринимался как место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и закону, в России – к государственной власти, что свидетельствует о слабости российского общества и необычайной силе государства.
Губернская реформа
Губернская реформа привела также к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.
1.5 Жалованная грамота дворянству
Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.
Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г. «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (Жалованная грамота дворянству). Грамота подтвердила привилегии, которыми уже пользовалось дворянское сословие: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации.
Лишь один вопрос был обойден в Жалованной грамоте – о крепостном праве. Правда, в документе говорилось о собственности дворянина на имение со всем тем, что в нем находилось, но прямо о владении душами сказано не было. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.
1.6 Жалованная грамота городам
В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относились большинство городских жителей, составили сословие мещан (от украинского слова «место» - город).
Все шесть разрядов (в их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество».
Чтобы правильно понять
и оценить причины такой
Глава 2. Крестьяне и крепостное право
Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.
Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центре внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они, прежде всего, делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг: как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатами Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.
Глава 3. Наука и культура
3.1 Образование
Вторая половина XVIII в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой - один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В соответствии с этим учреждением были открыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм